Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года

«Милая моя Гимназия!..»

Что это за феномен — «интеровское братство»? Как оно возникло и существует ли сегодня? Эти вопросы неизменно возникают в дни юбилеев, когда оглядываешься назад и оцениваешь пройденный ФМШ-45, Академической гимназией, путь.

Н.В.Серова

Н.В.Серова

Нам 45! 45 лет исполняется Специализированной физико-математической и химико-биологической школе-интернату для одаренных детей и детей, склонных к исследовательской деятельности, — Академической гимназии СПбГУ. И мы с благодарностью вспоминаем тех, кто стоял у истоков специализированного предуниверситетского образования, академиков М.А.Лаврентьева, А.Н.Колмогорова, А.Д.Александрова. Тех, кто проводил в жизнь замечательную идею, — директоров В.Н.Вилина, Б.В.Борисова, А.А.Быкова, С.П.Зеленина, Н.Н.Соколову. Тех, кем гимназия искренне и небезосновательно гордится, талантливых педагогов — Ю.И.Ионина, Е.Э.Неймарка, И.М.Луцкую, А.А.Тишкову, Б.М.Беккера, Л.Д.Курляндчика, Е.А.Нинбурга, В.М.Терехова, А.И.Филипповича, Б.Б.Лурье, Б.В.Аверина и других. Сейчас трудно, практически невозможно перечислить всех… Так много тех людей, благодаря которым сама идея создания школы, в которой «профессионалы учат профессионалов», была одухотворена и получила реальные, зримые очертания.

В создании этой школы огромную роль сыграли Д.К.Фаддеев, Ю.В.Линник, которые во многом определили как характер «нового школьного образования», так и направление развития довузовской математики. Основы физического образования в интернате были заложены С.Э.Фришем, Н.И.Калитеевским и развиты А.С.Кондратьевым и Е.И.Бутиковым, затем А.А.Быковым. Становление химического образования связано с именами С.А.Щукарева, А.Н.Мурина, А.Б.Никольского, затем — А.В.Суворова, А.А.Карцовой. Биологическая специализация была выпестована профессором А.А.Данилевским, А.А.Ниценко, Ю.И.Полянским, взявшими на себя огромный труд по созданию учебных пособий, программ, организации учебного процесса. Гуманитарное направление в гимназии возникло позднее других и основали его историки, С.Н.Кулакова-Лисицкая. Вместе с ними начинали М.Л.Лурье, Н.Н.Пушкина, Н.В.Чернигина, Л.Н.Гердюш.

И по сей день «дух и буква 45-го» сохраняются в гимназии благодаря усилиям Н.К.Гутковой, страстного пропагандиста истории нашего учебного заведения, организовавшей музей ФМШ-45, поддерживаются хранителями традиций В.М.Гольховым, К.Э.Воеводским, В.В.Шаманиным, А.В.Ляпцевым, Н.Ю.Нецветаевым, Н.В.Городецкой, Н.П.Соболевой, Н.С.Воронович, Т.А.Кошемчук, А.Н.Петровым, А.А.Флоринским — выпускниками и старейшими учителями интерната.

Когда думаешь об этом, становится предельно ясно, как много сделано, как много потрачено сил, и ощущаешь необыкновенную ответственность за то, чтобы все, что создано, сохранить и преумножить. И первое, к чему особенно трепетно относишься, — это педагогический коллектив, коллектив людей нестандартных, талантливых, которые умеют сохранить атмосферу любви и взаимопонимания, сотрудничества и требовательности; коллектив личностей, которые учат личностей; преподавателей, которые вступают в диалог с учеником, потому что им есть что сказать сегодняшним школьникам.

Жизненный опыт добывания знаний, восторг интеллектуального труда, сознание гордости причастностью к большой науке — это то, что особенно высоко ценится сегодня и что сегодня становится уникальным в среднем образовании, которое, наверное, не случайно названо «общим». Оно действительно в целом массовое. Но в нашей школе оно не «общее», оно обращено к каждому, потому что дорого каждому преподавателю в ученике именно то, что отличает его от других, что делает молодого человека неповторимым и поэтому особенно ценным. Отсюда та теплота взаимоотношений учителей и учеников, одноклассников и «агэшников», которая заставляет гладить стены школы и с восторгом повторять: «Милая моя гимназия!..»

Будущие выпускники

Будущие выпускники

Университетское образование — образование универсальное, расширяющее культурные горизонты. И свидетельство тому — разносторонние интересы наших преподавателей. Поэтический сборник «Эхо», третий выпуск которого выйдет к 45-летию гимназии — тому доказательство. Удивительное чувство слова, присущее преподавателям Н.А.Башкировой, Н.С.Воронович, потрясающая литературная эрудиция К.Э.Воеводского, А.А.Карцовой, увлеченность классической музыкой С.С.Пивоварова и Л.В.Слободчиковой, исполнительское мастерство математика и скрипача А.А.Флоринского, стихотворные шутки П.И.Кулакова, погруженность в кинематографическое чудо В.И.Короткевича, Л.К.Юраловичюте… Изобильно талантами «интеровское братство». Именно поэтому во внеклассных мероприятиях, которые с успехом проводят преподаватели литературы А.А.Литягин, Н.П.Соболева, Л.Н.Зубарева, профессор химии А.А.Карцова, преподаватель английского языка Н.Б.Багрова, преподаватель биологии Т.В.Лиевина, в составе участников оказываются рядом и дети, и взрослые.

Рядом с нашими учениками воспитатели, которые становятся для ребят родителями и друзьями. Среди них нельзя не отметить старших воспитателей Е.П.Демянчук и И.П.Бучковскую, воспитателей О.Д.Колеватову, В.Н.Кара, Г.В.Янченкову, Е.А.Рыбину, О.Д.Коврижина, Р.П.Камышеву. О здоровье и благополучии ребят заботятся заведующая интернатом Т.Б.Трифонова, медицинские сестры и врачи, бессменный руководитель и организатор школьной спартакиады В.И.Глазков.

Творческая атмосфера, стремление к самореализации и одновременно чувство ответственности и необходимой самостоятельности обеспечиваются и учебной частью гимназии, во главе которой стоят завучи И.С.Никольская и Т.Б.Хвостиченко. Степень сплоченности коллектива гимназии, учителей и учеников ясно прослеживается в подготовке Дня самоуправления, который проходит ежегодно. В этот день, приуроченный к учительскому празднику, ребята принимают на себя всю полноту ответственности за школу, и это здорово у них получается.

Те, кто утверждают, что сегодняшняя гимназия «уже не та», что «прошли золотые времена», наверное, правы. И все же… Хоть и говорят, что нельзя дважды ступить в одну и ту же реку, гимназия должна меняться — развиваться и крепнуть вместе с Университетом, прочно удерживая передовые позиции в нашем специфическом — российском — образовании. Подчеркивая эту мысль, необходимо акцентировать внимание на том факте, что судьба Академической гимназии была прочно связана с судьбой Санкт-Петербургского университета. Эти учебные заведения возникли одновременно, их соединяли общность целей, общность достижений, общность преподавателей. В ХVIII веке дело обстояло так же, как и сейчас: гимназистов и студентов учили одни и те же преподаватели, среди которых были известные ученые — Г.В.Крафт и Л.Эйлер, Г.Ф.Миллер и Т.Х.Байер, а в 70–80-х годах ХVIII века в штате преподавателей появляются и выпускники гимназии и университета М.И.Лепехин, С.К.Котельников. Эта общность исторических судеб Университета и гимназии еще раз напомнила о себе и тем, что в конце века университетская деятельность прекратилась, был закрыт и прием в гимназию.

Сейчас Академическая гимназия является одним из основных структурных подразделений Университета и должна занять подобающее ей место в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров. Эти задачи «агэшному братству» вполне по плечу, потому что не угасло во времени и не умерло «чудо трудов и печалей», в которое мы верим!  

Н.В.Серова,
и.о. директора Академической гимназии
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков