Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
страницы истории

Первые русские студентки

Двадцатого сентября 1878 года были открыты Бестужевские курсы — одно из первых в России частных учебных заведений университетского типа для женщин. Название это Высшие женские курсы получили по имени первого их директора, профессора русской истории Константина Николаевича Бестужева-Рюмина. Бестужевками — выпускницами курсов — за почти 40 лет их существования стали около 10 тысяч женщин.

Открытию первых женских учебных курсов предшествовала дискуссия в российском обществе о том, какое воспитание и образование должно даваться женщине. Какое занятие может считаться достойным женщины?

Санкт-Петербургские Высшие женские курсы (ВЖК) просуществовали 40 лет (1878–1918 гг.) и в 1919 г. были объединены с Петроградским университетом. На Бестужевских курсах преподавали лучшие представители профессорско-преподавательской корпорации Университета. С 1882 по 1918 г. состоялось 34 выпуска (при этом с 1886 по 1889 г. набор на курсы был временно прекращен). Точное число выпускниц является условным, так как и опубликованные списки, и архивные данные представляются максимально полными, но не исчерпывающими. Уже подготовлен и вскоре увидит свет расширенный «Список слушательниц и вольнослушательниц, окончивших Санкт- Петербургские Высшие женские (Бестужевские) курсы и удостоенных выпускных свидетельств в 1882–1918 гг.», который посвящен 130-летнему юбилею женского университета и памяти тружениц образования, науки, здравоохранения, различных областей техники и всех тех сфер, в которых трудились бывшие бестужевки в 1880–1960-е гг.

На Бестужевских курсах обучались слушательницы и вольнослушательницы. Первые проходили полный 4-летний курс (по курсовой системе обучения) или обучались от трех до семи и более лет (по предметной системе, введенной в 1906 г.) и по окончании учебного заведения получали свидетельство. Вторые специализировались по одному или нескольким учебным предметам, кроме того, могли прослушать и полный курс, но выпускных свидетельств не удостаивались. Основная часть бестужевок являлась слушательницами.

Статус выпускниц Бестужевских курсов долгое время не отличался от статуса выпускниц средних учебных заведений; последние в основной массе имели звание домашних учительниц и домашних наставниц, что давало им право преподавать в частных домах и учебных заведениях и при прилежном прохождении службы и надлежащим образом оформленных бумагах после 20 лет практики воспользоваться пенсией или вступлением в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенный счет. Более того, при устройстве на работу представители местной администрации предпочитали отказывать бывшим курсисткам, ссылаясь в отчетах на их политическую неблагонадежность, под которой скрывали неприятие образа интеллектуалки и собственный страх: молодые преподавательницы в провинции нередко становились центром духовной жизни.

На рубеже XIX–XX веков изменение положения женщин в области образования фиксировалось в российском законодательстве, в частности в Своде законов Российской империи, в виде отдельных юридических актов (типовых уставов начальной и средней женской школы). При этом законодатель не ставил своей задачей осветить уставы всех женских учебных заведений империи; нормотворчество коснулось лишь части профильных учреждений (школ, училищ, прогимназий, гимназий, институтов и других) с различной ведомственной принадлежностью (министерства народного просвещения, духовного ведомства, ведомства императрицы Марии и других). Учредительные и уставные документы женских учебных заведений с университетской программой преподавания составляли исключение и не допускались в Свод законов. Только с марта 1913 г. свидетельства об окончании курсов были приравнены к выпускным свидетельствам Университета.

Большая часть бестужевок были выпускницами историко-филологического отделения (с 1906 г.— факультета). Число курсисток физико-математического отделения было искусственно ограничено и ежегодно лимитировалось циркулярами министерства народного просвещения — естественные науки всегда пользовались в России популярностью у учащейся молодежи, что, в свою очередь, вызывало опасения у чиновников, видевших в них предтечу нигилизма. В 1906 г. на курсах был открыт третий, юридический, факультет.

По вероисповеданию основная часть курсисток были православными (более 80%). Для представителей иудейского вероисповедания соблюдался 3% барьер, однако он нередко преодолевался (больше всего евреек обучалось на физико-математическом и юридическом факультетах), около 3% составляли католики, лютеране, менее 1% — армяно-григориане, караимы, старообрядцы и представительницы других религий.

Возраст бестужевок был различный (от 16 до 49 лет). Количество выпускниц первой возрастной группы (от 20 до 25 лет) немногим превышало число выпускниц второй возрастной группы (от 26 до 31 года); по численности уступала лишь последняя возрастная группа (старше 32 лет). Многие курсистки до поступления на ВЖК имели опыт работы в качестве преподавателей и воспитателей в различных учебных заведениях (земских и церковно-приходских школах, прогимназиях и гимназиях, начальных училищах и других).

Сословная принадлежность выпускниц менялась на протяжении нескольких десятилетий рубежа XIX–XX веков. Бестужевки первых выпусков в основном были дочерьми чиновников, военных, дворян, а в 1913–1918 годах таких было уже менее половины выпускниц. Напротив, наблюдалась тяга к знаниям у дочерей купцов, потомственных почетных и личных граждан, священнослужителей, мещан, ремесленников, нижних военных чинов и крестьян.

Региональный признак также подвергался изменениям. В первые годы после открытия Бестужевских курсов петербурженки составляли большинство слушательниц и вольнослушательниц, в последние годы — в 1908–1918 — около 90% выпускниц считались приезжими.

Социальный статус большинства бестужевок — незамужние девушки, при этом с каждым годом росло число девушек, вышедших замуж до поступления в учебное заведение или во время учебы.

Среднее образование 50% курсисток получили в министерских гимназиях, около 30% — в учебных заведениях ведомства императрицы Марии; около 20% окончили частную среднюю школу, женские институты, духовные училища и специализированные учебные заведения (педагогические и фельдшерские курсы). Примечательно, что почти половина были удостоены особых отличий за успешную учебу в средних учебных заведениях (золотых и серебряных медалей, награждены книгами, шифрами, большими и малыми золотыми и серебряными крестами).

Около 20% выпускниц Бестужевских курсов получали второе высшее образование (как правило, в области медицины, а также продолжали специализироваться по истории, химии и математике). Бестужевки учились в Санкт-Петербургском Женском медицинском институте, педагогических институтах; на Санкт-Петербургских женских сельскохозяйственных курсах, Санкт-Петербургских Политехнических курсах, Санкт-Петербургских курсах по физическому воспитанию П.Ф.Лесгафта, были вольнослушательницами российских и зарубежных университетов.

Окончившие Санкт-Петербургские Высшие женские курсы пополнили список «первых» женщин. Е.В.Соломко (Сотириадис) — первая в России женщина–петрограф и палеонтолог, М.Н.Сиряцкая — теоретик в области практической педагогики, Е.В.Балобанова — автор первого в России учебника по библиотечному делу (СПб., 1901), М.М.Сокова (Краснова) — основательница в 1897 г. первых в Российской империи женских курсов счетоводов, Ю.И.Андрусова (Фаусек) — первая в России женщина–зоолог беспозвоночных, В.Е.Богдановская (Попова) — одна из первых в России женщин–химиков. М.В.Жилова была первой женщиной–сотрудницей Пулковской обсерватории; Н.И.Иванова (Микулина) являлась одной из учредительниц Сибирских Высших женских курсов в Томске; О.А.Добиаш-Рождественская — первая женщина в Советской России, защитившая диссертацию на степень доктора исторических наук; В.Н.Тихомирова была одной из первых в Российской империи женщин–геофизиков.

Как правило, выпускницы Санкт- Петербургских Высших женских курсов становились учительницами, главным образом, частных, земских, сельских и иных учебных заведений. Они преподавали в санкт- петербургских женских гимназиях М.Н.Стоюниной, кн. А.А.Оболенской, Э.П.Шаффе, В.П.Стеблин-Каменской и Е.В.Ставиской, Е.И.Песковской, Л.С.Таганцевой, М.А.Лохвицкой-Скалон, Е.М.Гедда, В.А.Субботиной, Г.А.Кебке, в Смоленских вечерне-воскресных классах для взрослых рабочих и их детей при Русском техническом обществе — РТО. Поскольку количество мест для учительниц в казенной средней школе до революции было ограничено, бывшим выпускницам приходилось ждать вакансии годами. Выпускницам Бестужевских курсов неоднократно приходилось в течение жизни менять сферы занятости и даже совмещать различные профессии; но большинство из них оставались верными педагогическому делу. Бывшие бестужевки были воспитательницами, возглавляли учебные заведения (ясли, сады, прогимназии, гимназии, училища, институты, различные курсы), работали в библиотеках, читальнях, на книжных складах. Некоторые из них служили в государственных и частных конторах. Владевшие навыками перевода и имевшие литературные способности занимались переводами и литературной деятельностью, были редакторами, издателями, библиографами, романистами и авторами воспоминаний. Часть курсисток, окончивших консерватории, театральные курсы, становились музыкантами и актрисами. Были и такие бывшие слушательницы, которые вовсе не работали по специальности; они находили себе занятия в сельском хозяйстве, общественной и политической сферах. Кроме того, выпускницы ВЖК оканчивали курсы гимнастики, физического воспитания, рисования, счетоводов, экскурсоводов и другие и трудоустраивались в соответствующей области.

Небольшая часть бестужевок была оставлена при ВЖК для приготовления к ученому званию; многие из кандидатов и докторов наук начинали путь в науку ассистентами Бестужевских курсов. Примечательно, что в обход строгих ограничений, связанных с фиксированным числом оставленных при курсах бывших слушательниц, для продолжения занятий администрация учебного заведения предлагала наиболее талантливым выпускницам место вольнослушательниц или ассистенток без внесения в штат. Поэтому оставленных при Бестужевских курсах в конечном счете было больше, чем допускалось официально.

Бывшие курсистки были современницами русско-японской войны 1904–1905 гг. и Первой мировой войны 1914–1918 гг., а также Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. По велению души они отправлялись на фронт в качестве сестер милосердия и за свою самоотверженную деятельность по уходу за больными и ранеными удостаивались знаков отличия. Бестужевки–медички принимали участие в военных действиях, работали врачами в полевых госпиталях, на передовых, на станциях переливания крови.

Выпускницы Бестужевских курсов математик П.Я.Полубаринова-Кочина, астроном Н.С.Яхонтова-Самойлова заслужили всемирную известность. Большинство завоевали высокий авторитет в тех областях педагогики, науки и производства, в которых они трудились. Многие продолжали оставаться скромными, то есть самыми необходимыми специалистами. Всех их отличало демократическое и гуманное отношение к окружающим, бескорыстие и преданность выбранной профессии.  

О.Б.Вахромеева,
к.и.н., доцент Исторического факультета

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков