Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 15 (3782), 30 октября 2008 года
обучение

Кто выбирает факультет?

Осенью традиционный День открытых дверей Санкт-Петербургского государственного университета уже третий год проводится в помещении Манежа Кадетского корпуса. Он организован в виде образовательной выставки: для каждого факультета смонтированы индивидуальные выставочные стенды и отдельный стенд Академической гимназии.

С приветственным словом к абитуриентам обратился первый проректор по учебной и научной работе СПбГУ И.А.Горлинский. О возможностях университетских образовательных программ рассказал проректор по учебной работе Н.В.Каледин. Деканы факультетов и сотрудники факультетских приемных комиссий прямо у стендов отвечали на вопросы абитуриентов и их родителей.

Марина Юрьевна Серова, сотрудница Исторического факультета, на Дне открытых дверей рассказала: «Совсем недавно был период, когда нам приходилось развенчивать стереотип о том, что наши выпускники — учителя истории. В 90-е годы Исторический факультет стремительно терял престиж у абитуриентов и их родителей, но сейчас картина иная. Показателем изменений во мнениях служит конкурс, увеличившийся с двух до пяти человек на место. Радует, что сегодня приходят ребята, изначально увлеченные историей, политикой, с уже сформированным кругом интересов».

Сложно сказать, какой из факультетов пользовался наибольшим вниманием. Несколько сотен человек — в основном школьники и их родители — тщательно изучали стенды 19 факультетов, стеллажи Академической гимназии и Программы образовательных кредитов «Кредо». Однако даже через два часа, когда абитуриенты взяли справочные материалы, брошюры, и многие стенды опустели, у стоек Экономического и Юридического факультетов количество интересующихся не уменьшалось. На эти факультеты в основном стремились абитуриенты, самостоятельно выбиравшие факультет, однако далеко не все из них уверены в своих силах и поэтому рассматривают Университет как один из возможных вариантов.

Многие, особенно ходящие парами девушки, останавливали свой выбор на социологии и юриспруденции, на международных отношениях и менеджменте. Они объясняли это словом «нравится», пожимали плечами, однако слoва «престижно» вслух не произносили — это было и так понятно.

Мы взглянули на школьников — будущих абитуриентов и студентов Университета — с точки зрения их самостоятельности. Кто же выбирает факультет, кто выбирает будущую профессию, специальность? Сами ребята или их родители, родственники, учителя, товарищи?

Как папа

Виктор Петрович, отец Станислава, — физик-теоретик, он и послужил примером сыну: «Я — научный работник, все последние годы являюсь соавтором в научных работах русских ученых, обосновавшихся в Европе. С 1998 года начал работать за границей, в основном в Англии, которой присущ научный интернационализм. Там выделяются большие деньги на реализацию разработок прикладной науки. Хорошее финансирование и высокий статус привлекают ученых в Европу, но в Англии, например, для продолжения обучения поставлен барьер — сдача экзамена по языку.

Если бы мне сейчас снова было 17 лет, я не задумываясь пошел бы на физфак. Многие мои друзья и знакомые до сих пор там работают, поэтому представление о нынешнем физфаке есть. На Западе непрекращающемуся потоку иммигрантов с большим трудом приходится подтверждать полученное в СССР и России образование, а с физическим образованием такого нет — оно очень ценится за границей...» Естественно, Станислав хочет быть похож на папу и поэтому выбрал Физический факультет.

Вместе с мамой

Десятиклассница Мария почти выбрала Факультет журналистики. Маша пишет заметки в школьный журнал и это ей очень нравится — будет стараться поступить на журфак. С позиции студентки этого факультета я пожелала Марии удачи в этом непростом деле...

В наш разговор вступает мама абитуриентки: «Да почему — непростом? Было бы желание, и она всего добьется! Бюджетная или коммерческая форма обучения — неважно, если ты приобретаешь ту профессию, которую выбрал. Значит, ты будешь в ней востребован. Пока мы остановились на Факультетах психологии, журналистики и Восточном. Да, они разноплановые, но у нас впереди еще два года, чтобы определиться в выборе. Закончив медицинский вуз, поработав в этой области и поменяв сферу деятельности, я нашла свое призвание — управление...»

А найдет ли свое призвание ее дочь? Мама говорит «мы остановились», «у нас впереди два года», а поступать в Университет все-таки будет Маша. И что будет, если она выберет совсем не тот факультет, какой предполагает мама?..

Вслед за сестрой и братом

Более взрослые, со своим опытом, часто помогают младшим определиться — иногда это братья и сестры. Старшая сестра Наташи, закончившая несколько лет назад Факультет философии и политологии, уверена в родном факультете — он дает универсальную базу, которая помогла ей в успешном ведении бизнеса: «Узкие специальности меня пугают. Во-первых, в семнадцать лет сложно решить, куда идти. Во-вторых, молодые факультеты еще не сформировали устойчивой учебной базы. На рынке труда узкоспециальные знания не ценятся, скорее важны личные качества, общая эрудиция и диплом СПбГУ, который выявляет людей определенного склада характера и образовательного уровня».

Андрея вдохновил пример старшего брата, который «закончил химфак СПбГУ, ездил по обмену в Америку, а сейчас приглашен в аспирантуру в Лос-Анджелес»… Вдаль смотрят и двойняшки Оля и Женя, которые целенаправленно идут в Университет на Факультет психологии. Почему именно туда? Сначала хотели на Медицинский, однако возможности Факультета психологии им кажутся привлекательнее: «После окончания СПбГУ мы получим диплом со знанием немецкого языка, который позволит найти самую лучшую и интересную работу».

Некоторые юные школьники — такие, как ученица 7 класса Алина, яркая и похожая на артистку, — задолго до поступления интересуются лишь Факультетом международных отношений. Алина пришла вместе со старшей сестрой, которая поступает на Факультет социологии, а после его окончания хочет заниматься организацией концертов, красочных мероприятий…

Сами с усами — или с друзьями

Одиннадцатиклассник Аничкова лицея Иван (как он сам определил: «школы для старшеклассников, имеющих склонность к научной деятельности») надеется, что с такой подготовкой ему будет легче поступить в Университет: «Ближе всего мне матмех. Я пока не определился с точным направлением будущей деятельности, но уверен, что матмех будет базой для широкого круга профессий».

А школьница Ира и ее партнер по бесчисленным, пока неопубликованным научным работам по химии, Борис, собираются и далее продолжать сотрудничество и дружить факультетами. Ира собирается поступать на Химический, а Борис — на Биолого-почвенный.

Большинство юношей, как оказалось, склоняются к изучению естественнонаучных специальностей. Но вот Виктор, закончивший школу 4 года назад и учившийся эти годы в Волгоградском педагогическом вузе на историка, решил забрать документы и поступать в СПбГУ. Его выбор — Восточный, Исторический или Факультет философии и политологии.

Десятиклассник Николай придерживается лозунга «Любить — так королеву». Он решил: «Поступаю либо на биофак — так как родственники готовы предложить работу, либо на Факультет философии и политологии — мне очень нравится преподавать, объяснять что-то».

Хоть большинство девушек и стремятся к гуманитарным наукам, однако... Учащаяся Академической гимназии при СПбГУ Лена пойдет на матмех или на Факультет прикладной математики—процессов управления. Она уверена в своих силах, многие ее старшие товарищи учатся в СПбГУ и поэтому ей известно, что ожидает ее в Университете: «Буду стараться проявить себя, чтобы заметили, пригласили на работу». Обучением в гимназии Лена очень довольна: «Живем весело, как одна семья, и, скорее всего, СПбГУ будет продолжением такой жизни…»

Вместе с Полиной и Катей, учащимися физико-математического класса Академической гимназии, на День открытых дверей пришла их преподавательница. Она уверена в своих ученицах: «Девушки подают большие надежды, они достойны университетского образования». Полине интересны информационные технологии в сфере искусств и гуманитарных наук либо география, а Кате — генетика.

…Все они — сегодняшние школьники, будущие абитуриенты — немного растерянные, ищущие свой путь. Наивные и, конечно же, верящие в лучшее будущее, хорошим стартом для которого будет старейший университет России, дающий образование высшего качества.  

Ксения Капитоненко
Фото Николая Соколова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков