Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года

Хранительница памяти

В гимназии Нина Кировна работала преподавателем физкультуры — и это оказалось заметным при нашей первой встрече: я очень удивилась, когда узнала, сколько на самом деле лет этой бодрой и жизнерадостной женщине. Помимо спорта она всегда занималась духовным развитием гимназистов. Нина Кировна ГУТКОВА — сотрудник Академической Гимназии, работавшая в там практически с момента открытия учебного заведения до настоящего времени, а также основатель и хранитель музея АГ. Она рассказывает об истории создания музея, учениках гимназии и о своей работе.

Спортсменка, комсомолка и просто красавица

— Я окончила университет им. П.Ф.Лесгафта, занималась плаванием cо школьных лет, и в 16 лет стала чемпионкой СССР, — рассказывает Нина Кировна. — Работать начала в одной из русских школ в Тарту, в Эстонии, где физкультура и спорт считались предметами номер один — наряду с математикой и литературой. Такое же отношение к здоровью и физическому воспитанию я старалась развивать и в ФМШ.

При Тартуском университете изучала эстетическое воспитание (один из курсов у нас читал сам Лотман). А любовь к музеям. Театрам, музыке и путешествиям привили родители.

— А когда вернулись в Россию?

— В 1964 году, в родной Ленинград. Мне предложили на выбор три школы, одна из них была на улице Савушкина — Физико-математическая школа-интернат при ЛГУ.

У меня всегда было классное руководство, был один воспитательский класс. Когда я закончила преподавательскую деятельность, С.П.Зеленин предложил мне организовать факультативы для ребят, и я занялась эстетическим воспитанием детей. Нашими учениками были ребята из глубинки: у них не было особых музеев, театров. И по воскресеньям, во второй половине дня я стала устраивать им факультативы в Эрмитаже и в Русском музее, экскурсии в Новгород, Старую Ладогу, пригороды Ленинграда. Мы посещали лучшие спектакли, премьеры в БДТ, Мариинском театре, Театре оперы и балета им. Мусоргского, в ТЮЗе. Покупали абонементы в Филармонию — не на все концерты, а только на те, которые будут понятны и интересны ученикам. Потом кончилось финансирование и всё это прекратилось.

В кабинете Нины Кировны стоит компьютер – подарок любящих выпускников. Во время интервью эта удивительная женщина успела рассказать мне столько всего интересного и не касающегося гимназии, посоветовать театры и концертные залы, которые стоит посетить, показала мне альбомы с результатами своего хобби – огромное количество фотографий разных памятников и видов Петербурга (Нина Кировна вообще любит фотографировать, всю жизнь делала альбомы, возвращаясь из своих путешествий). Мы встречались с ней летом, и после интервью Нина Кировна собиралась ехать на дачу — ей не терпелось как можно быстрее заняться цветами, кабачками, ходить в лес и (ещё больше)… купаться. Вот уж человек, всю свою жизнь связавший со спортом и плаванием!

Из истории ФМШ и Академической гимназии

— ФМШ была открыта в 1963 году. В августе вышел приказ министерства — надо собрать учеников, подобрать помещения, специалистов: математиков, физиков и так далее (гуманитарные классы у нас появились только в 1992 году). Рассуждали так: собрались люди одарённые – нельзя их учить по обычным учебникам, поэтому сначала шли просто лекции, а специальные учебники были созданы уже потом. Затем появились и первые задачники, а чуть позже — и первые результаты: победы наших учеников на разных олимпиадах. Школа была задумана как эксперимент – никто не знал точно, что из этого получится.

Названий у нас было несколько: Физико-математическая и химико-биологическая школа-интернат при ЛГУ, она же «Интер», «ФМШ», а сейчас — Академическая гимназия.

Поиском учеников занималась матмех, аспирантом которого был М.И.Башмаков — прекрасный организатор, добрый человек, любящий детей, петербургский интеллигент (он разбирался в музыке, поэзии, театре, увлекался альпинизмом). Ему было поручено собрать первых учеников, и он ездил по городам со своими помощниками, и по результатам различных олимпиад набирал первый состав.

Для школы-интерната нашли здание на Савушкина, 61, которое с 1963 по 1980 годы было alma mater выпускников. А затем перевели ФМШ в Петергоф.

— Это ведь была школа-интернат — то есть ребята подолгу не видели родителей. Кто управлял жизнью учеников?

— Воспитатели. В первые годы практически никому из Ленинграда не разрешали у нас учиться, поэтому почти все ученики жили в интернате без родителей (сейчас у нас учится около 360 человек, из которых половина — петербуржцы). Ребята, конечно, скучали по семье, по дому, хотя мы старались всё сделать для вновь поступивших, чтобы они привыкли и чувствовали себя хорошо. Но иногда кто-то даже уезжал — не выдерживал. А порой доходило и до того, что родители приезжали в то время, когда у ребят, например, шёл математический бой, и видели их урывками — настолько ученики увлекались и привыкали к режиму интернатской жизни.

Идем по музею

Пока Нина Кировна рассказывает, мы проходим по коридорам школы до музея истории ФМШ и гимназии.

— Идея музея принадлежит моей подруге, к сожалению уже ушедшей из жизни – Анне Александровне Тишковой. Она была учительницей литературы и русского языка и просто удивительным человеком. Мы отмечали день рождения одного из наших выпускников — Гены Кегелеса (о нём речь ещё пойдёт позже) — и решили сделать уголок (это было 28 января 1999 года). Приурочили день рождения к открытию музея. Когда начали собираться экспонаты, этот корпус (где сейчас и находится музей) был закрыт, потом его отремонтировали и решили перенести музей сюда. Оформлением занималась наши художники Татьяна Алексеевна и Владимир Николаевич Обатнины и, конечно, много делала А.А.Тишкова.

Н.К.Гуткова

Н.К.Гуткова

Создание этого музея стало возможно при финансовой поддержке выпускника ФМШ Сергея Валентиновича Голикова (1976 года). Разделы появлялись постепенно: первые годы музей разделялся по предметам (по школьным специальностям): физика, химия, математика, биология, и был очень маленький гуманитарный раздел.

Музей располагается в длинном узком помещении: слева — окна, справа — экспонаты. В самом начале этого коридора висят портреты М.В.Ломоносова, а также фотографии «отцов-основателей» ФМШ — ректора ЛГУ А.Д.Александрова, академика Д.К.Фаддеева, М.И.Башмкова.

На застеклённых тематических стендах выложены разные фотографии, книги и другие предметы. Хранительница музея рассказывает мне о каждом из них.

— На этом фото Юрий Иосифович Ионин — он Учитель от Бога, с него начался «звездный час» интерната — буквально триумфальное шествие наших школьных команд по олимпиадам разного уровня, от городских до международных. Позднее он был признан лучшим учителем математики города. Он водил ребят в походы и был для них хорошим другом.

Проходим мимо кубков с олимпиад по математике и физике, вначале они были переходящими, а в 1967 году были навечно переданы в ФМШ. На стенде «Математика» привлекает внимание ценная книга, изданная Американским математическим обществом,— сборник по математике с работами выпускников ФМШ А.А.Болибруха, Н.Ю.Нецветаева и А.С.Меркурьева (подарена музею профессором Н.Ю.Нецветаевым).

На стенде «Физика» — учебники Е.И. Бутикова, А.А.Быкова и А.С.Кондратьева. Задачник этих авторов, изданный тиражом 2 млн. экземпляров, здесь называют «ББК» (по первым буквам фамилий авторов). Тут же — визитная карточка школьной радиостанции УКВ, на которой школьники связывались более чем с 110 городами СССР. Рядом — фотография космонавта Армстронга на Луне, ее подарил школьникам Лео Голберг, представитель НАСА.

На стенде «Химия» — фото А.А.Карцовой, А.В.Суворова, И.М.Луцкой, лучших учителей ФМШ и АГ. Задачник по химии А.А.Карцовой и И.М.Луцкой.

Подходим к стенду «Биология». Вижу учебники и фото Е.А.Нинбурга.

— Он создал у нас лаборатории, где разводили мышей, крыс, тараканов. Мы часто выезжали на практику на Белое море, Куршскую косу.

Помимо учебников на стендах красуются грамоты разных лет — награды учеников и преподавателей ФМШ и гимназии.

— Много кубков и грамот потерялось при переезде, — вздыхает Нина Кировна. – А это значок к тридцатилетию нашей школы, созданный художником Т.А.Обатниной — его взяли в нумизматическую коллекцию Эрмитажа.

Рассматриваем значки разных лет. Вижу редкий значок (с мужчиной, в руках которого копьё и щит), сделанный выпускниками.

— Это из Херсонеса. Мы почти 15 лет ездили туда. Ребята увлеченно работали на раскопках, многие их находки заняли место в постоянных экспозициях Эрмитажа. Жили в палатках у самого моря, устраивали «олимпийские игры», эстафеты, сочиняли капустники и показывали зрителям на пляже. Объездили с нашими учениками всю страну до Урала…

Любимый выпускник

И вот наконец-то Нина Кировна может рассказать о своём любимом выпускнике – Константине Райкине, которому в музее посвящены два стенда.

— Он проучился в ФМШ последние 2 класса, а поступил случайно. Молодой завуч А.А.Быков, который только пришёл к нам, просматривал результаты школьных олимпиад, чтобы найти новых учеников. И ему очень понравилась работа К.Райкина по биологии — о том, от чего зависит окрас шерсти у кошек. Косте предложили учиться у нас, и он согласился. Но в старших классах он уже увлекся театром: в школе он выступал в основном с мимическими сценками.

И.М.Луцкая, учитель химиии Ю.И.Ионин, учитель математики А.А.Тишкова, учитель русского языка и литературы

И.М.Луцкая, учитель химиии

Ю.И.Ионин, учитель математики

А.А.Тишкова, учитель русского языка и литературы

Любимый ученик не забывает свою школу — он присылает свои книги и афиши, а Нина Кировна бережно собирает всё это в музее. Костя Райкин не стал продолжать карьеру учёного после учёбы в ФМШ. Как и большинство учеников, он отличался не только в учёбе, но и в спорте — завоевал первенство района в беге на 100 метров и длину. А любимой его учительницей была Н.П.Соболева — преподаватель русского языка и литературы.

В разговоре мы вновь возвращаемся к учителям.

— Во все годы преподаватели ФМШ были коллективом единомышленников, главное для которых — дети. Основная задача — сделать из этих одарённых школьников личности. Учёба у нас была первоклассная, заботились и о быте, отдыхе, питании. Учителя, которым это всё не подходило, казалось слишком тяжёлым, просто уходили, другие остались на всю жизнь. И теперь, когда они на пенсии, их не забывают, о них заботятся. Наши выпускники их навещают. А ведь мы выпустили уже около 6000 человек.

«Эстафета всегда была наша»

— А дети всегда у вас в ФМШ были загружены — с утра до ночи?

— С утра они учатся, как и все школьники. Наступает 4 часа — время спортивных секций. Вторая жизнь учеников — физкультура и спорт.

Вот и спортивный раздел музея. Лёгкая атлетика (которую и преподавала Нина Кировна), лыжи, волейбол, баскетбол, гимнастика, фехтование… С преподавателями очень помогал Университет. С ребятами занимались заслуженные тренеры. В итоге все первые места в районе занимала школа-интернат.

— Эстафета всегда была наша, — с гордостью говорит Нина Кировна о победах гимназистов — лыжи тоже… Рядом находился парк ЦПКиО, там проводили последний звонок — брали лодки, просто купались. Всё это было для нас бесплатно — за это ребята чистили парк от листьев.

Все занятия были до 10 часов вечера. В 22.00 — отбой. Иногда после ужина шли в ЦПКиО кататься на коньках.

— А можно было где-нибудь побыть одному при таком режиме?

— У нас на Савушкина было «дерево плача» — все, кому было плохо, шли к нему и сидели там в одиночестве. По-другому уединиться было и невозможно — комнаты у нас были на 6 человек.

Мы подошли к гуманитарному разделу: учебники, фотографии, как и положено. Дальше рассматриваем «Геральдическое поле ФМШ/АГ СПбГУ» — что-то вроде карты со значками из разных городов, из которых приезжали ученики СПбГУ. Во времена Советского Союза в гимназии учились и ребята из отделившихся позже республик. Сейчас только одна гимназистка из-за границы — дочь выпускницы.

«Наша гордость»

А вот печальная страничка истории гимназии — стенд Гены Кегелеса, к дню рождения которого был открыт музей. Геннадий Кегелес, героически бросившийся в горную реку, чтобы спасти свою учительницу, уже становился героем нашего журнала (16 октября 2003, №22-23). Ученик и учительница погибли на Кавказе. И с 1971 года день рождения Гены гимназия отмечает ежегодно, а на месте трагического события установлен памятник. Музей АГ неразрывно связан с именем Гены Кеглеса.

Н.К.Гуткова и любимый выпускник — Константин Райкин

Н.К.Гуткова и любимый выпускник — Константин Райкин

— Экспонатов немного — энтузиазм есть, никто не отказывается помогать, но места мало. При переезде потерялось много книг. У научных работников главная ценность — их книги, а для нас самое важное — наши выпускники. Страна изменилась, отношение изменилось, но дети по-прежнему прекрасные. Для многих наш интернат — это вся жизнь! Многие преподаватели здесь учились. Один из выпускников отдал нам сюда своего внука и, как его дедушка, сказал мне: «Нина Кировна, опекайте!».

А вообще школе сейчас Университет мало помогает, не особо мы оснащены, всё разваливается. Помогают выпускники — например, спонсируют поездки учеников на олимпиады, подарили музыкальный центр...

Очень важная вещь, которую даёт школа — это друзья. Наши выпускники поддерживают дружбу долгие годы. Порядочные, умные, нашедшие себя в различных областях люди — они всегда помогают друг другу и нашему интернату. В этом и заключается наша работа — собирать «свежих» людей для Университета: из наших выпускников уже три академика, много докторов наук, кто-то уехал на Запад, кто-то работает в Университете, кто-то ушёл в бизнес — все чего-то добились.

Причём все выпускники с удовольствием приезжают на встречи, которые проходят у нас в течение всего октября. У многих бывших учеников здесь учатся дети. Есть даже интернатские семьи — одноклассники, ставшие затем супругами, они тоже стремятся отдать своих детей нам на воспитание. Многие ученики возвращались к нам в качестве преподавателей. Стенд «Наша гордость» как раз посвящён самым известным и успешным выпускникам. Они присылают подарки и свои книги.

А вот фото «40 лет первому выпуску». Этот класс долго не собирался — при встрече пришлось всем повесить бейджики с именами, чтобы люди могли узнавать друг друга.

Гимназисты талантливы не только в науке и спорте — ученики ФМШ/АГ всегда занимались музыкой, литературой, рисованием. Как рассказала Нина Кировна, Н.П.Соболева, И.Г.Полубояринова и А.А.Тишкова проводили литературные вечера с ребятами. И стихов, в разные годы написанных воспитанниками ФМШ и гимназии, хватило на целых три сборника под названием «Эхо». Стоит ли описывать то, как могут выражать себя в стихах настолько разносторонне развитые и одарённые во всех смыслах школьники? Захотите узнать — приходите к Нине Кировне почитать, заодно она покажет Вам свой удивительный музей.  

Лидия Снарская
Фото Андрея Дубровского
и из архива Музея

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков