Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3782), 30 октября 2008 года
память

«Ингрия»
в поисковом сезоне-2008

Очередной поисковый сезон отряда «Ингрия» стал предметом обсуждения, осмысления, извлечения уроков. По общему мнению бойцов отряда, для этого сезона характерна скоротечность, хотя общая продолжительность 23-й (весенней), 24-й (летней), 25-й (осенней) Вахт Памяти составила в целом 40 суток. Для меня, как руководителя отряда, эти экспедиции были, наверное, самыми трудными.

Все поисковые экспедиции прошли на Синявинских высотах. На страницах журнала мы неоднократно рассказывали о месте и роли этих «окаянных» высот в сражении за Ленинград и повторяться не будем. Заметим только, что многие из тех, кто погиб на той, уже далекой, войне, никогда не обретут покоя. Счет здесь идет на тысячи солдат, которые стали «неизвестными» во многом из-за равнодушия властей к памяти защитников Отечества.

На местах былых сражений появились дачные комплексы, промышленные сооружения. Такая же судьба уготована и Синявинским высотам. К 2010 г. здесь должны быть возведены производственные корпуса птицефабрики «Северная». В душе же теплится надежда, а вдруг… Вдруг вспомнит кто-то, хотя бы руководство музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда», в чьем ведении находятся эти места, и объявят Высоты «Ратным полем России».

Сознавая отчетливо, что мы, наверное, одни из последних, кто идет по этим многострадальным местам, старались быть максимально внимательными. Этому благоприятствовала и теплая солнечная погода, установившаяся в первую неделю экспедиции. Некоторые из бойцов отряда успели даже обгореть на солнце, и медсестре Ганне Дубинка (Медицинский факультет, 2 курс) нашлась работа по профилю. Теплая и солнечная погода привела к появлению змей, которые весьма вольготно располагались на солнечных взгорках, а одна из наиболее смелых даже приползла в лагерь. Бдительная дневальная служба выпроводила нахалку за пределы лагеря. Отныне все построения отряда, а их у нас в течение дня минимум три, начинались и завершались «змеиной проблемой».

29 апреля «поймали» первого клеща. Как и в прошлом году, жертвой мог оказаться Сергей Егоров. Но кровопийцу вовремя заметили и предали казни. С этого времени осмотр и дезинфекция одежды стали обязательны.

Первая неделя поиска пролетела мгновенно. За день тяжелой и напряженной работы удавалось находить по три бойца Красной Армии. 28 апреля отличилась Ася Гальперина (Химический факультет, 3 курс) — работая в траншее, она «подняла» медальон. К сожалению, он оказался пустым. Галин успех всех вдохновил, и к обеду удалось найти еще одного бойца.

27 апреля из Тверской области к нам приехал Иван Иванович Масленников, сын красноармейца Ивана Масленникова, который никогда не видел отца. Отца призвали в армию в июле 1941 г., сын родился в октябре. Красноармеец Иван Масленников «пропал без вести» зимой 1941/1943 гг. в бою за Рощу Круглую. Его останки мы обнаружили осенью 2005 г. во время очередной Вахты Памяти. Сыну красноармейца мы передали медальон и личные вещи, побывали в Круглой, где принял последний бой его отец, на мемориале «Синявинские высоты», где с воинскими почестями погребен красноармеец Масленников. «Эх, мне бы об этом узнать лет 60 назад, многое бы иначе сложилось… Из моей деревни вернулись с войны только два мужика», — отметил в ходе беседы Иван Иванович Масленников. И в этих двух скупых горьких фразах — трагедия семьи и трагедия народа нашей страны.

1 мая мы провели ставшую уже традиционной экскурсию для студентов, преподавателей, сотрудников университета. Это потребовало мобилизации всех наших сил. На автобусе прибыли 45 человек, а двое смельчаков, для которых не хватило мест, — своим ходом. Экскурсия началась на диораме «Прорыв блокады Ленинграда», а завершилась в 19.00 на мемориале «Синявинские высоты». Побывали экскурсанты и на местах раскопов, а в базовом лагере «Ингрии» их накормили вкусным поисковым обедом. Думаю, эта экскурсия мало кого оставила равнодушным. Свидетельство тому — несколько десятков вопросов, на которые пришлось отвечать и мне, и бойцам отряда.

Экскурсанты несколько опустошили наши продовольственные запасы. Вечером с Катей Кудиновой (Факультет философии и политологии, 4 курс) проверяли их наличие: до конца Вахты продуктов должно хватить.

Думаю, у читателя не сложится впечатления, что мы голодали, потому как каждый боец отряда (кроме «сладкого») получал четырехразовое полноценное питание (завтрак, обед, ужин и поздний чай), а дневальная служба, во главе с нашим завхозом Гришей Бердичевским (Химический факультет, 5 курс), проявляла чудеса изобретательности и кулинарного искусства. Ася Гальперина, Ганна Дубинка, Катя Кудинова, Аня Костоусова, Яна Ильинина и другие представительницы нашего «женского батальона» неоднократно поощрялись за отличное несение службы «на камбузе». Причины наших финансовых затруднений, хотелось бы надеяться, носили в поисковом сезоне 2008 года временный характер.

К 3 мая у всех проявилась усталость. Работа на поле энтузиазма уже не вызывала, а синявинская глина буквально на глазах превращалась в камень. Сместили район поиска, перешли на песчаный склон, где тоже «пошли» бойцы. Владимир Бабицкий, Григорий Бойков, Роман Горяинов, проявляя здоровый фанатизм, продолжали «долбить» траншею.

23-я Вахта Памяти стремительно близилась к завершению. Каждый день мы находили погибших бойцов, не было только медальонов. 7 мая удача улыбнулась «октябренку» — Саше Пянкевичу (Исторический факультет, 3 курс): в траншее он обнаружил солдата, у которого в бумажнике нашли красноармейскую книжку, справку о ранении, 3 медали «За оборону Ленинграда». Наш эксперт в таких делах, Александр Новокшонов, сумел развернуть эти документы и прочитать их. Они принадлежали красноармейцу 123-й стрелковой дивизии Ивану Николаевичу Агашину…

За 23-ю поисковую экспедицию нам удалось найти 54 бойца и командира РККА, погибших зимой–осенью 1943 г. 8 мая с воинскими почестями они были погребены на мемориале «Синявинские высоты».

Летняя, 24-я Вахта Памяти проводилась с 29 июня по 12 июля. В ней приняли участие 17 человек. Отметим, летние экспедиции отряда проводятся с лета 2002 г., участвуют в них только добровольцы.

Трудности, которые ожидали нас на Синявинских высотах, хорошо известны: высокая трава, комары и мошка, тяжелый грунт. К ним добавились и другие — наш ручей, в котором мы мылись весной, сильно обмелел, и помыться в нем стало проблемой.

Несмотря на все эти сложности, мы сразу поверили в удачу. Отличился в первый же день Антон Полтавский: во время рытья ямы для хознужд он обнаружил бойца с медальоном. Но на этом приятные сюрпризы не кончились. 5 июля Роман Горяинов, переставляя флагшток, обнаружил фрагмент кости. Проявив настойчивость, он расширил раскоп, к нему присоединились и другие бойцы отряда. Наступил вечер, работали при свете генератора, врубались в глину. 6 июля работу завершили, обнаружив в раскопе пятерых военнослужащих РККА.

Уже 1 июля в Журнале поиска появилась запись: «Все-таки за день мы сильно устали, да и солнце на поле жарит беспощадно, поэтому к обеду все становились словно вареные…». За две недели поиска дождь был только один раз.

С 5 июля расширили границы поиска, работали несколькими группами в районе торфоразработок, бывшем Рабочем поселке № 5. «Заглянули» на день даже в Рощу Круглую, везде находили бойцов.

6 июля удача сопутствовала Вадиму Колосову (Химический факультет, магистратура): на песчаном склоне он «поднял» медальон. Однако бумажный вкладыш в нем настолько прогнил, что рассыпался в прах.

За летнюю экспедицию нам удалось найти на высотах и прилегающих окрестностях 66 погибших воинов РККА, медаль за «За оборону Ленинграда», 2 медальона. Один из них удалось прочитать. Принадлежал он Анатолию Михайловичу Ромодину, 1923 г. р., уроженцу Горьковской области. Красноармеец А.М.Ромодин числился «пропавшим без вести» зимой 1943 г. Нам удалось найти родственников солдата.

По мере того как приближалась 25-я экспедиция, бойцы отряда все настойчивее интересовались местом ее проведения. Желающих ехать на Высоты почти не было, тем не менее осеннюю Вахту Памяти, продолжительностью 13 суток, мы провели на старом месте. Не буду описывать всех перипетий поиска, отмечу только, что за это время дождей не было только три дня. Проходя по старым местам, удалось найти еще 16 военнослужащих РККА, двое из которых имели медали «За оборону Ленинграда».

Летом мы провели несколько разведок в других районах Ленинградской области. Так, Алексей Чупиков (Химический факультет, 2 курс) в районе деревни Тайцы, недалеко от своей дачи, обнаружил солдата с медалью «За оборону Ленинграда», а группа во главе с Гришей Бойковым в Тосненском районе — останки 11 военнослужащих Красной Армии.

Останки этих солдат переданы по актам представителям местных органов власти для захоронения.

18 сентября 82 бойца и командира РККА, найденные летом-осенью, с воинскими почестями были погребены на мемориале «Синявинские высоты».

За 25 Вахт Памяти отрядом «Ингрия» найдены и с почестями преданы земле 1166 защитников Отечества.  

Е.В.Ильин,
командир студенческого
поискового отряда «Ингрия»

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков