Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года

Первая модель,
удачный эксперимент

Химическое отделение 45-й Физико-математической школы-интерната при ЛГУ стало прообразом будущих профильных химических классов и школ нашей страны: первая модель, подтвержденная удачным экспериментом. При этом становится все более очевидным, что стратегия изменения содержания в целом посредством простых аддитивных добавок новых (актуальных по тем или иным причинам) учебных предметов, (как правило, в условиях дефицита времени), малоэффективна. Нужна определенная концепция (лат. conceptio — ведущая мысль).

А.А.Карцова

А.А.Карцова

У истоков химического отделения 45-го интерната стояли такие асы-преподаватели, как Андрей Владимирович Суворов и Алексей Самсонович Днепровский, Алексей Борисович Никольский и Анатолий Алексеевич Потехин. Как-то так уж сложилось, что химический факультет ЛГУ (а потом уже и СПбГУ) с самых первых дней существования 45-го интерната знал, что у него есть эта школа.

Выпуски разных лет чем-то очень похожи. Оглянувшись назад, поражаешься, как много вместил в себя интернат. Пока в педагогическом мире спорили, нужна ли старшеклассникам специализация («К чему выращивать элиту?!»), здесь вовсю трудились. Готовых моделей-стандартов не было. Накапливали свой опыт. Ошибались? Да. Советовались? Да, но с профессионалами. Создавали новые программы. Если формировалось в химической науке новое направление, программы корректировались. Через много лет с удивлением узнали, что пик творчества пришелся на период «застоя». Как-то весело учились и весело учили. Интернат сам эволюционировал и «подпитывал» других.

Ученики и Учителя — содружество, на котором держится эта школа. Пока интересны друг другу, такой союз возможен и необходим. Ученики становятся коллегами, соавторами, друзьями. Уезжая на симпозиумы и конференции, свой урок я могла доверить, в первую очередь, своим ученикам.

Несмотря на сделанный при поступлении в школу-интернат (Академическую гимназию) выбор класса химической специализации, многие обнаруживали, что по-настоящему судьба будущей профессии для каждого решалась именно здесь, в стенах университетской школы.

Не обреченность, а осознанный выбор профессии. Школа помогала. Даже темы будущих дипломных, а иногда и диссертационных работ, может быть, не совсем осознанно, но формировались уже в интернате.

Уроки и семинарские занятия («мозговой штурм», решение изобретательских задач «Беру патент»); олимпиады и эрудиционы, уроки химии на английском языке перед международной экологической конференцией; работа в школьном практикуме и лабораториях химического факультета; первая научно-исследовательская работа (многие выпускники гимназии, поступая на химический факультет, уже имеют публикации); «не отрепетированный» заранее открытый урок для учителей химии: «Вопросы, на которые мы не нашли ответа»; участие во всероссийских и международных исследовательских конференциях… Незабываемая картина: зал, стоя, приветствует победителей конференции — учеников Академической гимназии (45-го интерната), а они, счастливые, не могут сдержать слез: пусть знают, какая у нас школа.

Ко всему этому можно добавить и уроки химии «не по плану» — на стыке наук (биология, физика, литература).

А.В.Суворов на уроке химии в ФМШ.

А.В.Суворов на уроке химии в ФМШ.

День химика. Петергоф. 2006 г.

День химика. Петергоф. 2006 г.

В 10-м классе тема «Альдегиды, альдольная конденсация», работы А.П.Бородина в этой области. На уроке литературы — «Отцы и дети» Тургенева. Оказалось, есть над чем поразмышлять нашим ученикам — будущим естествоиспытателям. Этот совместный урок было трудно закончить. Аудитория протестовала.

Рейтинг химической науки в интернате достаточно высок, так же как и рейтинг профессии учителя.

Несколько лет назад в двух самых крупных городах России прошло тестирование старшеклассников, целью которого было выяснить их отношение к учебным дисциплинам. Выборка опрашиваемых была весьма представительна — 2000 учащихся из каждого города. К удивлению тех, кто проводил этот опрос, на последнем месте оказалась химия. Но среди тех, для кого столь невысок престиж этой науки, нет учеников, которым химию преподают наши выпускники.

После школы, закончив успешно химический факультет, некоторые выпускники интерната «ушли в школу». Ушли с головой. Хотелось по образу и подобию повторить, продолжить и создать свою школу. Когда на международном конгрессе в Тарту декан химического факультета мне с гордостью говорил о призерах международной олимпиады по химии из Эстонии, слышать это было довольно приятно, поскольку призерами оказались ученики Тани Третьяковой (Ладейкиной).

Присуждая Наташе Симоненко звание «Учитель года», ее спросили: «Что такое хороший урок?». И она ответила: «Хороший урок — это когда ученик просит: «Вызовите меня к доске, потому что я ничего не понял». А на вопрос, как ей, выпускнице Университета, а не педагогического вуза, удалось стать таким Учителем, Наташа сказала:

«…Учить по-другому, не так, как учили нас, я не хотела, а так — в начале своей учительской деятельности я не могла. Только сейчас научилась по-настоящему любить и понимать своих «специализированных и одаренных», помогая им отличить главное от второстепенного. Это как в давно прочитанной книге, — передай добро по кругу». Ее ученики поступали и в Академическую гимназию, и на химический факультет СПбГУ. Наташа первая в стране стала проводить уроки химии во втором классе, да так, что дух захватывало. Ее книга «Химия во втором классе. А почему бы и нет?» пронизана «интеровским» духом.

Мне часто приходится слышать: «Вам-то хорошо! С такими детьми работаете!».

Да, трудно, но, конечно, хорошо. 

А.А.Карцова,
профессор Химического факультета СПбГУ,
доктор химических наук, куратор и преподаватель
химического отделения Академической гимназии

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков