Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3782), 30 октября 2008 года

Однажды в Германии,
или Русские не сдаются

— Всё, Катя, следующим летом едем в велотур по Германии!

— Да! Похудеем! Я слышала, что Дженнифер Лопес регулярно катается на велосипеде!

— Катя, танк!

— Не, на танке мы только растолстеем!

— Да ты смотри, справа!

Этот «интеллектуальный» диалог состоялся, когда мы катались на велосипедах в окрестностях маленького немецкого городка Роттенбург на границе Германии и Польши, между мной, студенткой Факультета философии и политологии, бойцом студенческого поискового отряда «Ингрия», и моей подругой Леной Бобровой, окончившей в этом году Исторический факультет.

Вообще-то мы приехали в Германию работать волонтёрами по подготовке площадки Фестиваля славянской культуры в городок Гёрлиц под Дрезденом. Удививший нас танк оказался советской боевой машиной Т-34, под которой табличка на трёх языках — русском, немецком и польском сообщала, что это «историческое место битвы советской и польской армий за наше освобождение». Что особенно приятно, написано было «за наше освобождение» на трёх языках. Сам танк был в довольно хорошем состоянии, не так давно покрашен; единственное, что портило впечатление — это табличка под ним, которая выглядела не самым лучшим образом… Черная краска, которой были равномерно закрашены и фон, и буквы, местами облупилась, через неё проглядывала металлическая основа.

Первое желание, которое возникло при взгляде на табличку — купить краску и покрасить всё заново. Но немного подумав, пришли к выводу, что мы всё-таки в гостях, а в гостях принято спрашивать перед тем, как что-то делать. Но у кого спросить? Мы решили съездить в Роттенбург и всё там разузнать. К счастью, в этом городке с населением всего в 5000 человек оказался музей, который работал, правда, всего 4 раза в неделю по три часа в день. На следующий день у нас был выходной, а у музея — нет. Туда мы с самого утра и наведались. У музейного сотрудника спросили, к кому нам можно обратиться по поводу этого танка. Очень милая женщина, госпожа Коль, дала нам телефон господина Готчлара, который, по её словам, отвечал за танк.

Позвонив господину Готчлару, мы узнали, что в этом городке есть ещё и русское кладбище! Но за танк он, к сожалению, не отвечает. И дал нам телефон женщины из городского правления — госпожи Гизель. Связавшись с ней, мы узнали, что она, оказывается, тоже не уполномочена решать этот вопрос, но сказала, что готова с нами встретиться и поговорить. Мы приехали в назначенное место. Госпожа Гизель долго не могла понять, почему мы хотим это сделать и зачем нам это надо. Пришлось объяснять, что в России немецкие военные памятники очень ухожены, по большей части усилиями волонтёров из Германии, присылаемых Народным Союзом по уходу за воинскими захоронениями. А на немецкое кладбище в Сологубовке регулярно приезжают граждане Германии и солдаты из Бундесвера. В Германии же в крупных городах советские военные памятники в прекрасном состоянии, их регулярно ремонтируют, а в глубинке это не всегда так.

Потом пошло обсуждение технических деталей — что и какой краской красить. О покупке краски за счёт города фрау Гизель нужно было посоветоваться с общиной, и мы договорились, что на следующий день созвонимся. Назавтра фрау Гизель привезла нам краски, кисти и разрешение на ремонт памятника. Наконец-то началась работа. Нас уже было трое, так как к нам присоединилась студентка Педиатрической академии Вероника Яковлева. В первый день мы зачистили табличку и положили первый слой черной эмали. Так как этой краске необходимо было сохнуть 24 часа, буквы решили покрасить на следующий день. Смеркалось. Ночью был дождь. На следующий день мы с тяжёлым сердцем поехали к нашему танку. И, о ужас! Табличка из-за дождя покрылась пятнами, вид был ужасный, но всё-таки не хуже, чем до реставрации… Посовещавшись, мы решили эту краску соскоблить и покрасить всё новой краской. В строительный магазин был отправлен гонец. Надо было видеть лицо продавца, когда мы попросили у него три баллончика с чёрной матовой краской, чтобы покрасить табличку под памятником!

Где-то часа два мы соскабливали всё то, что накануне покрасили. Потом стали красить заново. И тут нас постигло второе разочарование за день: краска очень плохо ложилась без грунта! На совете было принято решение ещё раз использовать эмаль в качестве грунта под баллончик. Уже начинало темнеть и накрапывал дождик. Но мы всё же это сделали! Третий день волонтерских работ на площадке Фестиваля у нас был выходным, что дало нам возможность приехать к танку с самого утра. Но с самого утра опять шёл дождь! Честно говоря, руки у нас уже стали опускаться… Но так как русские не сдаются, мы — три девушки — решили построить импровизированные леса как защиту от дождя. Поехали в тот же строительный магазин, где нас уже узнавали, и купили там шесть метров плёнки, закрепили её на танке, получился очень уютный парничок. В это же время дождь прекратился и не начинался до нашего отъезда! Новая краска из баллончиков отлично выглядела. Когда мы докрашивали буквы, на обочине остановилась машина, из которой вышел немецкий старичок, явно воевавший на Восточном фронте. В танке он сразу же признал Т-34 и стал рассказывать, что это был один из лучших танков на войне, непобедимый. Очень приятно было слышать такие слова от немецких ветеранов!

По случаю окончания реставрационных работ приехала женщина из муниципалитета города и сфотографировала нас для местной газеты, в которой через день появилась небольшая статья о нашей работе, с фотографией.

Когда мы работали у памятника, у нас возникло желание в следующем году отправиться в велосипедный тур по Германии. Велосипед — самый удобный и весёлый способ передвижения. На дорогах машин довольно мало, а те, что есть, вежливо пропускают велосипедистов. Но когда мы увидели этот полузаброшенный памятник, у нас возникла более интересная идея — не просто велосипедного тура, а тура по уходу за военными советскими кладбищами и памятниками. Это только кажется, что их там мало. В восточной части их очень много, и что самое обидное — за ними мало кто ухаживает! Мы на своём опыте убедились, что очень трудно найти человека, который бы за них отвечал. А ведь такие мелочи и создают имидж страны за рубежом. Неухоженные памятники — это, в первую очередь, неуважение к стране, а значит, к народу. Мы всерьёз планируем провести такую акцию в следующем году, и ищем людей, у которых уже есть опыт подобной работы, связи или просто желание помочь или поучаствовать!

С любыми вопросами и предложениями приходите в университетский Центр по изучению военной истории или пишите на e-mail: civi@mail.ru. Давайте любить нашу страну и уважать её историю!  

Екатерина Кудинова,
студентка Факультета философии и политологии, IV курс

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков