Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
страницы истории

140 лет работы на благо науки

Нашему Обществу не очень везло на юбилеи: 50 лет его деятельности следовало отмечать в 1918 г. и, конечно, этот праздник не состоялся; 75-летие пришлось на разгар Великой Отечественной Войны; 125-летие — на самую трудную фазу перестройки… И тем не менее, вот уже 140 лет Общество естествоиспытателей, созданное при Петербургском университете, не только существует, но и активно работает.

Профессора Физико-математического факультета ИСПбУ. Март 1868. Стоят (слева): Р. Э. Ленц, Н. А. Меншуткин, А. С. Фаминцын, И. И. Сомов, Ф. Ф. Петрушевский, Д. И. Менделеев, А. Н. Коркин; сидят: А. В. Советов, П. А. Чебышев, К. Ф. Кесслер, А. Н. Савич, П. А. Пузыревский, Ф. В. Овсянников, А. Н. Бекетов.

Профессора Физико-математического факультета ИСПбУ. Март 1868. Стоят (слева): Р. Э. Ленц, Н. А. Меншуткин, А. С. Фаминцын, И. И. Сомов, Ф. Ф. Петрушевский, Д. И. Менделеев, А. Н. Коркин; сидят: А. В. Советов, П. А. Чебышев, К. Ф. Кесслер, А. Н. Савич, П. А. Пузыревский, Ф. В. Овсянников, А. Н. Бекетов.

История Санкт-Петербургского Общества естествоиспытателей (СПбОЕ) вполне отражает развитие естествознания в России с последней трети XIX в. и до наших дней. Естественно, что Общество — это люди, и именно славным представителям российской биологической и геологической науки мы обязаны тем, что СПбОЕ существует и его очередной юбилей будет широко отмечаться в Университете 21 октября 2008 г. Фактический день рождения Общества следует праздновать 28 декабря, когда в 1868 г. состоялось его первое заседание.

В конце декабря 1867 г. в Петербурге, на базе столичного Университета, открылся Первый всероссийский съезд естествоиспытателей и врачей. На него собралось около 600 участников со всех концов огромной Российской империи. Для развития отечественного естествознания начало регулярных съездов имело большое значение, а одной из главных заслуг организаторов первого из них была именно постановка вопроса об учреждении в России сети обществ естествоиспытателей при университетах. Организационный комитет, куда входили известные университетские профессора-естественники А.Н.Бекетов, Ф.В.Овсянников, Д.И Менделеев, П.А.Пузыревский, Ф.Ф.Петрушевский, А.Н.Савич, и его председатель — К.Ф.Кесслер много сделали для появления необходимого решения. В результате съезд постановил, что при всех университетах России (их было уже 8) должны быть организованы общества по образцу МОИП, уже существовавшего к тому времени более 60 лет.

После съезда Кесслер, бывший главным инициатором этой идеи, приложил все усилия, чтобы добиться государственной субсидии для вновь организуемых обществ. Его усилия увенчались относительным успехом — вместо запрашиваемых 5000 от казны было выделено по 2500 руб. в год каждому обществу естествоиспытателей по мере их организации. Тотчас же Карл Федорович взялся за создание Петербургского общества.

Общество было создано в составе трех отделений: зоологии и физиологии, ботаники, а также минералогии и геологии. Ежегодно в отделениях выбирались председатель, секретарь и член Совета Общества. По мысли Кесслера, основной задачей обществ естествоиспытателей должно было быть изучение природы тех областей России, где эти общества организовывались. Постепенно результаты их деятельности сложились бы в полную картину флоры, фауны и геологии всей России. Основной целью СПбОЕ было изучение северо-запада России: Петербургской и смежных губерний, а также Балтийского, Белого и Баренцева морей. Уже в первый год существования СПбОЕ в его рядах было около 100 человек (к 25-летию в списках Общества числилось 79 почетных членов, 396 действительных членов и 63 члена-сотрудника).

К.Ф.Кесслер. 1875. А.Н.Бекетов. 1882. А.А.Иностранцев. 1882.

К.Ф.Кесслер. 1875.

А.Н.Бекетов. 1882.

А.А.Иностранцев. 1882.

Карлу Федоровичу Кесслеру (1815–1881) мы, безусловно, не только обязаны основанием, но и успешным развитием Общества. Избранный Президентом СПбОЕ, Кесслер умело руководил им до своей смерти. Энергии, знаний и административного опыта этому профессору-зоологу было не занимать. Надо сказать, что Карл Федорович сыграл ведущую роль и в организации первой русской биологической станции на Черном море (Севастополь, 1871), и в получении русскими учеными возможности работать на Неаполитанской зоологической станции (с 1874 г.). Между тем сам Кесслер в молодости далеко не сразу выбрал биологию в качестве основной специальности. Он окончил Университет в 1838 г. со степенью кандидата философии (тогда, недолгое время, естественные науки преподавались на Философском факультете) и с первой присужденной в истории Университета золотой медалью за работу по математике! До 1842 г. Кесслер работал старшим учителем математики и физики в Первой санкт-петербургской гимназии, все свободное время отдавая зоологии и литературной работе.

Продолжение вне служебных обязанностей занятий зоологией позволило Карлу Федоровичу уже в 1840 г. защитить магистерскую диссертацию «О ногах птиц в отношении к систематическому делению этого класса», а через два года и докторскую — «О скелете дятлов и их систематике». В 1842 г. Кесслер получил место адъюнкта по кафедре зоологии в Киевском университете, куда переехал в 1843 г. В 1861 Карл Федорович организовал I, а на следующий год — II съезд естествоиспытателей Киевского учебного округа (работа в этом направлении была начата Кесслером еще в 1856 г.). После кончины своего петербургского учителя С.С.Куторги Кесслер был избран профессором зоологии Санкт-Петербургского университета, куда он вернулся в конце 1862.

Диплом члена Общества. 1910-е годы.

Диплом члена Общества. 1910-е годы.

Карл Федорович тут же вошел в состав комиссии по изучению природы Санкт-Петербургской губернии (1863–1864), а в 1865 г. был избран деканом физико-математического факультета. В 1866 г. ученый выполнил первое полномасштабное исследование Онежского озера, а пять последующих лет посвятил в основном административной работе, будучи с 1867 по 1873 г. Ректором Университета.

После Кесслера Президентом общества был избран А.Н.Бекетов (1825–1902), профессор ботаники, один из главных организаторов Высших женских (Бестужевских) курсов (1878) и их директор в 1882–1887 гг., декан и Ректор ИСПбУ (1874–1883).

После окончания Казанского университета, в качестве учителя гимназии Бекетов жил несколько лет на Кавказе, где начал активно заниматься ботаникой. В 1853 г. в ИСПбУ он получил степень магистра за работу «Очерк Тифлисской флоры». Вскоре молодой ученый женился на Е.Г.Карелиной, дочери известного натуралиста-путешественника, и, выйдя в отставку, переселился в Москву, где в 1858 г. защитил докторскую диссертацию по ботанике «О морфологических отношениях листовых частей между собой и со стеблем». Таким образом, обе диссертации были защищены Бекетовым, когда он еще не был профессиональным ученым. Только на следующий (1859) год Бекетов получил место профессора в Харьковском университете, но из-за здоровья жены вынужден был переехать в Петербург, где до 1863 г. был приват-доцентом. Наконец, в 1863 г. он получил место профессора ботаники в ИСПбУ.

Все основные ботанические учреждения Университета — ботанический сад, аудиторный корпус и оранжереи были организованы при активном участии профессора Бекетова, был основан первый в России ботанический журнал «Ботанические записки», составлена прекрасная коллекция учебных таблиц. Будучи исходно морфологом и систематиком растений, А.Н.Бекетов больше всего сделал в области географии растений. Им была создана обширная научная школа фитогеографов. Императорская Санкт-Петербургская Академия наук отметила заслуги Бекетова избранием его своим членом-корреспондентом (1891) и почетным членом (1895). Огромна была роль Бекетова в организации и становлении Высших женских курсов (несмотря на то, что они получили название Бестужевских), и вообще в становлении высшего женского образования в России. В своей речи на открытии курсов Андрей Николаевич подчеркнул: «Наши курсы должно рассматривать как первую ступень развития высшего университетского образовательного заведения для женщин. Мы не имели претензий в несколько лет воздвигнуть женский университет, но мы прямо претендуем на то, чтобы заложить этому университету прочное основание».

После 1897 г., когда Бекетов физически не мог уже руководить деятельностью ИСПбОЕ, его возглавил профессор-геолог, председатель соответствующего отделения с 1877 г. А.А.Иностранцев (1843–1919), официально избранный Президентом Общества в 1900 г. Окончив Вторую Санкт-Петербургскую гимназию, в которой он учился, между прочим, у известного естествоиспытателя и педагога К.К.Сент-Илера, Александр Александрович в 1863 г. поступил в Университет. Здесь он сначала преимущественно занимался химией (в том числе был лаборантом Д.И.Менделеева в демидовской частной лаборатории), но к концу обучения уже состоял хранителем минералогического кабинета. Его выпускная (кандидатская) работа «Горные породы острова Валаам» надолго определила его интерес к геологии северо-запада России, а совместное пребывание на Валааме сдружило на всю жизнь с известным художником И.И.Шишкиным. Кстати, результаты этой работы были доложены Иностранцевым на I съезде русских естествоиспытателей.

Соловецкая биологическая станция ИСПбОЕ. 1897.

Соловецкая биологическая станция ИСПбОЕ. 1897.

Мурманская биологическая станция ИСПбОЕ. 1904.

Мурманская биологическая станция ИСПбОЕ. 1904.

Бородинская пресноводная биологическая станция ИСПбОЕ. 1913.

Бородинская пресноводная биологическая станция ИСПбОЕ. 1913.

Александр Александрович был среди первых выпускников ИСПбУ, оставленных при Университете для подготовки к профессорскому званию. Через два года, защитив магистерскую диссертацию «Геогностическое строение западного берега Ладожского озера», он начал читать лекции в качестве приват-доцента по геологии и палеонтологии на кафедре минералогии у П.А.Пузыревского (1831–1871), которого Иностранцев считал одним из своих прямых учителей. Кроме работ по геологии севера России, принесших Иностранцеву мировую известность, он проводил изыскания и в других районах страны: в Крыму, в предгорьях Кавказа, на Урале и Алтае. С именем Иностранцева связана разработка и принятие стратиграфической шкалы, которая до сих пор используется в геологии.

В 1879–1880 гг. при исследовании района строительства Сясьского и Свирского каналов ученым были открыты стоянки первобытного человека. Это научное направление продолжало интересовать Иностранцева и дальше — он опубликовал монографию «Доисторический человек побережья Ладожского озера» (1882), а в 1888 г. он был избран первым председателем образованного Русского антропологического общества.

Помимо активной и плодотворной научной деятельности член-корреспондент ИСПбАН (1901) А.А.Иностранцев воспитал блестящею плеяду учеников, среди которых было 3 академика, 2 члена-корреспондента ИСПбАН, более 10 профессоров, в том числе основатель отечественного почвоведения В.В.Докучаев и первая женщина профессор геологии Э.В.Соломко. Его учебник «Общий курс геологии» (1885) выдержал 5 изданий. Помимо Университета, профессор преподавал на Высших женских курсах, в Технологическом институте, в Военно-медицинской и Военно-инженерной академиях и в Академии Генерального штаба.

Кроме научной и педагогической работы А.А.Иностранцев также участвовал в практической и общественной деятельности — работал по проблемам водоснабжения и инженерного градоустройства Петербурга, Москвы и некоторых других городов и районов России; заседал в Петербургской городской и Василеостровской районной думах и в различных университетских комиссиях. Благодаря его энергии и организаторскому опыту интенсивная работа Общества продолжалась даже в сложные предреволюционные годы. Однако, как и для многих ученых, ломка привычного жизненного уклада, разруха и бытовые трудности первых лет революции оказались для Иностранцева непосильным грузом. 76-летний профессор умер (по некоторым сведениям, покончил жизнь самоубийством) в канун нового 1920 г.

Первое 25-летие существования СПбОЕ создало определенные традиции в работе Общества, которое с 1892 г. было принято под покровительство его почетного председателя Великого князя Александра Михайловича. Помимо текущих дел Общества на собраниях, проводившихся строго 4 раза в год (было и два экстренных собрания), докладывались отчеты о поездках членов СПбОЕ, а с 1871 г. обычно в программу каждого заседания включался и научный доклад, имевший общий интерес.

Важной стороной деятельности Общества всегда была публикация работ его членов. Для этого уже с 1870 г. стали издаваться «Труды» Общества. До 1888 г. это издание выходило ежегодно в одном томе, куда включались научные работы и информация о деятельности всех трех отделений. Далее выпуски «Трудов» стали публиковаться по отделениям, к тому же, за счет физико-математического факультета ИСПбУ выходили «Работы, произведенные в лабораториях Зоологического и Зоотомического кабинетов ИСПбУ». Ежегодное издание «Трудов» продолжалось (с перерывом на несколько послереволюционных лет) до 1930 г. Также Обществом были опубликованы «Труды Арало-Каспийской экспедиции» в восьми выпусках (1875–1915) и 4 тома «Трудов Бородинской биологической станции» (1901–1915). Первыми редакторами «Трудов» были ботаники А.Н.Бекетов и И.П.Бородин. В дальнейшем (по отделениям зоологии и геологии) в этой работе участвовали Н.П.Вагнер, В.М.Шимкевич, В.А.Фаусек, Н.А.Холодковский, В.Т.Шевяков, А.А.Бялыницкий-Бируля, Д.Д.Педашенко, М.Н.Римский-Корсаков, В.А.Догель, П.Н.Венюков, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг, К.К.фон-Фохт и другие.

Экспедиции, а потом и работа на постоянных станциях, составляли существенную часть активности его членов. Уже в 1869 г. была организована первая экспедиция на Белое и Баренцево моря, в состав которой вошли два зоолога — В.Э.Иверсен и Ф.Ф.Ярженский, а также ботаник А.Ф.Соколов и геолог А.А.Иностранцев. Эта экспедиция послужила началом систематических естественнонаучных исследований на Русском Севере. На следующий год на Мурмане снова работал Ярженский, а в Беломорье — Иностранцев. Геологическое изучение побережий Белого моря в 1871 г. продолжил И.А.Протопопов, а в 1876 г. на Белое море для зоологических исследований отправился Н.П.Вагнер с несколькими студентами. В следующие годы (1877 и 1879) двое из них, К.С.Мережковский и Г.Ф.Гебель, проводили там уже самостоятельные работы. В 1880 г. состоялась большая (2-я) Северная экспедиция, частью субсидированная Обществом, а частью — мистерством финансов. На Белом море (на Соловках) работали Н П.Вагнер, Л.С.Ценковский и И.Н.Пущин, а на Мурманском побережье — М.Н.Богданов, С.М.Герценштейн, А.М.Никольский, Ф.Д.Плеске, В.В.Лавров, В.А.Хлебников и Н.В.Кудрявцев. Одним из результатов этой поездки на Соловки было основание там, благодаря усилиям Вагнера и Ценковского, Беломорской биологической станции СПбОЕ (1881–1899). В 1893 г. Н.М.Книпович принял участие в продолжительном рейсе крейсера «Наследник» по Белому и Баренцеву морям. С 1874 г. Обществом проводилась большая Арало-Каспийская экспедиция, на которую от министерства финансов была получена огромная по тем временам сумма — 25 000 руб. В разные годы в экспедиции участвовали М.Н.Богданов, В.Д.Аленицын, О.А.Гримм, Н.Н.Полежаев, Н.И.Андрусов, Н.П.Бартольд-де-Марни, П.Н.Венюков, Ф.Ю.Левинсон-Лессинг и другие.

После вынужденного перевода Соловецкой станции на Мурман (в Екатерининскую гавань) она оставалась до 1925 г. главной базой морских исследований членов Общества и многочисленных приезжавших туда студентов и сторонних специалистов (далее до 1933 г., когда она была закрыта, станция уже не принадлежала ЛОЕ). Общее количество работавших на этих станциях превысило 300 человек. В 1915 г. ИПтрОЕ предполагало организовать в г. Кола (Мурман) и специальную геологическую станцию. Уже были получены земля и согласие от местных властей на строительство станции, но условия военного времени, а затем революция не дали этому плану осуществиться.

Обладало Общество и двумя станциями в средней и южной России. Первая была основана в 1896 г. близ станции Бологое, прежде всего стараниями академиков И.П.Бородина и М.С.Воронина, и получила название Бородинской (пресноводной) биологической станции ИСПбОЕ. Она действовала на избранном месте до 1905 г., а потом была переведена на более удобное для исследований о. Селигер (Осташковский уезд Тверской губ.), где она с успехом действовала до 1917 г. Сохранившееся в революционное лихолетье имущество станции было передано в 1920 г. на хранение на Петергофскую естественнонаучную станцию, а в 1926 г. станция продолжила свою работу, но уже под эгидой Совнаркома Карелии в селе Кончеозерский Завод, и после передачи ее Петрозаводскому университету в начале 50-х годов XX в. прекратила свое существование. Степная станция ИПтрОЕ была построена в Воронежской губернии в имении гр. С.В.Паниной на пожертвованные ею средства (1914). Во время Гражданской войны имущество ее было расхищено, а строения сожжены.

Среди задач, которые ИСПбОЕ успешно решало в период своего дореволюционного существования, была и программа широкого распространения естественнонаучных знаний. Одним из путей решения этой задачи была организация сети естественнонаучных музеев на местах. Обществом было разработано специальное руководство для собирания коллекций и наблюдений по основным естественным наукам (зоологические препараты и чучела, гербарии, коллекции минералов и почв, устройство аквариумов и террариумов, метеорологические и гидрологические наблюдения). Книга, составленная Особой комиссией Общества и выпущенная ИСПбОЕ (1886), под заглавием «Программы и наставления для наблюдений и собирания коллекций по естественной истории» выдержала 7 изданий — последнее в 1913 г. В Обществе был разработан и типовой устав краеведческого музея, куда входили не только естественнонаучные экспонаты, но и различные художественные и этнографические материалы.

Социальные и политические сложности, начавшиеся в ходе Первой мировой войны и последующих революционных событий, Гражданской войны и перестройки России на советских основах, значительно и надолго расстроили привычный ход работы Общества. Оно потеряло все свои капиталы и много активных членов. Однако несмотря на перипетии ХХ века, Общество естествоиспытателей выжило. Это оказалось во многом возможным благодаря людям, возглавлявшим его в эти трудные десятилетия нашей истории: И.П.Бородину (1920–1930), В.И.Вернадскому (1930–1931), А.А.Ухтомскому (1931–1938), К.М.Дерюгину (1938), Ю.И.Полянскому (1939–1941) и В.А.Догелю (1941–1955). Празднуя 140-летие СПбОЕ, когда работа Общества под руководством профессора-эмбриолога А.К.Дондуа с успехом продолжается уже почти 20 лет, мы должны с благодарностью вспомнить наших научных предшественников. Именно они заложили основы нашего сообщества и высоко держали марку петербургских естествоиспытателей в течение почти полутора столетий.  

C.И.Фокин,
доктор биологических наук,
ведущий научный сотрудник ЗБП СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков