Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
Университет и мир

Русский студент
любит физику больше, чем европейский

Десять лет назад при Европейской организации физического образования (EUPEN) был создан ежегодный генеральный форум деканов (STEPS project). В его рамках обсуждаются принципы физического образования в Европе, в том числе мобильность студентов, Болонский процесс, дистанционное образование, а также «вечные проблемы», например, как привлекать студентов в науку. Инициатором мероприятия выступает Гентский университет Бельгии. Деятельность форума осуществляется при финансовой поддержке ЕС и НАТО, количество участников колеблется в районе 300-400. Какие проблемы пытались разрешить деканы в этот раз, рассказывает приглашенный в качестве наблюдателя от России декан Физического факультета СПбГУ Александр Сергеевич ЧИРЦОВ, посетивший в этом году совещание уже в шестой раз:

— Генеральный форум является закономерным следствием дистанционного общения его участников посредством интернета в течение года. В зависимости от того, в какой стране проходит совещание (идет чередование западноевропейских с недавно вступившими в ЕС странами), очень различается количество представителей от стран: в этом году процент представителей восточных европейцев был более высокий, по крайней мере, в неформальном общении рабочим языком был русский. Большинство присутствовавших физиков получали образование в СССР, и в том числе в нашем Университете, поэтому половина свободного времени уходила на обсуждение того, чем занимался человек, с которым раньше учился. Можно сказать, что каждый «приехал домой».

Болонский процесс

Первоначально общей проблемой был Болонский процесс, которого все физики боялись, усматривая в сокращении времени обучения падение качества образования. И небезосновательно. Многим европейским странам теперь указано, что бакалавриат должен включать в себя трехлетнее образование. Такая ситуация сложилась главным образом в университетах стран, недавно присоединившихся к Евросоюзу. Университеты «старой Европы» в основном отстояли свои традиции в организации обучения физике. Например, в Румынии полный курс физического образования теперь составляет пять лет (3+2): для обучения физике это на грани возможного. Традиционно предполагается система 4+2. Наш факультет до сих пор находится в стадии эксперимента: 4+2,5. Мы считаем, что для защиты магистерской диссертации нужны публикации в серьезном журнале или несколько выступлений на международных конференциях. Сделать работу с получением существенно нового результата можно, но публикации и конференции происходят не мгновенно. Хоть административно ситуация и усложняется (выделение мест в аспирантуре, дальнейшее образование), все равно считаем такую систему оправданной.

А может ли студент, отучившись два года в одном университете и получив «болонские» оценки, продолжать обучение в другом? В точных науках на уровне бакалавриата порядок учебных дисциплин сложно поменять без потери качества. Проблема оценки качества образования сохраняется во всех странах. Письменный экзамен нацелен на получение некоторого усредненного результата, важный элемент беседы студента и преподавателя исключается; в то время как устный экзамен — субъективен. На нашем факультете на одном направлении мы экспериментируем — вводим смешанный экзамен. Первая половина письменная — отсев двоек и слабых троек, вторая — устная. Со студентами, которые на базовом уровне показывают достаточно высокий результат и хотят чего-то добиться, нам удается на устной части беседовать до полутора часов. Когда на форуме я об этом рассказываю, коллегам остается только завидовать, так как учебный курс в Европе четко регламентирован в уставе. Когда сейчас у нас стоит задача прописать правила обучения, мы должны учитывать, что у каждой дисциплины факультета они свои.

Дистанционное обучение

Весьма популярная в Европе база электронных учебников, сдача экзаменов через Интернет и прочие мультимедийные новшества используются, на мой взгляд, не очень разумно. Предлагается просмотр видеозаписи лекции весьма посредственного качества, при этом требуется задействовать гигантское количество ресурсов. Если говорящего лектора еще как-то видно, то что он пишет на доске — разобрать невозможно. Разумнее сделать хороший звук, четкие формулы и неподвижный портрет лектора в углу экрана. Только один раз бельгийцам удалось меня по-настоящему удивить: на большом экране собравшимся была представлена прекрасно выполненная трехмерная компьютерная анимация различных физических процессов. Эффект объемного изображения достигался за счет использования поляризованного излучения мультимедийных проекторов и поляроидных очков. Очень хочется создать подобную установку в СПбГУ, хотя, может быть, ее цена не соответствует достигаемым плюсам в обучении. Но рекламный эффект для естественных наук от подобных презентаций может быть очень высок.

Как правило, все курсы в университетах EUPEN сопровождаются оригинальной методической, учебной литературой, ориентированной на этот курс, создается законченный комплекс. Объем методического материала так велик, что, кажется, замена лектора на другого преподавателя не может сказаться на качестве изложения курса. Наши курсы не столь разработаны, но в целом интереснее, более гибки и сложны. На демонстрациях наших учебных пособий в электронных версиях европейцы часто говорят, что наш материал лежит далеко за пределами их программы.

О вечном

Европейские вузы испытывают серьезные трудности при наборе студентов на естественнонаучные факультеты, на фоне того, что на Востоке ситуация обратная. В Китае, Корее интерес гигантский, а приемы в университеты просто фантастические. В России ситуация промежуточная: приемы на физический, химический факультеты раз в пять больше, чем в Европе, но интерес к точным наукам пока подает. Для университетов старой Европы жизненно важно, чтобы наши выпускники поехали к ним в магистратуру, аспирантуру. А со стороны представителей из Восточной Европы часто задаются вопросы о  том, как отправить на обучение в Россию, желательно бесплатно, их «хороших ребят»? У нас были такие единичные случаи, решаемые подчас ценой писем в Министерство образования. Приезжали действительно сильные студенты, заканчивали магистратуру, аспирантуру… А вот по официальному обмену часто приезжают не самые сильные на фоне наших средних, а тех сильных, которые там есть, государство не присылает.

На форуме мне удалось прорекламировать основные результаты, достигнутые Физическим факультетом в ходе выполнения национального проекта «Инновационная образовательная среда в классическом университете».  Во-первых, участники с интересом ознакомились с нашими методическими разработками, выполненными для поддержки преподавания на направлении «Прикладные математика и физика». Наибольший интерес вызвали материалы на электронных носителях, использующие современные мультимедийные технологии. Партнеры из университетов Восточной Европы заинтересованы в использовании наших разработок в своем учебном процессе, но, очевидно, испытывают определенные финансовые трудности с их оплатой. Что же касается университетов Европы «старой», то для них представляют интерес только разработки на английском или их родном языке. К сожалению, коллеги не выразили готовности профинансировать перевод имеющейся продукции — для них было бы удобно сразу приобретать уже готовую к использованию продукцию. Не меньший интерес вызвал рассказ о новом экспериментальном оборудовании, приобретенном Физическим факультетом за последние два-три года. Это оборудование полностью соответствует стандартам самых современных научных лабораторий ведущих мировых научно-образовательных центров. Такой интерес дает основания надеяться, что в ближайшее время мы получим отклики от наших европейских коллег и конкретные предложения по организации совместных исследований и взаимовыгодному обмену студентами, аспирантами и докторантами.

С целью налаживания потока платных иностранных студентов — для полноценного использования и работы оборудования — мы уже создали две пробные магистерские англоязычные программы, так называемый русско-немецкий факультет в области материаловедения и нанотехнологий, где лекции читаются русскими и немецкими преподавателями. Сейчас на этой программе учатся российские студенты, хорошо знающие английский, и немецкие русскоговорящие, случаи приезда англоязычных студентов единичны. Перспективы такого сотрудничества также обсуждались на Форуме.  

Записала Ксения Капитоненко

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков