Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16 (3783) 14 ноября 2008 года
свой стандарт

Нужна ли физическая культура?

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Ян Амос Коменский

Классический университет обязан формировать личность и готовить не просто высококачественный профессиональный, но и культурный резерв нашего государства…

Сегодня в отношении физической культуры в вузе поставлено два вопроса. Первый: нужна ли физическая культура Университету? Второй: может, нужен только спорт? Для правильного ответа необходимо знать, а что же такое физическая культура.

Физическая культура как часть культуры предполагает прежде всего работу с духовным миром человека — его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным состоянием, ценностными ориентирами, мировоззрением и мироощущением — через физическую деятельность. В структуру понятия физическая культура необходимо включать такие социальные явления, как физическое образование, спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию. Основным творчески деятельным компонентом понятия «физическая культура» является спорт — любительский (массовый, народный, общедоступный) и профессиональный (спорт высших достижений). Любительский спорт делится на детско-юношеский, учебный и «спорт для всех».

При таком подходе к структуре понятия «физическая культура» возможна социокультурная ориентация физической культуры относительно главных социальных сфер жизни общества: образования, труда, досуга. Особая социальная значимость физической культуры заключается в профилактике и преодолении в молодежной среде тех вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), которые развиваются в результате поведенческих действий, не отвечающих социально-биологической сущности человека. Как известно, одна из причин асоциального поведения молодежи — неумение организовывать свой досуг. Но не только молодые люди виноваты в этом. Взрослые не создали для этого необходимые условия, не смогли вовремя приучить подрастающее поколение к систематическим занятиям физической культурой, к постоянной тренировочной работе в секциях. Физическая культура — это уникальное социальное явление, способное при правильном научно-обоснованном подходе объединять общество, укреплять на основе общедоступных норм его нравственное и физическое здоровье.

Улучшить здоровье нации

Полагаю самым главным делом сохранение и размножение российского народа, в чём состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей.
М.В.Ломоносов

В настоящее время тревожная ситуация с физическим здоровьем нации, с ее демографической перспективой стала одной из главных проблем государства. Это во многом и обусловило утверждение Советом по проблеме национальной безопасности при председателе Государственной Думы РФ государственной программы «Здоровье нации». В ней подчеркивается необходимость повышения социальной значимости физической культуры как универсального средства в формировании всесторонне и гармонично развитой личности с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. Ведь в физкультурно-спортивной сфере — через многообразие ее организационных форм — максимально сбалансированы и сближены как личные, так и общественные интересы, способствующие формированию здорового морально-психологического климата в различных социально-демографических группах.

Очевидно, что на современном этапе развития страны, в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества, возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, необходимой для их успешной трудовой деятельности. А пересмотр парадигмы развития общества приведет к принятию высшей школой личностно-ориентированной концепции. Общество нуждается в личностях ярких, самодостаточных, испытывающих потребность в активной деятельности, способных к осознанному выбору, а такую личность и обязан воспитывать классический университет с его гуманистической ориентацией. На это же ориентирует нас концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы», принятая в сентябре 2005 г.

Человек — это биологическое существо, и природа заложила в него необходимость движения. А кто и каким образом объяснит ему: что происходит с организмом при регулярной двигательной активности; что такое физическая нагрузка; как грамотно ее дозировать; как контролировать свое функциональное здоровье; как составлять для себя индивидуальные комплексы упражнений? Для этого государство и ввело предмет «физическая образование» сначала в школе, а затем и в вузах. И наш Университет был первым высшим учебным заведением России, который этот предмет ввел в учебное расписание. Еще в 1891 г. П.Ф.Лесгафт, доктор медицины, педагог, писал: «Вводя физическое образование в профессиональную школу, мы имеем в виду достичь искусства в ремесле».

Однако, как свидетельствуют результаты ряда исследований, теоретические знания учащихся о физической культуре неглубоки. Корень зла — в малоэффективной методике обучения, так как она нацелена в основном на развитие двигательной деятельности. Учителя школ ограничиваются лишь сообщением кратких сведений об основных понятиях физической культуры, а это приводит к низкому уровню знаний школьников в данной области, что подтверждается рядом социологических исследований.

Нам представляется вполне очевидным, что для решения этих задач в нашем Университете предмет «физическая культура» может и должен играть не последнюю роль. Однако необходимо сменить старые ориентиры и построить преподавание предмета с учетом современных реалий. Речь идет об участии кафедры физической культуры в повышении качества выпускаемых специалистов и в разработке современной технологии преподавания физической культуры, обеспечивающей требуемый образовательный и психофизический уровень профессиональной готовности специалистов, выпускаемых нашим Университетом.

Первый круг задач

Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое! Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины.
К.Д.Ушинский

Главная цель занятий физической культурой и спортом — формирование физической культуры личности, подготовка к жизни и профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. Эта цель конкретизируется в задачах, первый круг которых состоит в образовании, воспитании и оздоровлении студентов через приобретение знаний о культуре здоровья, здоровом образе жизни, о связи физического воспитания с другими его сторонами — с нравственным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием.

Образовательная задача содействует становлению культуры личности. Исследования последних лет показывают, что слабый уровень теоретических знаний в области физической культуры и спорта во многом определяет пассивное отношение людей к самоорганизации здорового образа жизни, реальному включению в физкультурно-спортивную деятельность как эффективному средству сохранения своего здоровья. Поэтому, если говорить об образовательном аспекте нашего предмета, вклад физической культуры должен состоять в обеспечении студентов всеми знаниями о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни. Занятия физической культурой должны научить его владеть всем арсеналом практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование его психофизических способностей и качеств личности.

Кафедра физической культуры готова по-новому осмыслить подход к учебному процессу, в основу которого необходимо положить общие культурологические задачи образования и воспитания: высшей ценностью в физическом воспитании студентов становится не выполнение контрольных нормативов, не подготовка спортсменов-разрядников, а воспитание физической культуры личности.

Воспитательная задача состоит в развитии у студента духовных качеств (воли, целеустремленности, настойчивости, взаимопонимания и т.д.) и двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и др.). В результате студент, предварительно теоретически овладев правилами и нормами, формирует в себе умение работать в команде, поддерживать партнерские отношения с окружающими, быть терпеливым и коммуникабельным, следовать корпоративной этике. Опыт показывает, что даже хорошо поставленное правовое образование не может решить проблему формирования навыков терпимого отношения к окружающим и толерантного поведения. Необходимы методы систематического и рационального обучения. Очевидно, что эти проблемы невозможно решить разовыми акциями и мероприятиями — только курсами теоретических знаний.

Именно учебный предмет «физическая культура» в высшей школе, где приобретение знаний и реализация их на практике не разведены во времени, приобретает особую значимость в становлении личности.

И поэтому сегодня, когда наблюдается значительное ослабление воспитательной функции высшей школы, физическая культура и спорт остаются одними из немногих направлений в деятельности вузов, где может реально осуществляться эффективная учебно-воспитательная работа со студентами.

Оздоровительная задача, объединяя две предыдущие, состоит в гармоническом развитии форм и функций организма: в укреплении здоровья, повышении сопротивляемости организма к заболеваниям, в его закаливании, в умении противостоять утомлению.

Развитие высшей школы в современных условиях сопровождается интенсификацией труда студентов, возрастанием информационного потока, широким внедрением технических средств и компьютерных технологий в учебный процесс, сильным социально-экономическим прессингом на все стороны студенческой жизни и труда. Процесс обучения требует напряжения памяти, устойчивости и концентрации внимания, сопровождается возникновением стрессовых ситуаций (зачеты, экзамены), а непрерывный рост научной и социально-политической информации, несовершенные режим и методы обучения, ориентированные на заучивание огромного по объему материала, перегружают мозг учащихся и порождают дисгармонию в развитии личности.

Исследованиями доказано, что рабочая нагрузка добросовестного студента в обычные дни достигает 12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии увеличивается до 15–16 часов, что труд студента по тяжести относится к первой категории (легкий), а по напряжению — к четвертой (очень напряженный). Дефицит времени ведет к отказу студента от занятий физическими упражнениями, к снижению мышечной нагрузки. Между тем еще в античные времена древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Ничто так не разрушает человека, как продолжительное мышечное бездействие». Снижение двигательной активности в первую очередь сказывается в появлении нарушений со стороны нервной, сердечно-сосудистой систем, систем пищеварения и дыхания. Именно такой учебный предмет, как физическая культура в высшей школе, может сформировать у будущих специалистов навык сохранения высокой физической и творческой активности на долгие годы.

Знания и навыки: второй круг задач

Наиболее важной представляется задача переориентации учебно-воспитательного процесса студентов на позиции профессионально прикладной физической культуры. Физическая культура в университете должна в бoльшей мере обеспечивать учебные задачи факультетов по подготовке будущих специалистов с классическим университетским образованием. Ведь очевидно, что для специалиста-полевика (геолога, географа, биолога, историка) необходимы знания и умения в области основ туризма, плавания, ориентирования на местности. Специалисту-филологу или восточнику, чтобы лучше узнать страну изучаемого языка, помогут знания, а еще лучше — навыки национальных видов спорта этой страны. При выездах в эти страны он сможет быстрее найти общий язык с молодежью, занимающейся национальными видами спорта. А будущим менеджерам целенаправленное использование подвижных игр поможет сформировать готовность к управленческому общению в конфликтных ситуациях. В ходе игры можно моделировать различные условия профессиональной деятельности, используя два основных фактора игрового решения — быстроту и рациональность.

Менеджер от 50 до 90% своего рабочего времени тратит на коммуникации. Бизнес-сообщество обсуждало вопрос качества получаемого студентами образования и соответствия его современным бизнес-задачам. Был отмечен критически низкий уровень коммуникационного взаимодействия, навыков эффективных коммуникаций и работы в команде. Большинство опытных руководителей считает плохую коммуникацию главным препятствием на пути достижения эффективности своей организации. В настоящее время отдельные виды спорта с огромным успехом используются при проведении различных тренингов: тренингов развития лидерских качеств, командообразования — «teambuilding» и т.д. Применение спортивных методов для развития всех вышеперечисленных качеств у студентов 1 курса в обязательной форме, а на старших курсах — факультативно позволит им к окончанию университета стать действительно высококлассными специалистами, готовыми к трудным современным условиям работы. В этом направлении необходим тесный контакт с факультетами для определения наиболее эффективных методик и выбора видов спорта для каждой специальности.

Следует заметить сразу, что дискутируемый перевод дисциплины «Физическая культура» на вечернее время не позволит большинству студентов воспользоваться всем спектром возможностей нашего предмета для своего профессионального совершенствования. Это связано в первую очередь c методикой преподавания физического воспитания в школе, низким уровнем обеспеченности материально-спортивной базы университета и с руссийским менталитетом. Если в странах Болонской конвенции студент в свободное время может воспользоваться огромным количеством современных спортивных сооружений, то в наших условиях после 17 часов существующие спортивные сооружения вместят не более 30% всех действительно желающих заниматься спортом студентов.

Реорганизация

Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.
Л.Фейербах

Необходимость физической культуры как учебной дисциплины в Университете определяется такими задачами, как обучение и воспитание самостоятельной, саморазвивающейся личности, способной делать осознанный выбор; выработка умения управлять процессом принятия ответственных решений; поддержание социально-обоснованного уровня физической подготовленности для профессиональной деятельности; противодействие негативным факторам, влияющим на здоровье; умение самостоятельно использовать средства физической культуры на отдыхе; формирование общей и профессиональной культуры, здорового образ жизни.

Несомненно, структурная реорганизация учебного процесса по физической культуре и спорту в нашем Университете необходима. Однако она должна быть продуманной и учитывающей все интересы. Университет перешел на факультетский принцип организации, поэтому одним из путей вхождения физической культуры и спорта в современную структуру Университета нам представляется реорганизация общеуниверситетской кафедры в Факультет физической культуры. Факультет сможет координировать всю учебную, научную, спортивную и оздоровительную работу в Университете не только со студентами, но и с сотрудниками, а также работу всей спортивной инфраструктуры. Актуальность преобразования кафедры физической культуры и спорта в факультет обусловлена необходимостью создания новых технологий обучения в вузе; введения системы обмена информацией между медицинскими и педагогическими кадрами; создания программно-технических методов и средств мониторинга и коррекции здоровья; создания системы подготовки и переподготовки кадров в области культуры здоровья с университетским образованием — для работы с будущими студентами, а также системы подготовки магистра физической культуры европейского уровня.

В заключение мы приводим мнения знаменитых выпускников нашего Университета.

«Если университет не способен решить вопросы физкультуры и спорта, это может быть вполне достаточным основанием, чтобы его лишить лицензии», — сказал Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета по развитию физкультуры и спорта в РФ, которое состоялось 14.10.08. И далее он продолжил: «Я хотел бы специально обратить внимание Министерства образования: мы не должны лицензировать и аккредитовывать образовательные учреждения, в которых только стул и стол. Это расточительно. Прежде всего в связи с тем, что там проблемы со здоровьем возникают и у детей, и у студентов, и нужно посмотреть вообще на самом деле, что делается и в других высших учебных заведениях».

А это произнес премьер-министр в начале октября на презентации фильма «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным»: «Уровень развития спорта в стране безусловно определяет уровень развития самой страны. Внимание общества к спорту говорит о зрелости самого общества, потому что без спорта невозможно говорить о здоровом образе жизни, о здоровье нации как таковой. Спорт — это универсальное средство консолидации общества и его развития».  

Б.А.Михайлов,
заслуженный работник высшей школы,
кандидат физико-математических наук,
профессор кафедры физической культуры и спорта,
А.М.Леонтюк,
кандидат философских наук,
профессор кафедры физической культуры и спорта

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков