Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года

Ю.И.Полянский, новатор преподавания биологии



Выдающийся протозоолог, член-корреспондент РАН Юрий Иванович Полянский (1904–1993) известен в научном мире прежде всего как крупный ученый-исследователь и блистательный университетский лектор. То, что он был основоположником отечественной методики преподавания биологии в школе и редактором учебника, выдержавшего свыше двадцати изданий, порой воспринимается в университетской и академической среде как случайный эпизод в долгой и славной научной биографии. Между тем сам Юрий Иванович категорически возражал против такой точки зрения. Для него школьная биология всегда была полноценной и важной составной частью педагогической деятельности, как и для его выдающихся предшественников начала ХХ в. — К.М.Дерюгина, Л.Э.Шимкевича и Ю.А.В.Филипченко. Интерес к средней школе он унаследовал от своего отца, И.И.Полянского — профессора Педагогического института им. А.И.Герцена, автора классических учебников и пособий для учителей: «Методика начального естествоведения», «О трех царствах природы», «Сезонные явления в природе» и многих других. И.И.Полянский был создателем экскурсионной биологической станции в Павловске, где были заложены основы методики преподавания биологии будущим учителям в полевых условиях.

Ю.И.Полянский

В Педагогическом институте им. А.И.Герцена началась и преподавательская деятельность 23-летнего Ю.И.Полянского. В этом вузе он проработал с 1927 по 1948 год с перерывом на войну, пройдя путь от ассистента до заведующего кафедрой зоологии и общей биологии, заместителя директора (проректора) по научной и учебной работе. В начале 1930-х годов, после закрытия экскурсионной станции в Павловске, при активном участии Юрия Ивановича была организована учебная биостанция в поселке Вырица, где студенты РГПУ им. А.И.Герцена проходят полевую практику до настоящего времени. В 1939 году под его редакцией было опубликовано фундаментальное методическое руководство «Биологический эксперимент в средней школе». Одной из идей, содержащихся в этой книге, является использование в школе лабораторных работ с мушкой-дрозофилой по упрощенной схеме классического генетического практикума. Характерно, что когда в начале ХХI века автор этих строк с коллегами вернулись к данной идее, она встретила непонимание и отторжение со стороны экспертных советов на основании спорных с медицинской точки зрения санитарно-гигиенических ограничений.

После окончания войны Ю.И.Полянский занял должность проректора Ленинградского государственного университета по научно-просветительской работе. Такой не совсем обычный пост был организован по инициативе ректора А.А.Вознесенского, который уделял первостепенное внимание связям Университета и средней школы, повышению научного уровня преподавания. Ближайшим помощником проректора в этой работе была заведующая лекторием Университета доцент Е.М.Косачевская, сотрудничество с которой, годы спустя, продолжилось в 45-м интернате.

Взаимодействие между высшей и средней школой должно было получить дальнейшее развитие после того, как А.А.Вознесенский стал министром просвещения РСФСР, а Ю.И.Полянский приступил к исполнению обязанностей ректора ЛГУ. Увы, его ректорство продолжалось недолго…

В 1948–50-х годах отечественную биологию постиг разгром, последовавший за инспирированной (при непосредственном участии Сталина) печально известной «августовской» сессией Академии сельскохозяйственных наук, «отменившей» основные положения генетики. Далее последовала серия аналогичных мероприятий, «посвященных» другим разделам биологии. Людям молодого возраста сейчас трудно поверить, что в начале 1950-х годов в СССР вполне можно было получить лагерный срок за преподавание законов Менделя или основ хромосомной теории наследственности (такие случаи имели место). В отечественной генетике, цитологии, физиологии полицейскими методами насаждались откровенно антинаучные и мракобесные взгляды. Все это нанесло нашему естествознанию чудовищный, до сих пор ощутимый урон. Ю.И.Полянскому, в отличие от многих других биологов, еще повезло — он остался жив и на свободе, однако лишился всех постов и фактически оказался в ссылке. Ему пришлось перейти на работу с понижением в должности в Институт биологии северных морей, расположенный на северном побережье Кольского полуострова в маленьком поселке Дальние Зеленцы. Вынужденный отъезд на Север, скорее всего, избавил его от более крупных неприятностей — репрессий «Ленинградского дела», которое стоило жизни А.А.Вознесенскому и затронуло многих близко знакомых ему сотрудников Университета.

Окончательно вернуться в родной город опальный ученый смог только в середине 1956 года. Это было время, когда отечественная биология только начала восстанавливаться от нанесенного ей колоссального ущерба. К сожалению, в средней школе процесс очищения растянулся на долгие годы. «С преподаванием в школе биологии создалась парадоксальная, вероятно, уникальная в истории школы ситуация. В течение более чем четверти века по биологии, вместо основ науки о жизни, в школе внедрялся в умы учащихся некий набор фантастических представлений, ничего общего с наукой не имеющих и совершенно дезориентирующих учащихся в понимании закономерностей живой природы… В школе в отношении биологии происходило в буквальном смысле “одурачивание” многих миллионов молодых граждан страны», — вспоминал Ю.И.Полянский.

Наконец, в середине 1965 года на базе Академии педагогических наук состоялось совещание с целью выработки неотложных мер по исправлению катастрофического положения с преподаванием биологии в школе. Было принято решение в течение года этот предмет в старших классах вообще не преподавать, а тем временем срочно подготовить новую программу и учебник. Возглавить работу поручили Ю.И.Полянскому. В авторский коллектив учебника входили профессора А.Д.Браун, Н.М.Верзилин, А.С.Данилевский, Л.Н.Жинкин, К.М.Суханова и доцент В.М.Корсунская.

В 1966 году книга «Общая биология» под редакцией Ю.И.Полянского была опубликована как учебное пособие. К 1971 году пособие было доработано в полноценный учебник. Авторы, крупные специалисты в различных областях, понимали, что «общая биология» — название школьной учебной дисциплины, а не раздела науки. Поэтому они построили книгу как сборник вводных очерков по эволюционной теории, биологии развития, цитологии, биохимии, экологии, генетике и селекции, сознательно придав всем разделам высокую степень «автономности».

После почти двадцатилетнего перерыва в новом учебнике давалось строгое в научном отношении изложение основ генетики и эволюционной теории. Впервые для отечественной школы рассматривались основы молекулярной биологии и экологии. В главе «Основы экологии», еще до выхода концептуально близкого известного французского учебника экологии Ф.Дре, был установлен необычный для специальных руководств по этой дисциплине, но чрезвычайно эффективный в дидактическом отношении порядок изложения материала — от экологии особи (аутоэкологии) к экологии сообществ (синэкологии).

При обсуждении учебника и программы на коллегии Министерства просвещения СССР министр М.А.Прокофьев, ученый-биохимик, член-корреспондент Академии наук, выразил резонное сомнение в способности основной массы школьных учителей вести преподавание в соответствии с этими материалами. В итоге Ю.И.Полянскому предложили занять должность главного редактора журнала «Биология в школе». За 5 лет его редакторства в журнале был опубликован цикл статей ведущих ученых с изложением теоретических основ различных разделов современной биологии. Продолжением этой работы стало участие самого Ю.И.Полянского в авторском коллективе многотомной «Жизни животных».

Для разработки и апробации новаций в преподавании требовалась экспериментальная площадка. Незадолго до того, в 1963 году, постановлением Совмина СССР были организованы специализированные школы-интернаты при университетах в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске. Для этих учебных заведений был избран физико-математический профиль, но преподавание остальных дисциплин также курировалось университетами. Так, в 45-м интернате при ЛГУ организацией учебного процесса по истории руководила реабилитированная к тому времени по «Ленинградскому делу» Е.М.Косачевская, хорошо знакомая Ю.И.Полянскому по совместной работе в ректорате Университета в 1940-х годах.

Ю.И.Полянский. Автор шаржа заведующий кафедрой энтомологии СПбГУ, профессор А.А.Стекольников

Дополнительно к физико-математическим классам в ленинградском интернате в 1965 году организовали один класс, разделенный на биологическую и химическую группы. Инициаторами нововведения выступили профессора Университета Ю.И.Полянский, А.С.Данилевский и А.А.Ниценко. Они привлекли к работе в интернате молодых талантливых выпускников университета — Л.А.Попову, Ю.В.Широкова, а несколько позднее — Е.А.Нинбурга и Л.А.Несова. В группе биологической специализации была принята общая для всего интерната концепция учебного процесса, включавшая углубленный школьный курс в сочетании со спецкурсами по частным дисциплинам и выпускной экзамен (в обычных школах выпускного экзамена по биологии тогда не было). Особое внимание уделялось полевой экспедиционной практике на реке Луге в районе деревни Ящера. Семь лет интернат являлся базой легендарных гидробиологических экспедиций в Кандалакшский заповедник под руководством Е.А.Нинбурга. Учебные программы и планы разрабатывались преподавателями интерната, а затем согласовывались в Университете. В те годы основная идея учебно-воспитательной работы по всем профилям обучения заключалась в том, что интернат рассматривали не как курсы подготовки к вступительным экзаменам, но как самостоятельное учебное заведение, а проведенные в нем годы — как полноценный и важный этап профессиональной карьеры будущих ученых и преподавателей.

На протяжении десятилетий биологическая группа в школе-интернате при ЛГУ была единственной в стране площадкой, где отрабатывалась модель профильного биологического образования для средней школы. Химическая группа и классы физико-математического профиля, в свою очередь, оказались превосходной площадкой для разработки и апробации программ по биологии для базового уровня. Школа № 45 была наиболее престижной площадкой для прохождения педагогической практики студентами Университета и Педагогического института им. А.И.Герцена. Автору посчастливилось трижды участвовать в работе этой удивительной «лаборатории»: в 1969–71 годах — в качестве учащегося, в 1975–86 — в роли молодого учителя, а еще два десятилетия спустя, уже после смерти Юрия Ивановича — при апробации собственных учебников и практикума.

От Университета преподавание биологии в интернате первое время курировал декан факультета А.С.Данилевский, а после его смерти в 1969 году — Ю.И.Полянский как профессор Университета и редактор стабильного учебника для средней школы. Апробация новых изданий этой книги неизменно проводилась в интернате. К сожалению, после ухода Ю.И.Полянского из Университета в 1980-х годах уровень сотрудничества Университета и интерната (ныне — Академическая гимназия) резко снизился. На Биолого-почвенном факультете просто не оказалось специалистов, обладающих необходимой для этого квалификацией и кругозором.

Делать новое дело всегда нелегко, а результаты становятся видны со временем. Это в полной мере относится и к школьным учебникам, особенно к тем, судьба которых успешно состоялась. Поэтому теперь, когда знаменитый учебник стал историей, уже никакого значения не имеют ни шероховатости в главе «Эволюционное учение», ни необычная для отечественной генетической литературы «моргановская» нумерация законов Менделя, ни некоторая устарелость, с современной точки зрения, главы по эмбриологии. Главное заключается в другом. По этой книге учились десятки миллионов людей. В их числе — абсолютно все, кто сейчас занимается биологией в странах СНГ и тысячи биологов, которые ныне живут и работают в других государствах. Учебник продержался в отечественной средней школе до середины 1990-х годов. Он был переведен на французский, испанский и португальский языки, языки всех республик СССР. Суммарный тираж этого уникального произведения измеряется десятками миллионов экземпляров. Книга прекратила свое активное существование в школе только со смертью последнего члена авторского коллектива — профессора К.М.Сухановой.

Как известно, советская школа использовала только один-единственный «стабильный» учебник по каждому предмету. Вот почему «не состоялся» альтернативный учебник, написанный при участии академика Н.П.Дубинина, и так долго шел к читателю более современный учебник под редакцией академика Д.К.Беляева. Нужно заметить, что Юрий Иванович, в отличие от некоторых членов руководимого им авторского коллектива, никогда не использовал личные связи для административного зажима «конкурентов». Он поддерживал тесные деловые и личные контакты с Д.К.Беляевым, А.О.Рувинским и их «командой», зная, что они работают над своим учебником с использованием опыта специализированных школ-интернатов при Новосибирском и Московском университетах.

Это было принципиальной позицией ученого и педагога. В 1988 году Ю.И.Полянский в предисловии редактора русского перевода американского школьного учебника П.Кемп и К.Армс «Введение в биологию» решительно высказался в пользу тогда еще необычного для отечественной педагогики принципа вариативности среднего образования. Двадцать лет спустя в распоряжении учителя российской средней школы имеется выбор из десятка учебников по общей биологии, утвержденных Министерством образования и науки РФ. И при всех различиях, эти учебники имеют между собой очевидное концептуальное родство. Все они являются потомками той великой Книги, которую когда-то редактировал Ю.И.Полянский, опираясь на опыт преподавания в 45-м интернате.  

А.П.Пуговкин,
д.б.н., профессор Санкт-Петербургской государственной
педиатрической медицинской академии,
выпускник ФМШ 1971 года

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков