Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
конференц-зал

Платон им друг

Школы начинают занятия в сентябре, но это только в том случае, если они — средние, общеобразовательные. Научные же школы собирают «учеников» в любое время года, даже летом, в пору школьных каникул. В этом году Летняя молодежная научная школа «Платонополис» в пятый раз собрала своих «школьников» из разных городов России в еще тихих стенах Университета в конце августа.

Полное развернутое название Летней философской школы — «Платонополис: философское антиковедение как междисциплинарный синтез философских, исторических и филологических исследований» — подразумевает привлечение к обсуждению античных философских учений специалистов из различных областей гуманитарного знания. Мероприятие имеет своей целью углубленное и расширенное изучение общей концептуальной роли античных философских учений и платонизма для становления первых программ научного знания, традиции философской рациональности и проблемы истоков философского идеализма. Здесь, в отличие от узкоспециализированных философских конференций, в обсуждении проблем принимают участие, наряду с философами, филологи и историки.

— Название «Платонополис» — государство Платона — возникло еще в древние времена. Так хотел назвать город, созданный по образу описанного Платоном «Государства», увлеченный философией римский император Галиен во второй половине III в. н.э. И предложил это сделать философу Плотину, одному из первых неоплатоников, — объясняет председатель Совета молодых ученых СПбГУ, ответственный секретарь Платоновского философского общества Алексей Васильевич ЦЫБ.

Для многих не-философов любопытным является вопрос об актуальности платоновской философии на сегодня: почему обсуждению основных положений философии именно этого древнего философа до сих пор уделяется такое большое внимание во всем мире? Какое влияние его учение оказало на последователей и на развитие различных философских течений более поздних периодов?

— Платонизм без преувеличения можно назвать ведущим и самым влиятельным направлением не только античной, но и всей истории философии, — рассказывает Алексей Васильевич Цыб. — У истоков этого течения стояла Академия Платона в Афинах. Классический платонизм фактически существовал с начала IV века до н.э. до момента закрытия Академии по указу императора-христианина Юстиниана в 529 н.э., то есть на протяжении почти целого тысячелетия. Историю платонизма в античности обычно разделяют на несколько этапов, или различают отдельные типы платонизма, обладающие характерными отличительными чертами. Завершающим периодом в истории платонизма стал неоплатонизм, тематизирующий концепцию Платона как философскую религию, где метафизика и теология стали взаимодополняющими ветвями. Неоплатонизм стал своеобразным мостом, по которому идеи Платона нашли путь от периода античной философии к периоду христианства, философии Возрождения, Нового времени и далее.

Философия Платона являлась основанием для учений многих христианских философов. Среди них были так называемые «апологеты философии от христианской веры» Климент Александрийский, Ориген, а среди представителей чуть более позднего периода христианства Аврелий Августин (Августин Блаженный), которого называют христианским платоником.

Гуманизм Ренессанса в Италии в большой степени ориентировался на Платона, поскольку во время взятия османами Византии большая часть сочинений Платона была вывезена в Италию, в Рим. Оживлению платонизма в Италии способствовал прежде всего поздний византийский неоплатоник Георгиос Гемистос, который из уважения к Платону принял имя Плетон. Время наибольшего расцвета итальянского платонизма связано с флорентийской платоновской Академией, которую в 1459 году по предложению Плетона основал Козимо Медичи. Эта Академия, а также и другие культурные общества, возникшие в других городах тогдашней Италии, объединяли видных философов, поэтов, художников, дипломатов и политиков того времени. Характер этих объединений полностью отличался от характера официальных философских центров, университетов и монастырских школ; здесь не читались лекции, но велись исследования и беседы. Академия достигла своего наибольшего расцвета при Марсилио Фичино и Пико де ла Мирандола.

— Вряд ли в истории философии возможно отыскать хоть одного мыслителя, не испытавшего влияния идей Платона, — говорит доктор фисолософских наук Роман Викторович Светлов, председатель Платоновского общества. — Секрет популярности и непреходящей актуальности платоновской философии заключается в ее дискуссионном характере — в отличие от систематической философии, платонизм не стремился выразить истину в последней инстанции и поставить жирную точку в философском дискурсе. Платоновская концепция открыта к интерпретации, она ставит вопросы, которые предполагают обсуждение и возникновение новых вопросов. Поэтому Платоновское общество, как петербургское, так и международное, никогда не исчерпает предмет своего исследования.

Летняя философская школа проводится не ежегодно — это вопрос финансирования. Она организуется на средства, выделяемые Российским Гуманитарным научным фондом, либо в рамках федеральных целевых программ. Когда такие средства есть — есть и школа. Зато посещение школы бесплатно для всех желающих, выступающие с докладами и слушатели не платят никаких членских взносов. «Открытость» — это, пожалуй, одно из ключевых понятий для определения характера такого мероприятия. Для того чтобы стать участником школы, достаточно чистой заинтересованности.

К чтению лекций в дни проведения Школы были привлечены ведущие специалисты ИНИОН и ИФ РАН, Исторического факультета, факультетов филологии и искусств, философии и политологии СПБГУ, философских факультетов Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Днепропетровского национального университета. Каждый день читаются по 3-4 лекции, объединенных общей тематикой, по окончании которых проводится круглый стол, где все без исключения выступающие и слушатели принимают участие в живом обсуждении докладов. Время, отведенное на выступление докладчика, строго не регламентировано. Студенты и аспиранты могут выступить с кратким научным сообщением, например, по теме своей научной работы. В ходе обсуждения каждый имеет право не только задать вопросы докладчикам, но и высказаться по предложенной теме — организаторы школы привлекают всех участников, особенно молодежь, к активной дискуссии.

По результатам проведения 3-й и 4-й летних молодежных научных школ 2004/05 гг. был издан сборник, в котором опубликованы тексты всех докладов и лекций, прочитанных в дни проведения школ. Материалы Летней философской школы-2008 также будут опубликованы.

Петербургское Платоновское философское общество не имеет официального устава и существует как свободное творческое научное содружество, тем не менее, оно официально принято в Международное Платоновское общество, и в его мероприятиях приняли участие уже более ста ученых из разных стран мира.

Летняя философская школа — одна из составляющих целого цикла мероприятий, проводимых Платоновским философским обществом.

В июне каждого года проводится тематическая конференция «Универсум платоновской мысли:...». В ней принимают участие ученые из России и из других стран мира, участники Международного Платоновского общества.

Кроме того, Платоновское общество ежегодно выпускает альманах «Академия», в котором собраны объемные научные философские статьи, а также современные литературные произведения «на грани с философией».

Недавно Платоновским обществом совместно с кафедрой эстетики Факультета философии и политологии СПбГУ был организован еще один исследовательский проект, рассчитанный на три года, под названием «Эмоции и разум в этических учениях от поздней античности до позднего средневековья». Руководителем этого проекта является заведующая кафедрой эстетики Надежда Васильевна Голик.

На сегодня члены платоновского общества также работают над проектом под названием «Античный гностицизм и культура позднего эллинизма», финансируемым Российским Гуманитарным научным фондом. Результатом этого двухгодичного проекта должна стать коллективная монография.

Все мероприятия, организуемые Платоновским обществом, а также замыслы его участников находят отображение на сайте общества www.plato.spbu.ru. Здесь размещаются отчеты обо всех прошедших мероприятиях и новости о предстоящих; информация о ходе текущих проектов, а также электронные варианты всех публикаций с конференций и летних школ.  

Мария Дашкова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков