Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 16 (3783) 14 ноября 2008 года

«Крот, крот, не рой мой огород…»

Этим летом некоторые студенты кафедры исторического регионоведения Исторического факультета проходили этнографическую практику в удивительном месте — в Торжокском районе Тверской области. Работали мы в команде со студентами братской кафедры этнографии. А приютил нас всех гостеприимный Всероссийский историко-этнографический музей.

Первая часть наших исследований проходила в городе Торжке. Удалось собрать ценные сведения по истории строительства ряда памятников архитектуры, по истории православного и евангелического приходов города, а также записать местные легенды. Например, о существовании подземного хода под рекой Тверцой между мужским и женским монастырями.

Через неделю база экспедиции переместилась в деревню Парнево, где начались уже настоящие полевые исследования, затронувшие ближние и не очень ближние окрестности. Удалось собрать обширный материал о жизни тверской деревни в ХХ веке. Здесь, по крайней мере до 1950-х гг., сохранялись еще многие традиционные занятия, среди которых прядение, ткачество, кружевоплетение, вышивка, изготовление одежды, обуви (лапти, тюни, валенки, сапоги), орудий труда. Собранные материалы еще нужно долго и детально обрабатывать.

В процессе исследований нас интересовали не только занятия, но и быт, общественное устройство деревни. Мы изучали деревенские постройки и их декоративное убранство, а также местные традиционные праздники. В разных деревнях праздновали «Семиев день», «Казанскую Божжу Мать», Успенье, Петров день, «День Лесан Невского», «Девяту пятницу», «Николу Широкую», День Матери Елены и царя Константина и др. Обычно на праздники пекли пироги, ходили в гости, устраивали «посиделки», плясали под гармошки и балалайки. На Троицу во многих деревнях сохранилась традиция «ломать березки» и ставить их во дворе и в доме, а на Масленицу — печь блины и жечь чучела. Ни один праздник не обходился без драки. Дрались кольями, деревня на деревню. Случалось, что и насмерть. У детей самым любимым временем в году были Святки, когда ходили по домам и просили угощение.

Фольклор в деревнях почти не сохранился. Однако удалось записать несколько песен, частушек и заговоров. Наиболее оригинальный заговор был отмечен в селе Климово. Чтобы избавить огород от кротов, нужно на рассвете сесть верхом на кочергу и «объехать» на ней участок, приговаривая «Крот-крот, не рой мой огород; с Чистого Четверга — в рот тебе кочерга». Говорят, помогает…

Любопытную информацию мы собрали про домовых, анчуток (так там называли чертей) и прочую нечисть.

Нас приятно удивил тот факт, что в деревне еще сохраняются традиционные верования, обычаи, праздники, легенды. Совсем недалеко от двух столиц существует, хоть и в сильно измененном виде, но всё же настоящая, исконная русская культура.  

А.А.Бландов,
студент 3 курса кафедры исторического регионоведения
Исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков