Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3782), 30 октября 2008 года
от первого лица

«Основная задача —
уйти от «уравниловки»

О преимуществах новой системы оплаты труда мы беседуем с профессором Иваном Петровичем БОЙКО, первым проректором по экономике СПбГУ. Эту систему Правительство РФ вводит с 1 декабря для работников федеральных бюджетных учреждений — в том числе для нас с вами, для высшей школы. Какой она будет? Чем новая системы оплаты труда отличается от прежней? Как будет происходить переход? Эти актуальные для всех универсантов вопросы и стали темой нашего разговора.

Проблемы с Единой тарифной сеткой

— Старую систему, основанную на Единой тарифной сетке, решили поменять. Иван Петрович, давайте сначала определим, чем не устраивала прежняя система оплаты труда?

— Претензии к старой системе оплаты труда, к Единой тарифной сетке, начались достаточно давно. Главная была в том, что ЕТС — слишком жесткая: ее 18 разрядов применялись во всех бюджетных организациях, во всех отраслях — и у военных, и у медиков, и в школе, и в вузе. И хотя условия деятельности, понятно, были везде разные, но всех стригли под одну гребенку, и только 18 разрядов должны были определять различия в заработной плате.

Первый проректор по экономике И.П.Бойко.

Первый проректор по экономике И.П.Бойко.

Такая жесткость системы оплаты труда привела к тому, что уже буквально через несколько месяцев после введения ЕТС в нее стали вносить изменения, в отраслях стали появляться отдельные доплаты. С того времени опубликовано больше 1000 нормативных документов. И фактически сама по себе ЕТС перестала существовать — как единая система, от нее достаточно быстро отошли. Всего один пример, чтобы было понятно. По Единой тарифной сетке доцент 15 разряда должен получать в настоящее время 3 707 рублей в месяц, а фактически в нашем Университете доцент 15 разряда получает бюджетных денег 15 960 рублей. Как видите, значительно больше. Эта разница определяется различными добавками

Вторая сторона проблемы ЕТС заключалась в том, что система была уравнительной. Любой доцент 15 разряда по Единой тарифной сетке должен был получать одну и ту же сумму. Доценты, понятное дело, все разные: они по-разному работают, по-разному относятся к своему делу, у них разные результаты труда. А оплата по Единой тарифной сетке их нивелировала, выравнивала — не позволяя материально стимулировать тех, кто работает хорошо, и наказывать тех, кто работает спустя рукава. А всё из-за того, что деньги, которые тот же доцент получал, — они полагались ему всегда; сумма, отпускаемая на зарплату по ЕТС, не зависела от объема и качества работы конкретного человека. Собственно, поэтому и решили отказаться от Единой тарифной сетки.

Разговоры о том, что нужно переходить к отраслевым системам оплаты труда, велись достаточно давно. И вот наконец-то Правительство РФ подготовило этот переход, и с 1 декабря вся страна — точнее, все бюджетные организации должны перейти на новую системы оплаты труда (НСОТ). Старт этому процессу дало Постановление Правительства РФ №605 от 22.09.07 г. Условия, порядок и сроки перехода к НСОТ окончательно определило Постановление Правительства РФ № 583 от 5 августа 2008 г. До этого была проделана определенная работа: были подготовлены примерные положения по оплате труда в различных ведомствах, другая нормативная база, были разработаны профессиональные квалификационные группы (ПКГ) и квалификационные уровни, которые теперь становятся основным инструментом организации оплаты труда.

— С осени прошлого года в Университете система оплаты труда уже изменилась: заработная плата сотрудников складывалась из определенной ставки в соответствии с разрядом ЕТС и премии, которая варьировалась…

— Да, Университет из своих ресурсов сделал шаг в этом направлении, но большинство премий в этом году шло из внебюджетных источников. А сейчас-то речь идет о том, что сама бюджетная система должна содержать в себе элемент стимулирования более квалифицированного и качественного труда. Сама по себе бюджетная система, а не внебюджетные источники.

На самом деле, задача стимулирования работников — очень сложная. Эта проблема неоднократно ставилась еще в советские времена, но так и не была решена. Как соединить несочетаемые вещи: бюджетную форму оплаты труда — и стимулирование качества работы? В Советском Союзе эту задачу решить не удалось, будем надеяться, что удастся решить сейчас.

Бюджетные деньги (как было до сегодняшнего дня) — это ставки, по ним положены определенные зарплаты, и их нужно выплатить. Эта форма оплаты не очень сочетается с тем, что мы понимаем под стимулированием интенсивного и качественного труда.

Выплаты компенсационные и стимулирующие

— Видимо, поэтому и разделили? Теперь, согласно Постановлению № 583 (о чем каждый из нас узнал, получив и подписав в конце сентября уведомление от Ректора СПбГУ), заработная плата будет состоять из должностного оклада и выплат, компенсационных и стимулирующих. Оклад — это понятно, а выплаты будут назначаться за что?

— Давайте разберемся. Компенсационные выплаты остались прежними. Они назначаются в 4 случаях:

за работу в тяжелых и вредных условиях труда;

за работу в условиях, приравненных к условиям Крайнего Севера;

за работу с государственной тайной;

за особые условия труда (за работу в выходные и праздничные дни, работу в ночную смену, за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника и т.д.).

Здесь ничего не меняется. Компенсационные выплаты определяются по старым правилам, согласно нормативным документам о труде.

— А стимулирующие выплаты — это новое?

— С 1 декабря 2008 года Правительство РФ увеличивает фонд заработной платы во всех бюджетных отраслях на 30%. Но дело в том, что предыдущие повышения заплаты происходили иначе. Если объявлялось, что заработная плата повышается на 15% или на 20%, то каждая ставка повышалась на эти 15-20%. Сейчас же — не то, сейчас увеличивается фонд заработной платы, и дальше будет так же.

А для того чтобы увеличивалась стимулирующая часть, нужно уменьшать гарантированную часть, уменьшать количество ставок. В противном случае откуда возьмется стимулирующая часть? Если мы будем исходить из прежнего количества ставок, из той же зарплаты, то стимулирующую часть будет взять неоткуда, она не будет расти. Правительство РФ поставило задачу, чтобы к 1 января 2010 года доля стимулирующих выплат составила не меньше 30% от общей суммы бюджетных денег, выделяемых организации.

— Получается, коллективу становится выгодно, чтобы меньшее количество сотрудников выполняли ту же самую работу?

— Безусловно. Раньше все боялись: вот мы уменьшим число ставок — и лишимся зарплаты! И это была обоснованная боязнь: по старой системе оплаты труда так и происходило. А теперь Правительство нам обещает, что оно будет учитывать не ставки, а фонд оплаты труда. Это означает, что в рамках суммы бюджетных денег мы становимся достаточно свободны. И если, действительно, ту же самую работу выполняет меньшее количество сотрудников, то каждый из них будет получать более высокую заработную плату.

Вопрос о стимулировании работника решает руководитель подразделения, и управляя стимулирующей частью заработной платы, он должен добиваться роста качества, а при необходимости, и объема работы. Руководитель будет выплачивать более высокие премии тем, кто этого достоин.

Переход на новую систему оплаты труда

— На факультете декан будет распоряжаться фондом заработной платы?

— Да, именно декан. Но на факультете сотрудников много — на Экономическом факультете, например, больше 450 человек. И сказать, кто из них как работает, я не могу. Это могут сказать руководители подразделений — заведующие кафедрами, лабораториями. В задачу декана входит — стимулировать руководителей подразделений, а уж они должны стимулировать своих сотрудников, чтобы общий результат оказался наилучшим.

— И того, что было прежде: люди оформлялись на лишние ставки, чтобы сохранить бюджетные деньги и получать больше за свою работу, — такого теперь не будет? Просто потому, что отпала такая необходимость…

— Переход на новую систему оплаты труда — это процесс, и процесс длительный, он займет, может быть, даже года два или три. Уйти от разрядов ЕТС к профессиональным квалификационным группам можно сразу, и это мы сделаем с 1 декабря. Но перестроить и отладить систему оплаты труда по-новому, так, чтобы она приобрела черты стимулирующей системы, — вот для этого понадобится время. Нужно в Университете, в подразделениях сформировать фонд, за счет которого будут стимулироваться сотрудники. А формирование фонда сопряжено с высвобождением бюджетных ставок, с сокращением каких-то должностей или объединением их. Нужно разобраться, кто работает лучше, а кто — хуже, и «обкатать» те критерии, по которым будет проходить стимулирование. Конечно, это будет не разовая акция — все это потребует и сил, и времени.

И если сейчас работники стремятся совместить несколько ставок, чтобы получить больше денег, — такого не будет. Эти задачи станут решаться через индивидуальное стимулирование, через соответствующие выплаты. Новая система оплаты труда — более гибкая. И с одной стороны, она становится проще, а с другой — сложнее. Проще — потому что все материальные рычаги теперь будут находиться в руках руководителя. А сложнее — потому что, если раньше сверху было предписано, кому и сколько платить, то теперь эти вопросы нужно решать самостоятельно. И не просто решать, а решать оптимально, чтобы это способствовало улучшению работы.

Переход на новую систему оплаты труда обсуждался на заседании профсоюзного комитета сотрудников СПбГУ с участием представителей администрации.

Переход на новую систему оплаты труда обсуждался на заседании профсоюзного комитета сотрудников СПбГУ с участием представителей администрации.

— Что будет сделано до 1 декабря, до перехода на новую систему оплаты труда?

— До 1 декабря с каждым работником Университета будет заключен новый трудовой договор либо дополнение к нему. В договоре будут прописаны его профессиональная квалификационная группа и квалификационный уровень, на основании которых будет определен его базовый оклад (не ниже, чем по ЕТС).

Например, в профессиональную квалификационную группу (ПКГ) преподавателей входят шесть квалификационных уровней: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан. В каждой ПКГ есть базовая ставка, для преподавателей — 5000 рублей. Эту ставку получает ассистент без стажа и степени. Плюс 50% ОЦО — итого 7500. А сейчас ассистент получает 5 383 рубля (значит, для него будет повышение).

Считаем для доцента: базовая ставка 5 000 плюс 40% (за должность) и плюс 3 000 за степень кандидата наук. Итого 10 000 плюс 50% ОЦО, получаем 15 000 рублей. А сейчас у доцента 14 013 рублей (тоже побольше будет).

Заработная плата будет складываться из оклада, выплат компенсационных и стимулирующих. Но стимулирующие выплаты (на которые пойдет до трети всех бюджетных денег) могут приходить к работникам по-разному. Во-первых, НСОТ предполагает использование индивидуальных повышающих коэффициентов. Они будут устанавливаться отдельным работникам на определенный срок, исходя из их профессиональной ценности. Различия могут быть достаточно существенными, в разы больше — по сравнению с окладом. Во-вторых, предусмотрены стимулирующие выплаты за достижение отдельных результатов: за интенсивность труда, за качество, за выслугу лет и по итогам работы за период (месяц, квартал, полугодие, год). Например, выплаты за защиту диссертации, за освоение новых образовательных технологий, за опубликование монографии, за победу твоих студентов на олимпиаде или на конкурсе и т.д. В образовательном процессе, особенно в рамках Санкт-Петербургского университета, все эти задачи достаточно понятны. И основные «пункты», которые будут стимулироваться, на всех факультетах, мне кажется, будут весьма схожими.

— Простите, а откуда деньги будут браться — если индивидуальные повышающие коэффициенты увеличат зарплату в несколько раз? Ведь сумма стимулирующих выплат не слишком велика — всего треть бюджетных денег, 30% (и то лишь к 2010 году)?

— Но ведь 30% не обязательно все будут получать, не обязательно каждый! Один будет иметь только «голый» оклад без выплат (если не заслужил их) и ни копейки больше. А другие — может, таких будет двое или трое — станут зарабатывать в три-четыре-пять раз больше, если на них держится работа всей кафедры. Задача руководителя — увидеть лучших и поощрить их, а нерадивых — наказать.

— А если все будут работать хорошо — то у них будет маленькая добавка?

— Если все будут работать одинаково хорошо, значит, все будут получать одинаковую зарплату, только и всего... Предполагать, что сам по себе переход на новую форму оплаты труда приведет к росту зарплаты, не стоит. Если фонд оплаты труда один и тот же и количество работников не меняется, то, как ты ни плати, зарплата у всех не вырастет. Основная идея НСОТ — уйти от «уравниловки», предоставив руководителям возможность выделять тех, кто работает лучше.

Насколько увеличится наша зарплата?

— Новая система оплаты труда — отраслевая. Значит ли это, что для всего высшего образования в стране она будет единой? Или возможны варианты — и наш Университет, допустим, будет делать ее самостоятельно?

— Министр образования А.А.Фурсенко сказал о том, что это сознательная линия нашего министерства: оно предоставляет, с одной стороны, право, а с другой, обязанность — каждому учреждению разработать свою систему оплаты труда. Все эти системы, понятно, будут носить некие общие черты, которые разработало Министерство образования в рамках тех основ, которые были установлены Минздравсоцразвития. Но внутри каждого вуза будет своя система.

Какие-то конкретные цифры называть пока рано, они еще не утверждены. Но общая картина уже ясна: каждый факультет (подразделение) будет иметь свой фонда оплаты труда, который будет включать бюджетную и внебюджетную составляющую. На уровне всего Университета будут утверждены профессиональные квалификационные группы и повышающие коэффициенты по должностям. Эти коэффициенты будут одинаковы для всех, но они будут обозначать нижнюю границу заработной платы, ниже которой нельзя (и это указано в Постановлении Правительства РФ №583), потому что работник имеет ее сейчас. А все, что сверх того, будет решать руководитель подразделения, декан факультета. Логика, как видите, здесь совсем простая.

— Всех, понятно, интересует, насколько увеличится их зарплата с 1 декабря. Можно ли уже сейчас назвать какие-то цифры, хотя бы ориентировочно?

— Да, с 1 декабря государство увеличивает фонд оплаты труда на 30%. Но, к сожалению, нельзя рассматривать весь этот фонд как стимулирующие надбавки, потому что с 1 января 2009 года в стране повышается минимальный уровень заработной платы с 2300 рублей до 4330. И мы должны часть увеличения фонда потратить на то, чтобы повысить зарплату всем тем, кто не дотягивал до минимума. А оставшаяся часть будет распределена между факультетами — по-честному.

Уже сосчитано, сколько в Университете тех, кто получал зарплату ниже минимального уровня, и соответственно, сколько денег пойдет на то, чтобы ее поднять до нового уровня. Для низкооплачиваемых работников — это прямое повышение заработной платы. У ассистента 11 разряда сейчас, например, оклад — 2737 руб. 48 коп. Ему будет повышен оклад до 4330 рублей. Это обязательные выплаты всем ассистентам, независимо от того, как каждый работает (и плюс 50% как работникам объекта национального достояния)… Меня сейчас деканы спрашивают, сколько же им останется на стимулирование сотрудников? И я отвечаю, что мало! По моим оценкам, не больше 10-15% от общего фонда оплаты труда. Пока. А все остальное надо будет заработать.

— Какие категории работников Университета относятся к низкооплачиваемым?

— Таких очень много: лаборанты 5-8 разряда, уборщики, гардеробщики, другие технические работники. У них у всех были очень низкие разряды, и все они теперь тоже будут получать новый минимум — 4330 рублей. Сюда и уйдет значительная часть от повышающей добавки.

— При новой системе оплаты труда очень важно, чтобы руководитель заметил усердие работника и оценил по достоинству…

— Конечно, тут важна роль руководителя. Иногда мне начинают говорить: это же субъективизм. Да, система субъективная, но ведь мы избрали руководителя — значит, должны ему доверять. Он преследует общие цели, а не свои личные. И к тому же многие факультеты так работают — и уже давно. Есть сотрудники, которые работают на внебюджетных ставках, и они давно живут по такому принципу. Работники бухгалтерии, библиотеки, издательских центров, центров маркетинга. У них есть оклад, который составляет небольшую часть заработной платы, есть надбавки и есть стимулирующие выплаты, который определяет руководитель.

А теперь система оплаты труда станет общей, независимо от источника денег. Только одним зарплата будет выплачиваться из бюджета, а другим — из внебюджетных средств.  

Евгений Голубев
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков