Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3782), 30 октября 2008 года

«Преданья старины глубокой…»

За два года на Историческом факультете Университета мы изучили различные дисциплины. По учебникам, монографиям был выучен и сдан теоретический материал по археологии и этнографии. Но что осталось в памяти? Некоторые термины, основные положения… А как же дух науки? Как можно понять эти дисциплины, если не ощутить на себе, не поучаствовать в специфическом для этих наук процессе исследования? Практика — это первый, основной и необходимый «учебник» для этих предметов.

В этом году небольшая группа студентов кафедры исторического регионоведения, благодаря содействию заместителя директора по музейно-научной части Пушкинского музея-заповедника Е.А.Ступиной, отправилась на Псковщину в знаменитые Пушкинские Горы на этнографическую практику. Предварительная подготовка определила характер предстоящей работы: помимо составления этнографических вопросников, требовалось перечитать все стихотворения А.С.Пушкина, написанные в Михайловском, изучить путеводитель по Пушкиногорскому району, прочитать воспоминания И.И.Пущина «Записки о Пушкине» и произведение И.А.Новикова «Пушкин в Михайловском». Таким образом, название практики фактически можно было расширить до определения «литературно-этнографическая». По крайней мере, таков был дух, общее настроение и впечатления.

А.С.Пушкин оставил нам замечательный афоризм: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Можно по-разному понимать эти слова, но для нас, практикантов, они воспринимались буквально и претворялись в реальность на каждом шагу. Жили мы на хозяйственном дворе села Михайловское: очень удобный лагерь в лесу достался нам от «Отряда доброхотов» — ребят из разных уголков России, которые добровольно приезжают в Пушкинский заповедник для выполнения различных работ по его сохранению. Рядом с нашим жильем были и музей-усадьба «Михайловское» с домом А.С.Пушкина, и река Сороть, и многие известные места, о которых раньше мы только слышали. Словом, вооружайся книгой, как компасом, и ходи по природе — творческой карте, которая подарила поэту такие яркие образы! Разными тропами мы доходили и до Тригорского, и до Петровского, лично измерили глубину Сороти, побывали в мелких деревушках района.

Но главная наша цель состояла в том, чтобы собрать этнографический материал у местных жителей. Отправным пунктом в этой работе стало село Петровское. Одна женщина из этого села ярко нарисовала нам образ псковичей — жителей этого района: «Если у них просить что-то будешь — не дадут ни за что, а позже сами тебя догонят, помогут, да и денег не возьмут за это». Не совсем лестный образ, но честный! И, как оказалось, правдивый. Нам удалось собрать много частушек, гаданий, но, как правило, все разговоры сводились к истории Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного му­зея-за­по­­вед­ника А.С.Пушкина «Михай­ловское». Фигурой, вызывавшей наиболее противоречивые оценки, стал бывший директор заповедника С.С.Гейченко. Создавались самые различные образы — от резкого «мужика» до интеллигентного и доброжелательного человека. Но в одном оценки местных жителей сходились: все они отмечали особый, «гейченковский», русский дух музея-заповедника.

Нас особо интересовали не столько отдельно взятые этнографические данные или важные факты истории заповедника, сколько легенды о А.С.Пушкине, созданные народом в близком поэту крае. Как оказалось, они почти не сохранились. Из большого числа опрошенных лишь один-два человека смогли припомнить отдельные истории. Наиболее интересной показалась нам легенда о дороге из Пушкинских Гор до Новоржева: «Предание: вот поедете в Новоржев [из Пушкинских Гор], сосчитайте, сколько поворотов. 92 поворота! Говорят, что Пушкин шел пьяный, а за ним ехал кучер. Куда Пушкин — туда и кучер на коне. Вот и получилась дорога». Можно осуждать такие слова, называть кощунством, но это народные предания, местный фольклор.

Читая стихотворение, мы рисуем картину из образов, создавая иллюстрации к словам поэта… Мы не знаем, что он видел, о чем говорил, в точности, до мелочей. Но находясь там, где жил и творил поэт, не просто рассматривая экспонаты музея и слушая экскурсовода, а проходя по тем самым «пушкинским» тропам и аллеям, начинаешь глубже чувствовать его образы, мотивы творчества. Н.В.Гоголь говорил: «Поэты берутся не откуда-нибудь из-за моря, но исходят из своего народа. Это — огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его». Поэтому понять отдельные этапы творчества нельзя, не окунувшись в атмосферу, царившую вокруг творца.

Судьбу и характер народа, его этнографию не почувствовать, если хотя бы немного не пожить в народной среде, не побеседовать с ее представителями, не погрузиться в природу. Думаю, справедливо будет сказать: через тернии — к звездам, через практику — к истине!  

Анна Долганова,
студентка III курса
кафедры исторического регионоведения
Исторического факультета>

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков