Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года
уроки

Преподавание физики:
нестандартный подход

Формально интернат был организован в 1963 г., однако в течение 1963-1964 учебного года фактическое руководство учебным процессом осуществлялось Комитетом по образованию. В результате единственный преподаватель физики из университета Н.И. Бурангулов (в то время аспирант кафедры физики атмосферы) жаловался на то, что методисты из Комитета препятствовали выходу за рамки школьной программы. Наконец, к лету 1964 г. были приняты решения о том, что всем учебным процессом в интернате руководит Университет (включая утверждение учебных программ). В интернат для преподавания физики были направлены В.К.Кобушкин, А.С.Кондратьев и Л.Н.Савушкин. Через год в 1965 г. к ним присоединился А.А.Быков, а с 1966 еще и Е.И.Бутиков. В дальнейшем в интернате работали многие аспиранты и преподаватели Физического факультета ЛГУ; спустя определенное время там стали преподавать и выпускники интерната (А.Е.Кучма, А.В.Ляпцев, А.С.Никольский и другие).

ББК — авторы учебных пособий «Физика для поступающих в вузы» и «Физика в примерах и задачах». Справа налево: А.А.Быков, Е.И.Бутиков, А.С.Кондратьев. В школьной лаборатории физики. 70-е гг.

ББК — авторы учебных пособий «Физика для поступающих в вузы» и «Физика в примерах и задачах». Справа налево: А.А.Быков, Е.И.Бутиков, А.С.Кондратьев.

В школьной лаборатории физики. 70-е гг.

С 1964–1965 учебного года началась планомерная работа по созданию курса физики. Сначала на интуитивном уровне, а затем вполне осознанно программа по физике ориентировалась на общие методологические принципы физики (симметрия, относительность и так далее). При этом особую роль играл принцип толерантности: правильные результаты должны получиться в рамках различных подходов. Поэтому большое внимание уделялось использованию различных математических методов (метод проектирования и метод геометрических образов при решении векторных уравнений динамики, различные способы вывода основного кинетического уравнения газа, различные подходы при решении задач электростатики (метод электрических изображений, метод взаимности), метод математической индукции при рассмотрении некоторых вопросов в различных разделах физики, использование комплексных чисел в сочетании с методом векторных диаграмм при рассмотрении колебательных явлений и так далее). В результате наглядно и регулярно демонстрировались основные особенности физического мышления — исключительная сбалансированность качественных и количественных методов изучения реальных явлений природы. Принципиально новый подход, кардинально отличающийся от принятого в обычной школе, разрабатывался для изложения основ физики XX века — специальной теории относительности и квантовой теории, где во главу угла ставилась не старая квантовая теория Бора, а соотношения неопределенностей Гейзенберга, позволявшие уже на школьном уровне дать адекватные толкования проблеме корпускулярно-волнового дуализма.

Большое внимание уделялось решению задач; в результате с первых лет существования интерната учащиеся стали добиваться успехов на ленинградской городской и всесоюзной олимпиадах, а учащиеся Горбачевский и Петров стали первыми советскими победителями Международной олимпиады по физике.

Наибольшее внимание научно-методической работе уделяли Е.И.Бутиков, А.А.Быков и А.С.Кондратьев. Результатом явились учебные пособия «Физика для поступающих в вузы» (ББК-1) и «Физика в примерах и задачах» (ББК-2), изданные издательством «Физматлит» (три издания в 70–80-х годах) и неоднократно переиздававшиеся в дальнейшем другими издательствами, в том числе в Польше. Изданные общим тиражом более полутора миллионов экземпляров каждое, эти учебные пособия наглядно отражают отличия методики обучения физике в 45-м интернате от стандартной методики, использовавшейся в то время в обычных школах. Уже перестав работать в качестве преподавателей физики в интернате, авторы указанных пособий продолжали работу над созданием учебных пособий для углубленного изучения физики. В дальнейшем был создан пятитомный комплекс учебных пособий для школ и классов с углубленным изучением предметов физико-математического цикла (авторы Е.И.Бутиков, А.С.Кондратьев, А.В.Ляпцев и В.М.Уздин), изданный «Физматлитом» в начале XXI века (2000, 2001, 2004, 2008). Комплекс состоит из трех томов теоретического курса, сборника задач и сборника задач на компьютере. Кроме того, различными преподавателями физики в интернате в разное время были созданы многочисленные краткие учебно-методические пособия по различным разделам курса.  

А.С.Кондратьев,
академик РАО,
А.В.Ляпцев,
профессор РГПУ, выпускник 1967 г.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков