Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 14 (3781), 16 октября 2008 года
учителя

Он был Учителем

Тринадцатого июня 2008 года исполнилось бы 70 лет Евгению Александровичу НИНБУРГУ (1938–2006) — выдающемуся педагогу, более 40 лет проработавшему в системе среднего и дополнительного образования Санкт-Петербурга, учителю целой генерации отечественных биологов. Его деятельность продолжала традиции, заложенные еще в начале ХХ века знаменитыми петербургскими педагогами-методистами И.И.Полянским и Б.Е.Райковым.

Е.А.Нинбург

Е.А.Нинбург

Е.А.Нинбург родился в Ленинграде, в семье педагогов, и его первые детские воспоминания были связаны с тяготами блокады. В 1942 году он вместе с матерью был эвакуирован на Алтай. Отроческие годы прошли в Грузии, где его отец преподавал в военном училище, а затем — в Ленинграде. Еще в школе Женя увлекался зоологией, посещал кружок А.П.Паринкина при Ленинградском зоопарке, затем зоологический кружок Д.Е.Родионова Ленинградского Дворца пионеров. О своих первых учителях Евгений Александрович с благодарностью вспоминал на протяжении всей жизни.

Окончив школу, Е.А.Нинбург поступил на биолого-почвенный факультет Ленинградского государственного университета, где специализировался по кафедре зоологии беспозвоночных, возглавляемой тогда выдающимся паразитологом, членом-корреспондентом

АН СССР В.А.Догелем. На выбор кафедры большое влияние оказали блестящие лекции профессора Ю.И.Полянского, под руководством которого Евгений Александрович выполнил дипломную работу.

После окончания Университета молодой зоолог становится экскурсоводом в музее при Зоологическом институте АН СССР. Именно тогда, в кружке при музее началась его работа со школьниками. Летом 1964 года он со своими кружковцами впервые поехал на Белое море; ребята исследовали бентос одной из маленьких бухточек Кандалакшского залива. Участникам экспедиции удалось собрать и обработать интересный материал, а начинающий преподаватель приобрёл опыт организации юннатских экспедиций — дела, которому он в дальнейшем посвятил свою жизнь. Беломорские экспедиции стали регулярными. Всего их, летних и зимних, состоялось более 40. За все годы в них приняли участие свыше 400 учащихся, более 100 из них впоследствии стали учеными-биологами и преподавателями, авторами научных монографий, учебников для вузов и средней школы.

В 1966 году Е.А.Нинбурга вынудили покинуть Зоологический институт из-за причастности к одному из сфабрикованных КГБ «диссидентских» дел. Работу Евгений Александрович нашёл в Специализированной школе-интернате № 45 при ЛГУ, куда его, не обращая внимания на политическую «неблагонадежность», пригласил декан биолого-почвенного факультета, выдающийся энтомолог и педагог профессор А.С.Данилевский. Тогда это была единственная школа в стране, где имелись классы химико-биологического профиля, где учились способные школьники, собранные со всего Северо-Запада СССР. Именно здесь кружок со временем превратился в лабораторию экологии морского бентоса. В 1976 году лаборатория переехала на станцию юных натуралистов Дома пионеров Кировского района Ленинграда, в 1993 году — во Дворец творчества юных (бывший Дворец пионеров), а в конце 2007 года (уже после смерти Евгения Александровича) снова сменила адрес: сейчас она входит в состав эколого-биологического центра «Крестовский остров».

В 1960–1980-е годы в системе дополнительного образования Ленинграда трудилась целая плеяда талантливых биологов, однако лаборатория, созданная Е.А.Нинбургом, была уникальна для своего времени. Она представляла собой кружок для школьников и в то же время — научный коллектив, ведущий серьёзные (без скидок на возраст) исследования. Евгению Александровичу удалось разработать форму организации педагогического процесса, в которой органично соединяются обучение, воспитание и участие в научной работе на всех её стадиях (от сбора материала до написания статьи или оформления музейной экспозиции). Сейчас в Петербурге и Москве есть несколько подобных лабораторий, но Е.А.Нинбург был первым, и его опыт в этом деле неоценим.

Будучи руководителем столь необычного научного коллектива, Евгений Александрович кропотливо работал с каждым школьником, не требуя от него никаких экстраординарных познаний в биологии. При этом, однако, новичок ставился им (часто — впервые в жизни) во взрослую ситуацию: он должен был отвечать за себя, за свою работу — как и за общее дело, которое делает лаборатория. Ребята, которые не выдерживали такой ноши, у Евгения Александровича не приживались. Те же, кто оставались, получали не только глубокое биологическое образование, но и шанс понять самого себя, почувствовать вкус настоящей научной работы — увлекательного дела, требующего полной самоотдачи. Для ряда акваторий Е.А.Нинбургом и его учениками были составлены списки видов донной флоры и фауны, изучены экологические приуроченности, жизненные циклы и миграции многих видов морских беспозвоночных, проведен многолетний мониторинг донных сообществ, позволяющий детально исследовать механизмы их сукцессий (последовательной смена однихыфитоценозов другими на определённом участке среды). Можно назвать и множество других тем, над которыми работали учащиеся под руководством Евгения Александровича и других биологов. Такой научной школе может позавидовать университетский профессор. Чрезвычайно важно, что Е.А.Нинбург заранее подготовил себе смену и впоследствии по собственной инициативе передал заведование лабораторией ее питомцу В.М.Хайтову, а сам стал обычным преподавателем. Благодаря этому мудрому шагу лаборатория продолжает успешно работать и сейчас, когда Евгения Александровича уже нет в живых.

Самое удивительное, что Е.А.Нинбург никогда специально не стремился к разработке какого-либо педагогического метода (хотя, как все выпускники ЛГУ тех времен, он имел высшее педагогическое образование). Он никогда не считал себя самого педагогом-новатором. Его подход к педагогике можно охарактеризовать как «эмпирико-эвристический», поскольку очень многое делалось интуитивно, методом проб и ошибок, порой и на основе личных симпатий или пристрастий. Это можно было бы рассматривать как недостаток, если бы не блестящие, судя по последующим научным биографиям множества его учеников, результаты. Такие результаты становились возможными, в том числе, благодаря вполне традиционным методическим приемам, которыми Е.А.Нинбург владел в совершенстве, «от Бога». Все определял, в конечном итоге, исключительно высокий профессиональный уровень самого педагога, и это, в свою очередь, обусловливало высокие требования к ученикам. Многие вспоминают серьезный и абсолютно «взрослый» характер отношений между учителем и его воспитанниками. Менее всего он стремился к развлекательному просветительству. Учиться у него было нелегкой работой. Как уже говорилось, не все выдерживали это испытание: многие способные старшеклассники именно благодаря Е.А. Нинбургу вовремя убедились в том, что биология не является их призванием, что дало им возможность успешно состояться в других областях. Тем не менее, они тоже с благодарностью вспоминают эту жизненную школу. Его слушали многие сотни очень чувствительных, тонко устроенных юношеских душ, с очень разными наклонностями и способностями, и никто никогда не уловил фальши. Из-за независимого характера и некоторой категоричности в отношениях с людьми его отношения с начальством не всегда складывались гладко. Тем не менее, в последние годы неутомимая деятельность педагога-подвижника получила официальное, в том числе международное, признание.

Е.А.Нинбург на Белом море.

Е.А.Нинбург на Белом море.

Не претендуя на роль крупного ученого-исследователя, Е.А.Нинбург был широко эрудированным и образованным зоологом и блестяще умел привить своим ученикам столь необходимые на начальном этапе профориентации основы профессиональной культуры. Огромное внимание он уделял обучению навыкам ведения полевого дневника, тщательного учета и этикетирования материала, — «мелочам», которые во многом определяют эту культуру. Большое значение придавалось умению сделать доклад, написать олимпиадную работу или статью, ясно и логично изложив полученные результаты.

В молодости он имел возможность приобщиться к педагогическому мастерству таких блестящих лекторов, как В.А.Догель, Ю.И.Полянский, А.С.Данилевский. В дальнейшем он успешно адаптировал этот опыт к условиям школьной аудитории. Ученики вспоминают, что формулировки в его лекциях были ясные, четкие, не содержавшие ничего лишнего и вместе с тем живые, запоминающиеся. Евгений Александрович был не просто талантливым лектором, но и замечательным артистом, даже внешне преображаясь во время лекции или урока. Он умел чувствовать аудиторию: например, утверждал, что первые три минуты выступления нельзя говорить о главном: публика не слушает, а разглядывает докладчика. Как все хорошие учителя, выразительно рисовал на доске. Еще в большей степени, чем искусством лектора, он владел мастерством преподавания в полевых условиях — во время загородных экскурсий и полевых практик, и особенно экспедиций в Кандалакшский заповедник и на Соловецкие острова.

Работа в море небезопасна, но безупречная организация экспедиций позволила в течение 40 лет практически избежать чрезвычайных происшествий с участием школьников. Евгений Александрович не любил разговоров про романтику («Романтика — это плохо подготовленная экспедиция», — говорил он), но его искренняя любовь к морю, его увлечённость наукой, его яркая цельная личность всегда привносили в занятия романтический дух. Он умел передать ученикам понимание самоценности научной работы как способа постижения высших законов мироустройства и как средства самореализации. Он не просто учил совокупности фактов и подходов, он мотивировал людей становиться естествоиспытателями, прививал безусловную веру в общественную важность занятий естественными науками.

Среди его учеников много зоологов, в особенности зоологов беспозвоночных. Даже в 1990-е годы, в нелёгкое для науки время, на кафедре зоологии беспозвоночных Санкт-Петербургского государственного университета не было недостатка студентов. Можно с уверенностью сказать, что у данного феномена есть имя и фамилия — Евгений Нинбург. Не подлежит сомнению, что своей педагогической деятельностью этот человек, не имевший никаких ученых степеней и званий, сумел внести весомый вклад в развитие отечественной зоологии.

Е.А.Нинбург скончался 13 сентября 2006 года, вскоре после возвращения из очередной поездки на Белое море. По его завещанию, прах был захоронен неподалеку от Кандалакши, в Южной губе острова Ряжков — напротив того места, где в течение многих лет базировались руководимые им юннатские экспедиции.

Он ушел. Осталось много людей, которые считают себя его учениками. Осталась лаборатория, которая продолжает начатое им дело. Остались его статьи и книги. А небольшой учебник «Введение в общую экологию», за текстом которого так и слышится голос Евгения Александровича, стоящего у доски с мелом в руках, еще послужит не одному поколению школьников и студентов.

Почти все авторы статьи являются выпускниками разных лет школы-интерната № 45.  

Е.Е.Корнакова,
к.б.н., старший научный сотрудник Зоологического института РАН;
А.Е.Королева,
заместитель директора национального парка «Куршская коса»,
лауреат международных премий Baltic Sea Prize и Swedish Baltic Sea Water Award;
А.С.Корякин,
к.б.н., заместитель директора Кандалакшского государственного природного заповедника;
Т.И.Кравцова,
д.б.н., ведущий научный сотрудник Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН;
Е.Л.Мархасева,
к.б.н., старший научный сотрудник Зоологического института РАН;
А.А.Оскольский,
к.б.н.., старший научный сотрудник Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН;
Ю.И.Подлипаева,
к.б.н., научный сотрудник Института цитологии РАН;
Л.В.Полищук,
д.б.н., ведущий научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова;
О.Н.Пугачев,
член-корреспондент РАН, директор Зоологического института РАН;
А.П.Пуговкин,
д.б.н., профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;
Н.А.Пуговкина,
младший научный сотрудник Института цитологии РАН;
С.Я.Резник,
д.б.н,. заведующий лабораторией Зоологического института РАН;
М.В.Филатов,
к.б.н., заведующий лабораторией Института ядерной физики РАН;
В.М.Хайтов,
к.б.н., заведующий сектором эколого-биологического центра «Крестовский остров»;
Е.В.Шошина,
д.б.н., профессор, декан биологического факультета
Мурманского государственного технического университета

 

Текст впервые опубликован в журнале «Биология в школе», 2008, № 4.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков