Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года
выпускники

«В интернате началась
моя новая жизнь…»

Сегодня Леонид Петрович Бобылев — кандидат физико-математических наук, директор международного Центра по окружающей среде и дистанционному зондированию имени Нансена. Уже много лет он исследует процессы, происходящие с морским арктическим льдом и Гренландским ледниковым щитом. В конце 2005 г. Петербургский Нансен-центр под руководством Леонида Бобылева стал лауреатом премии Декарта — самой престижной европейской награды для международных научных консорциумов. Впервые такая престижная премия была вручена за полярные исследования, и Леонид Петрович был одним из первых ученых-лауреатов. Сорок пять лет назад, в самом начале своего научного пути, ему довелось быть одним из первых учеников только что открывшейся школы-интерната № 45.

— Как вы попали в школу-интернат № 45?

— Достаточно неожиданно. До девятого класса я жил в Волосовском районе Ленинградской области и учился в обычной школе. По окончании восьмого класса директор школы предложила мне попытаться поступить в создававшийся тогда интернат № 45. Я решился. Несколько раз приезжал в Ленинград, проходил необходимые собеседования, о результатах которых мне не сообщили сразу, а сказали: «Ждите ответа». Я вернулся домой и стал ждать… Наступило первое сентября нового учебного года, а ответа не было. Учебу в девятом классе я начал в своей школе. Сентябрь был на исходе, и я решил, что, наверное, ничего не вышло — меня не приняли. И вдруг — кажется, это было уже 12-го октября, — получил письмо, в котором сообщалось, что я зачислен в школу-интернат № 45, и занятия начинаются с 16 октября. На следующий день я приехал в Ленинград, в котором до этого бывал всего несколько раз, и с тех пор я живу в этом городе.

Л.П.Бобылев

Л.П.Бобылев

— Как проходила ваша учеба и жизнь в интернате? В чем были отличия от обычной школы?

— В интернате началась совсем новая жизнь. Здесь были собраны ученики из разных городов, даже из разных республик; все мы впервые оторвались от родителей, уехали далеко от дома. Если те, кто жил недалеко, например, в Ленинградской области, имели возможность уезжать домой на выходные, то те, кто приехал издалека, например, из Архангельска, жили в интернате месяцами и уезжали домой только на каникулы.

У интерната было два корпуса — учебный и жилой, которые располагались на улице Савушкина. Теперь это район с развитой инфраструктурой, а в те годы там была глухая окраина города. За зданиями интерната начинался лес. Вечерами покидать территорию школы было небезопасно, поскольку на улице существовала возможность приобретения неприятного опыта «общения» с местными ребятами — такие прецеденты случались.

Утро для всех учеников начиналось в семь часов с общего построения во дворе интерната, продолжалось общей зарядкой и завершалось совместным завтраком в столовой жилого корпуса. Потом до обеда были учебные занятия. После обеда мы занимались самостоятельно, там же, в учебных классах. А вечером, в свое свободное время, мы ходили в располагавшийся неподалеку кинотеатр «Юность» — тогда, пожалуй, единственное культурно-досуговое заведение в районе. Однако наши классные руководители и преподаватели заботились об организации интересного досуга: мы часто выезжали на совместные экскурсии по городу, посещали музеи — постепенно нас знакомили с Ленинградом. По выходным мы ездили за город, на прогулки и пикники. А как-то раз даже отправились на автобусе в Таллинн. К праздникам мы готовили представления, концерты, капустники, а в обычные дни могли проводить свое свободное время, посещая разные студии и кружки, которых в интернате было много. Я, например, посещал физический кружок, организованный одним из преподавателей, в то время аспирантом кафедры физики атмосферы. Можно сказать, что именно занятия в этом кружке определили направление моего дальнейшего образования — вдохновленный и заинтересованный этими занятиями, по окончании интерната я поступил на Физический факультет Университета, выбрав кафедру физики атмосферы. Большое внимание в интернате уделялось и спортивной подготовке учеников.

— То есть это были два насыщенных года в вашей жизни?

— Да, жизнь кипела. Активный отдых и насыщенный досуг занимали важное место в нашей жизни, но основное время мы все-таки посвящали интенсивному и напряженному процессу обучения. Учеба в интернате не была легкой, в ее процессе нельзя было «расслабляться»: нам давали много заданий, материалов, информации. Не все могли выдержать такую нагрузку, поэтому некоторые уходили из интерната, не доучившись.

— Кто преподавал в интернате? Кто из учителей вам запомнился?

— Преподавали, в основном, аспиранты Университета — молодые люди, сами недавно со студенческой скамьи, — поэтому им легко удавалось наладить с нами контакт. У меня были особенно хорошие отношения с преподавателем математики Валерием Гусевым — мы с ним сдружились словно ровесники, и до сих пор поддерживаем отношения. Было много и других хороших преподавателей. С большой теплотой вспоминаю Валентину Петровну Стратиевскую, учителя английского языка и нашего классного руководителя. Она уделяла нам много времени и внимания. Хочется также назвать Нину Кировну Окк, преподавателя физкультуры, которая пользовалась всеобщей любовью — стройная, красивая, подтянутая, всегда в хорошем расположении духа. Она до сих пор работает в интернате, принимает активное участие в учебной жизни, поддерживает связи с выпускниками. Я иногда встречаюсь с ней в гимназии.

— Очевидно, что основной упор в обучении был сделан на математику и физику. А как обстояло дело с другими дисциплинами, например, гуманитарными?

— Им тоже уделялось много внимания. У нас были прекрасные уроки литературы и английского языка. Много времениотводилось и физподготовке. В интернате был просто культ физкультуры! У нас были очень хорошие преподаватели по физкультуре; мы играли в волейбол, баскетбол, регулярно ходили на лыжах. Участники сильных спортивных секций показывали очень хорошие результаты, занимали первые места на районных и общегородских соревнованиях. И все ученики «подтягивались», равнялись на школьных чемпионов.

— Какие отношения складывались между учениками в Вашем классе и во всем интернате? Ведь все приехали из разных городов, из разных школ…

— Да, нас собрали из разных мест, поэтому коллектив был очень неоднородный. Кто-то приехал из Вологды, а кто-то — из Риги, например. Конечно, различия были значительны. Скажем, один мог решить сложнейшую задачу по физике, но никогда не читал Ремарка. Другой, наоборот, мог обладать средними способностями по физике, но хорошо знал английский и был знаком с шедеврами мировой литературы. То есть ученики различались не только по степени одаренности в математике или физике, но и по уровню общей подготовки. В соответствии с этим складывались разные отношения между учениками. Так или иначе, каждому из нас было чему поучиться друг у друга.

— Вы поддерживаете связь с вашими школьными товарищами?

— Конечно. Некоторые стали мне настоящими друзьями, мы общаемся на протяжении всей жизни. Среди них, например, Владимир Радинов, заведующий одним из отделов Арктического и антарктического научно-исследовательского института, Станислав Тандура, живущий и работающий в Подмосковье, Владимир Садовский, Евгений Устинов, Анатолий Цветков, Сергей Вадилов и многие другие. Большинство из моих соучеников впоследствии добились значительных успехов в той сфере деятельности, которую избрали для себя. Конечно, далеко не все продолжили заниматься наукой, однако основы фундаментального образования, заложенные в интернате, позволили многим из нас реализовать себя в жизни.

— Вы по-прежнему собираетесь на общие встречи со своими однокашниками или за эти годы со многими утратили связь?

— Мы до сих пор встречаемся, несмотря на то что многие теперь живут в других городах, некоторые даже в других странах. Наши встречи нерегулярны. Обычно мы созваниваемся, когда кто-нибудь приезжает в Петербург, и собираемся небольшой компанией. А большие официальные встречи чаще всего приурочены к определенным датам. Например, в июне 2005 года в Доме журналиста проходила встреча, посвященная 40-летию первого выпуска Академической гимназии, где собрались многие выпускники, а также бывшие и нынешние учителя интерната. Я, к сожалению, не смог присутствовать на этой встрече, поскольку как раз в эти дни мы были заняты подготовкой к большому международному симпозиуму в Нансен-центре. Но на следующий день все-таки нашел возможность встретиться с некоторыми ребятами в более узком кругу. А 16 октября, я надеюсь, состоится праздничная встреча по случаю 45-летия школы-интерната, и очень хочу туда пойти.  

Дарья Мельникова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков