Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года
олимпиады

Подтверждая и опровергая
тезисы Лемана

«В олимпиадах надо участвовать!»
Ю.И.Ионин, где-то в 1967-68 гг.

Быстротечная — два, от силы три года, жизнь в школе-интернате № 45 при ЛГУ в каком-то смысле начиналась и заканчивалась олимпиадой. Начиналась потому, что где же еще выявлять способных к математике (физике, химии, биологии) школьников, как не на олимпиадах — городских, областных, республиканских? Занимались этим наши учителя, которые исправно выезжали каждую весну и лето в командировки по городам Северо-Западного региона страны — выявляли таланты, приглашали участвовать и проводили вступительные экзамены (которые тоже, по сути, являлись олимпиадой: несколько задач повышенной сложности на определенное время, и в качестве приза не отметка, как в школе, а приглашение поучиться в совсем другой школе…). А заканчивалась школьная жизнь олимпиадой международной, проводимой обычно летом после выпускного звонка, в которой участвовали уже далеко не все, а лучшие из лучших, менее 15 человек на весь огромный Советский Союз, доказавшие право на попадание в команду страны своей предыдущей славной «олимпиадной» биографией. Все участники команд СССР на международных олимпиадах по специальному правительственному постановлению без сдачи вступительных экзаменов(!) зачислялись в выбранные ими высшие учебные заведения Советского Союза. На долгие годы «международники» становились, как теперь принято говорить, «лицом школы». Их знали без преувеличения все ученики и преподаватели. До сих пор, спустя почти 40 лет после окончания, мне достаточно сказать, что «я из класса Бориса Петрова», и собеседник обычно сразу понимает, о каком именно классе идет речь.

Класс больших надежд. Крайний справа стоит Александр Меркурьев, который в 27 лет станет доктором физико-математических наук.

Класс больших надежд. Крайний справа стоит Александр Меркурьев, который в 27 лет станет доктором физико-математических наук.

В конце 60 и в течение 70-80 гг. прошлого века, в «золотой» период для олимпиад в 45 интернате при ЛГУ, успехи школы были более чем впечатляющи! Олимпиада была состязанием, содержала значительный соревновательный элемент, особенно если кроме занятого места речь шла об отборе на следующий, более «высокий» ее этап. В олимпиадах было очень интересно участвовать! Причем, я подозреваю, что интересно было и по другую сторону учительского стола. Недаром школьники, бывшие активными участниками, энтузиастами олимпиад, в дальнейшем, став студентами, потом профессиональными математиками, физиками, химиками… часто пополняли ряды тех, кто с не меньшим энтузиазмом проводил эти олимпиады!

Не надо, наверное, преувеличивать значение такого явления, как олимпиады: все-таки энтузиастов олимпиад было меньшинство среди учеников, обычно несколько человек в каждом классе. Большинству школьников вполне хватало усложненных образовательных программ школы. Не все успешные олимпиадники стали впоследствии большими учеными в избранной на школьной скамье специальности. Как точно заметил однажды Л.Д.Курляндчик, «умение хорошо решать задачи всесоюзной олимпиады означает в точности то, что человек хорошо решает задачи всесоюзной олимпиады, не больше».

«Леман» — «библия» олимпиадников конца 60–70 гг., знаменитая книга А.А.Лемана «Сборник задач московских математических олимпиад», одна из немногих в то время книг с олимпиадными задачами, исправно служившая не одному поколению любителей решать задачи. До сих пор для старого участника олимпиад «Леман» есть «Леман», никакие пояснения не нужны.

Известны два тезиса Лемана. Первый: удачное выступление в олимпиадах по математике обычно является достаточным условием успешной научной карьеры математика. И второй: для успешной научнйой деятельности успехи в олимпиадах не являются необходимыми. Оба тезиса будут подтверждены примерами.

Начались олимпиады в школе «по серьезному» с 1965 года. Стала проходить общешкольная олимпиада по математике, затем и по физике. Правила проведения олимпиад разного уровня со временем менялись в деталях, но в основном, с точки зрения участника, все было построено просто: школьная — районная — Ленинградская городская — отбор — всероссийская (всесоюзная) олимпиады. Олимпиада по математике в школе была из двух туров, первый – письменный, обязательный для всех учащихся, являлся одновременно командным первенством школы по предмету. До сих пор помню чувство борьбы и азарта, которые охватили весь наш 10аб класс (выпуск 70 года) на олимпиаде 1969–70 учебного года: мы стремились обойти знаменитый «а» класс выпуска 71 года. (То был класс Алексея Александрова, Евгения Саллинена, Гены Кегелеса, Владимира Козлова, Димы Григорьева, Владимира Пеллера... Как считает Л.Д.Курляндчик, 10а–71 был одним из сильнейших математических классов в истории школы. Все перечисленные ребята этого класса неоднократно получали дипломы всесоюзных олимпиад, а Евгений Саллинен и Алексей Александров участвовали в 13-й ММО, при этом Алексей ездил еще и на 12-ю ММО 1970 года после 9 класса! Преподавал математику в этом классе Юрий Иосифович Ионин.) И мы обошли наших друзей-соперников на финише! (Они были на год младше, а многие задачи были одинаковы, что только подтверждает силу их класса. Впрочем, став на год старше, ребята из 10а–71 не только с блеском выиграли школьную олимпиаду следующего года, но и установили феноменальный рекорд по количеству набранных классом очков!)

По результатам первого тура школьной олимпиады лучшие участники попадали во второй её тур (проводившийся устно), по итогам которого определялись победители школьной олимпиады в личном зачете. Которые, замечу, сразу становились кандидатами в сборную школы на всероссийскую (с 1967 года — всесоюзную) олимпиаду, поскольку при создании нашей и аналогичных школ-интернатов при других университетах этим школам было предоставлено право посылать свои команды на всесоюзные олимпиады наравне с республиками, областями и крупными городами.

Победителем двух первых школьных олимпиад в 1965, 1966 гг. был отлично известный многим поколениям интеровцев Лев Курляндчик, который до сих пор считает это своим чуть ли не самым значительным олимпиадным достижением, учитывая большую сложность задач 2-го тура школьной олимпиады и то, с кем персонально ему довелось бороться и победить!

СПРАВКА

Лев Давидович Курляндчик, выпускник 1966 года, с 3 курса матмеха ЛГУ (1968 год), начал преподавательскую деятельность в интернате, где проработал до 1998 года. За это время «через его руки прошли» многие достаточно известные впоследствии математики. Долгие годы именно Лев Давидович занимался в школе олимпиадами по математике, готовил и возил команды школы на всесоюзные олимпиады.

Андрей Андреевич Болибрух (1950–2003), выдающийся математик, действительный член Академии наук РФ, которому удалось решить одну из 23 знаменитых проблем Гильберта.

Владимир Георгиевич Тураев, выпускник интерната 1970 года, сам активный участник олимпиад — дипломы I и III степени всесоюзной олимпиады 1969–70 гг. Ныне В.Г.Тураев — профессиональный математик, тополог, доктор физико-математических наук.

Также дважды выигрывал школьную олимпиаду Дмитрий Григорьев (10а класс, выпуск 71 года). В 1970 году одним из победителей школьной олимпиады был Сергей Семеньков. Многие «старые» олимпиадники, прошедшие «всё», (например, Алексей Александров, Сергей Семеньков) утверждают, что из всего цикла олимпиад труднее всего было выиграть именно общешкольную, из-за ее высочайшего уровня как по сложности предлагавшихся задач, так и по силе участников. Кроме того, имелось существенное отличие школьной олимпиады от всех прочих: в ней определялся именно победитель, один, иногда двое. (Например, в 1968 году в школьной олимпиаде по математике победили восьмиклассник Алексей Ломакин и десятиклассник Михаил Блюдзе.) А на городской или всесоюзной олимпиадах могло быть несколько победителей — обладателей диплома I степени по каждому классу. Так, в 1968 году Михаил Блюдзе, Виктор Кумарин и Виктор Лапицкий таковыми и стали, получив на городской ленинградской олимпиаде 10 классов (тогда была десятилетка) три диплома I степени. Успешно пройдя отбор, они дружно поехали на всесоюзную олимпиаду, и все трое получили дипломы и там (компанию на всесоюзной олимпиаде им составил их одноклассник Сергей Евдокимов, получивший диплом третьей степени).

Школьные олимпиады проводились обычно осенью и были началом годичного олимпиадного цикла. Районная олимпиада была личным отбором участников на городскую олимпиаду и одновременно командным первенством физико-математических школ Ленинграда. В 60-70-80 годы именно на этих состязаниях наша школа стремилась доказать, и часто успешно, свое превосходство над извечными соперниками из «большой тройки» физматшкол Ленинграда — 45 интернат, 239 и 30 школы. Ну, а победители районной олимпиады «в личном зачете» попадали на городскую олимпиаду Ленинграда. Первыми победителями городской олимпиады по математике в истории интерната были Янис Лапинь (диплом I степени) и все тот же Лев Курляндчик (диплом II степени) в 1965 году. Янис Лапинь впоследствии стал математиком, профессором Рижского государственного университета. Хорошую «привычку» выигрывать с первой премией городскую олимпиаду имели Сергей Семеньков (три диплома I степени в 1968–70 гг.), Евгений Абакумов и Андрей Бураго (тот же результат в 1982–84 гг.). Алексей Александров получал дипломы I степени городской олимпиады 4 раза — с 6 по 9 классы (в 10 классе Алексей получил диплом «только» II степени, при том, что к этому моменту он уже успел получить вторую премию международной олимпиады 1969 года! Это показывает, что задачи городской олимпиады были весьма трудными).

Почетное место в экспозиции Музея занимают кубки, полученные командами ФМШ разных лет на олимпиадах.

Почетное место в экспозиции Музея занимают кубки, полученные командами ФМШ разных лет на олимпиадах.

Совершенно уникальный случай произошел в 1978 году: все дипломы первой степени в 8, 9, 10-х классах на городской олимпиаде получили ученики нашей школы! А в 1979 году интернат «забрал» все дипломы I и II степени городской олимпиады по 9-м классам. На всесоюзную от города просто было «некому» ехать! Как вспоминает Дмитрий Фомин в своей книге «Санкт-Петербургские олимпиады», пришлось обращаться в жюри всесоюзной олимпиады с просьбой о включении учеников интерната в команду города. Непостоянные правила проведения олимпиад разрешали в конце 60 — начале 70 гг. включать в команду от Ленинграда учеников интерната, если они были ленинградцами до поступления в интернат. Так, Миша Блюдзе в 1968 году ездил на всесоюзную по математике как член команды города. Это приводило к забавным казусам общего зачета: иногда команда Ленинграда обходила сборную интерната по количеству и качеству премий всесоюзной олимпиады, но за счет успешного выступления интернатовцев-ленинградцев. Алексей Ломакин (выпускник 70 г.) вспоминает, что трижды ездил на всесоюзную по физике. В 8 и 9 классах выступал за сборную интерната неудачно. А в 10 классе получил сначала диплом I степени городской олимпиады, в сборную интерната не попал, («не взяли, так как разочаровались во мне», вспоминает он сам сейчас), а попал в сборную города. И… получил диплом I степени всесоюзной олимпиады по 10 классам! Поэтому, из-за двойственности положения ленинградцев, да еще благодаря персональному допуску дипломантов I и II степени на следующую всесоюзную олимпиаду, количество участников (и дипломантов!) всесоюзной олимпиады от интерната зачастую весьма превосходило «номинальные» 4 или 5 (состав команды на всесоюзную в те годы).

С 1966 года интернат посылал свои команды на всероссийские (с 1967 по1991 гг. — всесоюзные) олимпиады. Вот состав самой первой команды математиков: девятиклассники Виктор Турчанинов (получил диплом II степени), Вячеслав Харламов (диплом I степени), Василий Дячко (диплом III степени), десятиклассник Лев Курляндчик. А вот достаточно сильный девятиклассник Андрей Болибрух в команду не попал. Что не помешало ему впоследствии сделать блестящую профессиональную карьеру математика.

Первый «физик» от интерната попал на всесоюзную олимпиаду в 1965 году: Евгений Домиловский из легендарного первого выпуска получил диплом III степени всесоюзной олимпиады по физике, выступая за сборную команду Ленинграда. По моим данным, это первая награда учеников школы на всесоюзных олимпиадах! Более того, есть предположение, которое, к сожалению, не удалось проверить, что Евгений Домиловский получил похвальный отзыв первой степени по 9-м классам еще на всероссийской олимпиаде по математике 1963 года! То есть весной, перед самым поступлением в интернат. Если это так, то Евгений безусловно заслуживает титула «первого олимпиадника в истории школы».

А вот состав первой команды интерната на всесоюзной олимпиаде по физике 1966 года: Казанский Андрей (получил диплом II степени), Пудовкин Андрей (поощрительная премия), Ляпцев Александр, Морозов Владимир.

Призы победителям олимпиад обретали «вещественный» характер начиная с первой премии городской олимпиады: вместе с дипломом победитель получал подборку книг по математике. То же на всесоюзной олимпиаде. А вот самая «тяжелая» по уровню задач отборочная олимпиада призами не отмечалась: наградой было попадание в команду для участия во всесоюзной олимпиаде.

А всего за время существования школы-интерната №45, впоследствии Академической гимназии при ЛГУ, учениками школы получено свыше 100 дипломов на всесоюзных олимпиадах по математике! Бывали годы, когда интернат получал по 7–8 дипломов всесоюзной олимпиады (1969, 70, 72, 76, 79, 80 гг.).

В рекордном 1974 году было получено четыре диплома I степени: Борис Соломяк, Сергей Финашин, Игорь Ананьевский, Игорь Сивицкий и четыре диплома II степени: Иван Панин, Виктор Козырев, Сергей Фомин и Евгений Шустин.

1976 год был годом триумфа самого сильного олимпиадного класса по математике в истории школы — 10а, выпуск 76 года (преподаватель алгебры — Юрий Иосифович Ионин, геометрии — Владимир Георгиевич Тураев). За три года ученики этого класса Никита Нецветаев, Сергей Финашин, Борис Соломяк, Иван Панин, Александр Шергин, Александр Смирнов получили 12 дипломов всесоюзной математической олимпиады (в том числе 5 — I степени!) и 4 премии (из них две первых!) Международной математической олимпиады! А «физик» Виталий Тарасов пополнил эту классную копилку еще тремя дипломами всесоюзной олимпиады по физике!

Роль Юрия Иосифовича Ионина в развитии математического образования в стране, мне представляется, вообще трудно переоценить! Вместе с Марком Ивановичем Башмаковым, одним из отцов-основателей интерната, Ю.И.Ионин неоднократно входил в жюри всесоюзной олимпиады по математике, им разработаны и опубликованы методики преподавания математики в школе. Именно он сумел показать строгую красоту математического знания для своих учеников. Как сказал один из учеников Юрия Иосифовича, ставший впоследствии доктором химических наук и сам многие годы преподававший в интернате-гимназии, «Ю.И.Ионин как преподаватель математики являлся национальным достоянием страны и его потеря (отъезд в 90-е гг. за границу, во многом, как говорят, вынужденный) для образования невосполнима».

Всесоюзная олимпиада по математике имеет своих «чемпионов» личного зачета: ученики интерната Айвар Берзиньш (1967–69 гг.), Алексей Александров (1969–

71 гг.) и Илья Захаревич (1977–79 гг.) получали дипломы I степени всесоюзных олимпиад по три раза!

Физики также могут похвастаться достаточным количеством успехов на всесоюзных олимпиадах: количество дипломов I–III степени, полученных за все годы, свыше пятидесяти! Трижды побеждали (из них два раза получили диплом I степени) Борис Петров в 1968–70 гг., Вадим Каплуновский в 1973–75 гг. и Владимир Щукин в 1975–77 гг. Два диплома I степени получил в 1987–

88 гг. Вадим Мороз. Неоднократными победителями становились Лев Вайдман (1971–72гг.), Владимир Булатов и Ильдар Хамитов (оба 1975–76гг.), Василий Филиппов (1993–94гг.). В «командном» зачете рекордными для физиков школы были 1973 год — 6 дипломов всесоюзной олимпиады, из них три I степени, и 1975 год — 7 дипломов, из них два I степени!

Стоит отметить, что в олимпиадах участвовали и достигали успехов в основном юноши.

Есть, однако, в истории олимпиад в интернате три приятных исключения. Ученица 8 класса Гаянэ Шахбозян получила диплом III степени на всесоюзной математической олимпиаде 1977 года. В настоящее время Гаянэ Панина (Шахбозян) — математик, доктор физико-математических наук. В 1997 году диплом III степени по математике завоевала Елизавета Мелещук.

А в 1991 году диплом III степени на всесоюзной олимпиаде по физике получила Катя Малинова. Это был лучший результат года среди наших физиков: юноши полностью провалились. Впоследствии Катя закончила физический факультет ЛГУ, защитила диссертацию. Сейчас работает в университете Торонто, Канада.

«Математический бой» — еще одна форма олимпиады — командная. Нескольким командам (чаще — двум) предлагались для решения задачи, которые участники команды решали вместе. После этого команды по очереди рассказывали решения перед жюри, всеми членами команд и зрителями. Верное решение оценивалось очками, очки суммировались и определялась команда-победитель. Эти специфические соревнования имели и свою тактику, в отличие от «личной» олимпиады. Например, если команды решили верно ровно по три одинаковые задачи, то проигрывала команда, вызывающая соперников первой!

В разные годы встречались среди учеников интерната настоящие «вундеркинды», успешно участвовавшие в школьных и городских олимпиадах по нескольким предметам. Михаил Блюдзе получил дипломы I степени по физике, математике и химии в 1966 году (тогда он, правда, не был учеником интерната: 8 класс появился в школе только через год). Вадим Каплуновский в 1973–75 гг. и Илья Захаревич в 1977–79 гг. получали дипломы I степени городской олимпиады по физике, математике и химии неоднократно, а Илья еще и биологическую олимпиаду выигрывал! «Совмещать» успехи на всесоюзном уровне было сложнее: всесоюзные олимпиады по всем предметам проводились в одно время и в один год школьник мог поехать не более чем на одну олимпиаду. Но вот в разные годы участвовать в разных олимпиадах никто не запрещал, чем и воспользовались по крайней мере трое наших товарищей: выпускник 1974 года Алексей Сергеев за три школьных года сумел попасть на всесоюзные олимпиады по математике (диплом III степени в 1972 году) и химии (похвальная грамота в 1973 году)! После чего благополучно поступил на физический факультет ЛГУ. Но особо отличились Игорь Облаков: диплом III степени всесоюзной олимпиады по физике в 1977 году, дипломы III и II степени всесоюзной олимпиады по математике в 1978–79 гг.; и Владимир Нейман: диплом III степени по физике в 1976 году, дипломы I и II степени по математике в 1977–78 гг.

И, наконец, вершина олимпиадной пирамиды — международные олимпиады.

Первыми участниками Международной олимпиады по математике от нашей школы были Виктор Турчанинов — первая премия и Вячеслав Харламов — третья премия, 9-я ММО, 1967 год, Югославия.

Физики нашей школы впервые попали в команду на 4 международную физическую олимпиаду (4-я МФО) в 1970 году и сразу более чем успешно: Борис Петров и Сергей Горбачевский получили первые премии! Это вообще был первый случай включения ленинградцев в команду участников МФО. И далее, вплоть до 13-й МФО, 1982 год, от Ленинграда попадали в команды СССР по физике только выпускники интерната: школа явно доминировала в городе.

Двое наших товарищей участвовали в двух международных олимпиадах каждый:

Алексей Александров, 1970–71 гг., две вторых премии на 12-й и 13-й ММО! Сергей Финашин, 1975–76 гг., третья и первая премии на 17-й и 18-й ММО!

Это означает, что первый раз на олимпиаду, рассчитанную на выпускников школы, Алексей и Сергей попали после 9 класса (последним, выпускным, в те годы был 10 класс).

В 1974 году из 8 участников сборной СССР на 16-й ММО — трое наших: Сергей Фомин (вторая премия ММО), Игорь Сивицкий (3 премия), Игорь Ананьевский.

В 1976 году на 18-й ММО — снова трое наших: Сергей Финашин, Никита Нецветаев (оба — первые премии), Борис Соломяк — вторая премия. В том же 1976 году два наших участника (из 5) в сборной СССР на 9-й МФО: Владимир Булатов и Ильдар Хамитов, оба первые премии!

«Золотым веком» международных олимпиад для интерната следует признать конец 60–70–80-е гг.: 30 наших участников в сборных СССР по математике и физике!

«Последними из могикан» были математик Андрей Малютин — первая премия на 33-й ММО в 1992 году, и физик Василий Филиппов — третья премия 25 МФО в 1994 году.

Следует, наверное, сказать, что «спортивный» принцип в основном соблюдался вплоть до отбора на всесоюзную олимпиаду, а вот при отборе участников на международную олимпиаду этот принцип соблюдался далеко не всегда, в чем убеждает сравнительное изучение списков победителей всесоюзных олимпиад и участников международных. Так, в том же 1976 году не попал в команду СССР на 18-ю ММО наш сильный участник с хорошей олимпиадной биографией — Иван Панин. «Вместо него» взяли москвича с меньшими достижениями — видимо, чтобы уравнять количество участников ММО от Москвы и Ленинграда. Соперничество ленинградского и московского интернатов было даже организационно оформлено — ежегодно во время проведения всесоюзной олимпиады по математике проводился «Математический бой» между командами этих двух сильнейших в стране школ. Одним из организаторов и членов жюри этого матбоя был, естественно, Л.Д.Курляндчик.

Лично мне особо запомнились два матбоя. Один, в 1969 году, мой 10аб против знаменитого, упомянутого ранее «класса Алексея Александрова» (в момент проведения матбоя это был 9а). Мы выиграли с минимальным перевесом, хотя потом выяснилось, что соперники решили больше задач! Но их подвела уже упомянутая тактика боя и еще снятие очков строгим жюри (председатель Ю.И.Ионин) «за некорректное высказывание».

Второй вспоминающийся мне матбой проводился между учителями и учениками школы, кажется, в 1968 году. Судил этот матбой специально приглашенный профессор матмеха Гаральд Исидорович Натансон. В команду учителей точно входили Ю.И.Ионин, А.В.Яковлев, Л.Д.Курляндчик, Ю.В.Матиясевич, Г.Розенблюм. Из учеников запомнились С.Семеньков, А.Берзиньш, П.Суворов. Актовый зал интерната, где проходило состязание, был полон. Вспоминается забавный эпизод, когда отвечавший одну из задач Анатолий Владимирович Яковлев отвечал ее «устно», не написав на доске ни буквы! В силу чего зал, состоявший по большей части из нематематиков (собралась посмотреть почти вся школа), на второй минуте ответа перестал что-либо понимать.

Невозмутимыми, однако, остались профессор Г.И.Натансон и Павел Суворов, выступавший от команды учеников оппонентом. Когда Яковлев закончил ответ, Павел хладнокровно указал ошибку в решении. А вот Ю.И.Ионин, наоборот, заполнил своим решением целую доску и, как это ему всегда было свойственно, очень понятно решение изложил. Победили, как помнится, учителя.

Как всякое соревнование, олимпиады дают примеры воистину драматических историй. На всесоюзной по математике 1970 года уже упоминавшийся Владимир Тураев в первый день соревнований (олимпиада проходила два дня, участникам предлагалось для решения 4 задачи в день) решил все четыре задачи! А во второй день у него случился полный провал: ни одной решенной задачи. В итоге, хотя четыре решенные в общей сложности задачи давали право на получение диплома II степени, жюри снизило оценку Володе «за нестабильность результатов», он получил диплом III степени и не попал на международную олимпиаду.

Списки наших «международников» приведу здесь полностью:

Математики:

9 ММО, 1967 год, страна проведения Югославия:
Турчанинов Виктор, первая премия,
Харламов Вячеслав, третья премия.

10 ММО, 1968 год, страна проведения СССР:
Блюдзе Михаил, первая премия,
Кумарин Виктор, вторая премия.

11 ММО, 1969 год, страна проведения Румыния:
Суворов Павел.

12 ММО, 1970 год, страна проведения Венгрия:
Александров Алексей, вторая премия (выпускник 9 класса!),
Семеньков Сергей, третья премия.

13 ММО, 1971 год, страна проведения Чехословакия:
Александров Алексей, вторая премия,
Саллинен Евгений, третья премия.

14 ММО, 1972 год, страна проведения Польша:
Меркурьев Александр, вторая премия,
Шварц Владимир, вторая премия.

15 ММО, 1973 год, страна проведения СССР:
Юрша Константин, третья премия.

16 ММО, 1974 год, страна проведения Германия (ГДР):
Фомин Сергей, вторая премия,
Сивицкий Игорь, вторая премия,
Ананьевский Игорь.

17 ММО, 1975 год, страна проведения Болгария:
Финашин Сергей, третья премия ( выпускник 9 класса!).

18 ММО, 1976 год, страна проведения Австрия:
Финашин Сергей, первая премия,
Нецветаев Никита, первая премия,
Соломяк Борис, вторая премия.

21 ММО, 1979 год, страна проведения Великобритания:
Захаревич Илья, первая премия.

25 ММО, 1984 год, страна проведения Чехословакия:
Абакумов Евгений, первая премия.

33 ММО, 1992 год, страна проведения Россия:
Малютин Андрей, первая премия.

Физики:

4 МФО , 1970 год, страна проведения СССР:
Петров Борис, первая премия,
Горбачевский Сергей, первая премия.

6 МФО, 1972 год, Румыния:
Провоторов Сергей, первая премия,
Вайдман Лев.

9 МФО, 1976 год, Венгрия:
Булатов Владимир, первая премия,
Хамитов Ильдар, первая премия.

10 МФО, 1977 год, Чехословакия:
Щукин Виталий, вторая премия.

13 МФО, 1982 год, ФРГ:
Ухов Владимир, первая премия.

19 МФО, 1988 год, Австрия:
Мороз Вадим, третья премия.

25 МФО, 1994 год, Китай:
Филиппов Василий, третья премия.

Говоря об успехах учеников школы на олимпиадах, нельзя, конечно, не сказать о колоссальном труде наших учителей. Практически все учителя участвовали в проведении олимпиад в школе, а это был большой труд, отнимавший время и силы: нужно было приготовить (желательно придумать новые!) задачи, потратить минимум целый день на собственно проведение олимпиады и подведение ее итогов, если олимпиада была устной, и несколько дней на проверку работ, если олимпиада проводилась письменно. Представляете разницу между привычной, почти на автомате, проверке контрольной по решению квадратных уравнений в «обычной» школе и приемом ответа школьника на олимпиаде устно, когда надо было буквально за секунды разобраться в только что придуманном оригинальном решении, часто отличающемся от известного учителю, засчитать это решение, если оно верное, найти и указать ошибки, если они есть, не сделав при этом подсказки отвечающему! Я помню, на обсуждении итогов городской олимпиады по седьмым классам в 1971 году Ю.И.Ионин и один из членов жюри вступили в длительный(!) спор по поводу того, было ли верным предложенное участником неожиданное и красивое решение! (Задачка «всего-то» для 7-го класса!) А кроме олимпиад, учителя писали учебники, статьи по школьной математике, физике, химии для журналов, вели кружки и семинары. И этой очень непростой работой наши учителя занимались годами! В наше меркантильное время (а выпускники 1990-х и 2000-х уже и не знают иного) не могу не отметить тот факт, что участие в подготовке и проведении олимпиад никак не оплачивалось и являлось для учителей дополнительной бесплатной работой. Л.Д.Курляндчик вспомнил единственный за 30 лет его участия в жюри городской олимпиады случай, связанный с деньгами: однажды у участника пропало пальто из гардероба. Члены жюри скинулись и оплатили школьнику стоимость утраченной вещи!

Достойны упоминания и теплых слов за их бескорыстный и очень плодотворный труд буквально все учителя школы. Упомяну только тех, кого лично я знал и помню. Это математики М.И.Башмаков, Ю.И.Ионин, Л.Д.Курляндчик, Б.М.Беккер, К.А.Муранова, В.М.Гольховой (выпускник 1966 года). Это физики, и прежде всего А.А.Быков, В.М.Терехов, В.К.Кобушкин, М.А.Горяев (золотой медалист 1966 года выпуска!). Экспериментальной частью физических олимпиад (наличие так называемого «экспериментального задания» в корне отличало физическую олимпиаду от математической) занимались Д.Е.Рейнгарц, А.И.Филлипович. Сейчас В.М.Терехов признается, что на самом деле наши «всезнающие» умнейшие учителя и сами «плавали», буквально «распахивали целину» во многих вопросах. Было неизвестно, как, например, готовить ребят-физиков к эксперименту на олимпиаде: что это за «зверь» и как его «кушать», было абсолютно непонятно. Но готовили, и еще как!

При этом, как рассказывает Дмитрий Фомин, подход к олимпиадам по математике в интернате отличался от принятого в других сильных ленинградских школах, да и вообще в городе. Основным методом математического образования, принятым в городе, была подготовка в системе математических кружков, где учащиеся в основном решали олимпиадные задачи. В отличие от этого в интернате основная подготовка школьников проходила на спецкурсах и семинарах, где школьники занимались математикой. Специальный кружок по решению олимпиадных задач в школе был (многие годы руководил кружком… правильно! Л.Д.Курляндчик!). Но участвовали в кружке только самые большие любители олимпиад, которых привлекала соревновательная олимпиадная составляющая (как назвал это Д.Фомин, «математические спортивные профессионалы»).

Описанные яркие успехи школы и ее учеников в олимпиадах — в прошлом. По крайней мере, это касается физики и особенно математики: последние дипломы всероссийских олимпиад по этим предметам получены в 2003 году: Виталий Вальтман — диплом III степени по математике и Виктор Касаткин — диплом I степени по физике. Не хочется анализировать и даже называть причины такого положения — все-таки журнал, для которого эта заметка написана, юбилейный, стало быть, праздничный.  

С.Г.Соколин,
выпускник ФМШ 1970 года

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков