Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года
выпускники

Горная порода
под названием ФМШ

Помните, как выглядела молекула воды на школьных уроках химии? Два маленьких шарика водорода и один большой шар кислорода, соединенные палочками-связями. В коридоре кафедры кристаллографии — шкафы с такими же «шариками на палочках». Огромные сооружения, где связи — длиною в локоть и атомы — размером с мячик для пинг-понга. Таких моделей кристаллических структур невообразимо много: они занимают все полки двух длинных шкафов. И я еще видела не все закоулки кафедры.

Сергей Кривовичев в 15-летнем возрасте.

Сергей Кривовичев в 15-летнем возрасте.

— Интересно, а с каким кристаллом можно было бы сравнить ФМШ?

— Ну что Вы, разве школа похожа на кристалл?! — тут же возмутился профессор Сергей Владимирович Кривовичев, заведующий кафедрой кристаллографии Геологического факультета СПбГУ и выпускник ФМШ 1989 года. — Кристалл — это же нечто однородное. А школу, класс можно сравнить, скорее, с горной породой. Ведь что такое горная порода? По определению, это монолит, составленный из разных минералов (например, гранит содержит полевой шпат, слюду, кварц). Наша школа ни в коем случае не была однообразна, у нас каждый был индивидуальностью.

Атмосфера

— Каковы же особенности горной породы под названием ФМШ?

— Когда я после девятого класса пришел в интернат, меня сразу поразила там интеллектуальная атмосфера, — вспоминает Сергей Владимирович. — Среди школьников-«интернатовцев» ценилось не то, что ты хорошо играешь в футбол или куришь (это тоже ценилось, но не сильно), а то, сколько ты читаешь и насколько хорошо решаешь задачи. По сравнению с моей предыдущей школой, в ФМШ были другие приоритеты: там уважали, если ты мог, например, решить сложный пример, найти оригинальный подход к решению задачи, высказать интересную мысль. Такая аура заставляла развиваться. Недаром интернат сильно повлиял на мое мировоззрение. Обычным делом были и горячие споры на политические темы. Правда, часто они доходили почти до драк.

 

О С.В.Кривовичеве рассказывает его учитель — Станислав Константинович ФИЛАТОВ, профессор кафедры кристаллографии Геологического факультета СПбГУ:

— Еще когда Сергей был студентом, я обратил на него внимание. Он явно отличался от других ребят. Обычный студент как поступает? Ты даешь ему задание, он знает, что срок сдачи курсовой работы — через полгода, поэтому месяцев через пять приходит уточнить тему работы. А Сергей — трудоголик. Если даешь ему задание, то он приходит через два дня с решением и говорит: «Смотрите, как красиво получилось!..» Поэтому Сергей уже в студенческие годы многое успел, обошел других на несколько голов. Не скажу, что на третьем — но на четвертом курсе он уже был ученым!

Профессор С.В.Кривовичев

Профессор С.В.Кривовичев

***

Многие ученики интерната не были ленинградцами — ведь при поступлении был отбор со всего Северо-Запада. Когда Сергей Кривовичев пришел в интернат — только на один год, после 9 класса, — ребята приняли его очень хорошо, доброжелательно. По словам Сергея Владимировича, у провинциалов не было столичного гонора — они оказались душевнее, что ли, чем городские ребята… И весь год Сергей старательно занимался, ему было интересно учиться, и постепенно из отстающих он выбился в лидеры.

И химики, и лирики

В ФМШ была сильная естественнонаучная подготовка. Класс Сергея Кривовичева делился на биологов и химиков, он был химиком. Но уровень преподавания математики также был серьезный. Замечательные уроки химии — ее вела Анна Александровна Карцова — были очень интересными. Запомнились и другие предметы: например, литература с Ириной Георгиевной Полубояриновой — она разбирала со школьниками произведения Солженицына (как раз тогда, в 1989-м, их стал печатать журнал «Новый мир») — одни принимали этого писателя, другие нет.

— А когда проходили Достоевского, класс даже разделился на две половины: одни были за, другие — против. Со школьных лет я полюбил «Преступление и наказание», этот роман более цельный, чем, скажем, «Братья Карамазовы». В классе у нас часто разгорались резкие споры о литературе. Спорили и об истории.

Прошлым летом Геологический факультет СПбГУ вместе с Кольским научным центром РАН провели Международную школу-семинар «Минералы как перспективные материалы» с участием ведущих ученых мира. В Апатитах собрались корифеи кристаллографии и минералогии из Швейцарии, Италии, Германии и России. И среди них — 12 ученых, в честь которых были названы минералы, — в том числе и профессор С.В.Кривовичев (год назад один из минералов, найденных на Кольском полуострове, был назван кривовичевитом).

Многие преподаватели были из ЛГУ. В интернате чувствовалось влияние Университета: например, учителя относились к школьникам серьезно — так, как обычно относятся преподаватели к студентам. Многие ученики часто ходили на университетские лекции, один мальчик-биолог даже развил научную деятельность на биофаке.

И конечно же, все были нацелены на поступление в Университет. Этому способствовала тогдашняя школьная система: оценки на выпускных школьных экзаменах приравнивались к оценкам на вступительных испытаниях в ЛГУ. Сергей Кривовичев мог идти на любой из пяти факультетов: Химический, Геологический, Физический, Математико-механический и ПМ-ПУ. Почему именно на эти факультеты? Потому что отлично сдал выпускные экзамены по физике, химии, математике и литературе. На Геологическом факультете, например, нужно было сдавать математику, литературу и еще — на выбор — либо географию, либо химию.

Характер настоящего ученого

Сергей Кривовичев поступил на Геологический факультет — давно хотел продолжить семейную традицию (его отец — минералог, заведующий кафедрой минералогии, мать — кристаллограф, доцент на химфаке). Он стал известным ученым-кристаллографом. Сергей Владимирович рассказал, какие черты характера должны быть, по его мнению, у настоящего ученого:

— Трудолюбие и порядочность, конечно же. Обязательно честность и аккуратность — без них ни одной научной работы не напишешь. И еще ученый должен обладать восприимчивостью, быть всегда открытым для новых идей, теорий.

Сам о себе Сергей Владимирович говорит, что он общительный и веселый. В школьные годы был обидчивым, но после обиды очень скоро отходил.

Детей у него уже шестеро: от четырнадцатилетнего Вани, характером больше похожего на свою маму, до маленького Платона, которому недавно исполнилось пять месяцев.

Со времени учебы у Сергея Кривовичева остались двое друзей из интерната: ленинградец Костя Хрипун и Алеша Потапов из Карелии.

— До сих пор поддерживаю связи с ними, — рассказывает Сергей Владимирович. — Мы часто встречаемся. Про других я, к сожалению, знаю не очень много. В общем-то, у всех оказались абсолютно разные пути. В науку, например, пошли… — дайте-ка подумаю… — кажется, в России — только я. Еще несколько человек уехали за границу. Обидно, конечно, что очень мало народу занялось тем, к чему нас готовили, — хотя «замах» был хороший.

Уже уйдя из школы, став первокурсниками, ребята любили приходить в интернат (была жуткая ностальгия). И «своих» они выделяют до сих пор. Недавно, ожидая своего рейса в Пулково, Сергей Владимирович познакомился с одним пассажиром. А узнав, что тот учился в ФМШ-45, обрадовался ему как родному.

…Думаю, со временем один из новых минералов кто-то из выпускников назовет «интернатитом» или «фэмэшовитом». И горная порода станет от этого только богаче.  

Маргарита Голубева
Фото из архива С.В.Кривовичева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков