Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
выпускники

Дружеские рекомендации Президенту

Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент России и выпускник Юридического факультета СПбГУ, назвал академика РАН, профессора кафедры гражданского права Юрия Кирилловича Толстого одним из своих главных учителей в Университете. Поэтому накануне дня рождения Д.А.Медведева (14 сентября ему исполнилось 43 года) мы обратились именно к Юрию Кирилловичу с просьбой рассказать о своем ученике.

Мне трудно говорить о Дмитрии Анатольевиче — во-первых, в силу большой разницы в возрасте, и, во-вторых, потому что мы — на всем протяжении нашего более чем двадцатилетнего знакомства — всегда выступали в разных «весовых категориях». Поначалу в более тяжелом весе выступал я, а сейчас наши весовые категории просто несопоставимы.

Начну с того, что испытываю чувство гордости в связи с образованием такого тандема, как Путин и Медведев. В условиях современной России он является единственно возможным и оптимальным, и в этом отношении нам крупно повезло. Прежде всего, это личности глубоко порядочные и беспредельно преданные своей стране и своему народу. А если учесть, какое наследство они получили, то их без всякого преувеличения можно считать миссионерами, которые призваны вывести страну из, прямо скажем, непростого положения, в котором она оказалась. Это люди, дополняющие и усиливающие друг друга, принимающие предельно взвешенные решения. Оба они — люди по-настоящему интеллигентные, хотя и формировались в разных социальных средах.

Их высокие моральные и политические качества со всей полнотой проявились в недавнем внешнеполитическом кризисе, который всеми нами воспринимается крайне болезненно. В нелегких условиях они проявили себя как весьма опытные политические деятели и как юристы самого высокого класса. Все-таки в Университете мы многому их научили. Их аргументация была юридически выверена, взвешена, и их оппонентам по существу крыть было нечем. Особо хотел бы отметить их последовательность, терпимость, отсутствие какого бы то ни было шараханья из одной крайности в другую. Очень хотелось бы, чтобы эти качества в полной мере проявились и в области внутренней политики при решении стоящих перед нашей страной чрезвычайно сложных социально-экономических и иных задач.

К сожалению, этой последовательности иногда не хватает. В частности, необходимо резко усилить борьбу с язвой, разлагающей наше общество, — я имею в виду борьбу с коррупцией. Одна из причин того, почему Китай достиг столь впечатляющих успехов, состоит в том, что в Китае коррумпированных чиновников привлекают к строжайшей ответственности. У нас же зачастую их пересаживают из одного кресла в другое, не менее доходное и престижное.

То же самое можно сказать и о реализации национальных проектов. Почему, скажем, буксует жилищно-коммунальная реформа? Одна из основных причин состоит в том, что обоснованной стратегической линии в этом направлении не выработано. В крайне неудовлетворительном состоянии находится жилищное законодательство. Жилищный кодекс не выдерживает никакой критики. В правовом режиме жилья возникла такая чересполосица, при которой обеспечить мало-мальски эффективное и экономичное управление жилищным хозяйством просто-напросто невозможно. Ипотека значительному большинству граждан по-прежнему недоступна вследствие как высоких процентов, так и коротких сроков, на которые ее можно получить. Явно недостаточны меры, принимаемые в борьбе с инфляцией, которая нередко съедает дополнительные льготы и выплаты, предусматриваемые бюджетом.

Крайне важно усилить борьбу за то, чтобы все решения, на каком бы уровне они ни принимались, находились в рамках правового поля. Совершенно недопустимо выделение якобы политически значимых решений, которые могут находиться вне правового поля. Эти решения тем более должны полностью соответствовать требованиям закона, и в первую очередь Конституции. Эту мысль я озвучил на встрече с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, состоявшейся на Юридическом факультете в июне, и он полностью ее поддержал. Крайне важно внедрить эту мысль в сознание всех чиновников.

Еще со студенческих времен непреходящей любовью Медведева стало частное право. Надо сказать, что он приложил и прилагает немало усилий, чтобы его по-настоящему возродить в качестве действенного инструмента перевода страны на рельсы цивилизованной рыночной экономики. В то же время я убежден в том, что проведение демократических реформ ни в одной стране, особенно в России, невозможно без сильной и авторитетной государственной власти. Поэтому не менее важная задача состоит в том, чтобы обеспечить стыковку норм публичного и частного права. Без такой стыковки баланс интересов, столь необходимый нашему обществу, просто-напросто невозможен.

Исходя из того, что собственность покоится на различении «моего» и «твоего», Медведев утверждает, что по своей природе вся собственность может быть только частной. При достаточно высокой степени абстракции этот тезис безупречен, поскольку, если собственность принадлежит всем, она не принадлежит никому. В то же время нельзя сбрасывать со счетов, что ныне действующая Конституция предусматривает не только частную собственность, но и такие формы собственности, как государственная и муниципальная. Иными словами, она, исходя из необходимости оптимального урегулирования отношений собственности, различает публичную и частную собственность. Задача состоит в том, чтобы обеспечить здоровую конкуренцию всех форм собственности на конкретных участках приложения труда и капитала. С определением же конкретных субъектов права собственности не всё обстоит благополучно. Отказавшись от принципа единства государственной собственности, мы столкнулись с множеством конфликтов интересов как на федеральном, так и на региональном уровне. Каждый тянет одеяло на себя.

Настороженное отношение вызывает у меня и законодательство о государственных корпорациях, которые я не склонен рассматривать как панацею от всех зол. В частности, открытым остается вопрос, относится ли собственность государственной корпорации к публичной или к частной. Словом, здесь есть над чем думать и над чем работать, в том числе и должностным лицам самого высокого уровня.

Если же бросить ретроспективный взгляд в прошлое, то с удовлетворением можно констатировать, что Дмитрий Анатольевич, хотя он и осознает весь груз свалившейся на него ответственности, остался столь же открытым, доброжелательным, остроумным человеком, как и раньше. В общении с ним не чувствуешь никакого дискомфорта, не ощущаешь разницы ни в возрасте, ни в положении. Уверен в том, что эти неоценимые человеческие качества он сохранит и впредь. И рассчитываю на то, что мои дружеские рекомендации будут услышаны.  

Ю.К.Толстой,
профессор Юридического факультета,
действительный член РАН
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков