Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
событие

«Человек есть существо правовое»

Как раз в это утро, 17 сентября, студенты Петербурга праздновали День прогула. И какие-то активисты собирались по этому поводу то ли на Дворцовой площади, то ли в Таврическом саду…. В то же самое время первокурсники Юридического факультета СПбГУ спешили в аудиторию №1 — они ждали необычную лекцию. Перед ними должен был выступить Валерий ЗОРЬКИН, председатель Конституционного суда РФ. Ребята были в радостном предвкушении встречи с выдающимся юристом-практиком.

В.Д.Зорькин

В.Д.Зорькин

Что надеются студенты услышать на лекции? Чему хотят научиться? Каковы их ожидания?

— Хотелось бы, чтобы Валерий Дмитриевич рассказал о своей работе, — ответил перед лекцией первокурсник Александр Купрюшин. — Как он добился успехов, какие усилия для этого приложил?

— Мне интересно услышать о навыках, необходимых для работы в суде, — пожелала Анна Краснянская.

— Для меня важен его взгляд на политику государства. И новая информация о праве, о работе Конституционного суда, — сказала Марина Алексеева.

— Лекция — это всегда общение. На примере господина Зорькина мы бы хотели увидеть, каких профессиональных вершин достигают юристы, — определила свои интересы Александра Алексеенко.

Редко кто из первокурсников решал вопрос в практическом ключе: чему они, будущие юристы, могут научиться у профессионала. И в основном ожидания студентов были двух видов. Одни хотели «просто познакомиться» с председателем Конституционного суда, понять, как он работает, какие вопросы решает. Других волновали проблемы более глубокие. Например, Юлия Авхадиева призналась:

— Самый главный вопрос, который меня волнует: нужны ли мы, юристы?

Сама-то Юлия уже ответила на свой вопрос положительно, поступив на Юридический факультет Санкт-Петербургского университета (и собирается заниматься уголовным правом — несмотря на то, что ее отговаривают друзья: не женское это дело…). Как разрушить стереотип, сложившийся в обществе: что «юристов, дескать, слишком уж много развелось…»? — вот о чем заботится девушка. Ответы на свои вопросы студентка надеялась услышать от Валерия Зорькина.

Председателя Конституционного суда В.Д.Зорькина декан Юридического факультета и Ректор СПбГУ Николай Михайлович Кропачев представил как человека уважаемого не только в России, но и в мире. Валерий Дмитриевич недавно был избран заместителем председателя Европейской комиссии за демократию через право («Венецианской комиссии»). Как оказалось, в эту комиссию входят всего два представителя от России, и второй — профессор Юридического факультета Валерий Абрамович Мусин.

— «Человек есть существо правовое», — такое определение дал Валерий Зорькин в своей лекции. — Не случайно термин «право» соотносится с такими словами, как «правда», «праведность» и «справедливость». Причем такие параллели существуют не только в русском, но и в других языках.

Он рассказал студентам о том, что основная задача Конституционного суда — отстаивать принципы, укрепляющие права человека (до одной трети дел, рассматриваемых в Конституционному суде, связаны с социальными правами граждан). А первейшая задача России, по мнению В.Д.Зорькина, — чтобы право, наконец, восторжествовало, и чтобы страна сделала рывок в правовом отношении.

Студентам запомнились исторические  примеры лектора: про судебные реформы Александра II Освободителя, или про то, что цесаревичу Николаю (сыну того же Александра Николаевича) лекции читали профессора Петербургского и Московского университетов. Или недавний — про Маргарет Тэтчер, у которой российские журналисты попросили совета, как одолеть коррупцию (уровень которой в Великобритании очень низок). И она ответила, что решение простое, не надо ничего изобретать: достаточно найти честных людей и дать им хорошую зарплату…

Первокурсники Юридического факультета на лекции председателя Конституционного суда.

Первокурсники Юридического факультета на лекции председателя Конституционного суда.

Валерий Зорькин подробно описал свое видение некоторых актуальных проблем России: бедности, социального расслоения, коррупции, рейдерства — с точки зрения прав человека. Для слушателей важен был способ его рассуждений, манера общения со студентами —  не менторство, не назидательность (с позиции опыта, возраста, положения), а размышление вслух, обсуждение на равных. Это студентам понравилось и запомнилось. Делясь своими размышлениями о российских проблемах, лектор показал, что решение правовых вопросов — дело не только важное, но и очень интересное. Однажды Валерий Дмитриевич даже заметил, что ему самому «жутко любопытно, чем все кончится» — это по поводу одного из дел, которое в данный момент находится в производстве в Конституционном суде.

На конкретном примере из практики Валерий Зорькин увлекательно рассказал о борьбе за реформу Уголовно-процессуального кодекса. Новый УПК преодолел обвинительный уклон, присущий прежнему кодексу, доставшемуся в наследство от советских времен. Но возникла новая проблема: оказались незащищенными потерпевшие. Многие случаи бытового и уличного хулиганства были декриминализованы, и потерпевшие стали обязаны самостоятельно добывать доказательства вины обвиняемых. Естественно, в таких условиях многие не могли защитить себя. После рассмотрения их жалоб в Конституционном суде закон был приведен в соответствие с Конституцией. Приняли решение о том, что государство должно способствовать потерпевшим в добывании доказательств.

Значимым было также и описание споров вокруг вопроса о смертной казни. Валерий Зорькин привел факты: Россия ратифицировала Конвенцию о правах человека, но не ратифицировала Протокол об отмене смертной казни. В Уголовном кодексе эта мера наказания остается до сих пор. Но, реализуя статью 19 Конституции о равенстве граждан перед законом, в субъектах Российской Федерации были введены суды присяжных (вначале только в девяти, а теперь —  во всех, кроме Чеченской республики). Соцопросы в России показывают, что лет пять назад только 27% были за то, что смертную казнь отменять нельзя, а сейчас таких уже 42-47%. И плюс еще 25-30% опрошенных считают, что нужно оставить эту крайнюю меру как наказание за особо тяжкие преступления. А с другой стороны, в Европе (где смертная казнь отменена) число тяжких преступлений и убийств на порядок выше, чем в России.

— Но наличие проблем — не повод сокрушаться. Нужно четко их осознать и двигаться вперед, к правовому государству.

А закончил свою лекцию Валерий Зорькин необычным пассажем:

— «Милостивые господа студенты, я намереваюсь читать вам конституционное право. То право, которого нет…» С таких слов начинал свой курс профессор императорского Санкт-Петербургского университета М.М.Ковалевский в начале XX века. А я добавлю: теперь такое право в России есть!

После лекции первокурсник Евгений Коваленко с радостью заметил, что живое обсуждение Зорькиным «больных» тем ему очень понравилось:

— В школе нам преподавалась какая-то одна точка зрения — например, о той же смертной казни, и невозможно было выбрать и отстаивать другую. Очень приятно, что г-н Зорькин рассуждает на острые темы и приглашает нас к разговору.

Студенты рассказали, что предмет «Конституционное право» у них будут читать позже, после второго курса. Но некоторые уже склоняются к тому, чтобы выбрать эту сферу юриспруденции в качестве своей специализации.  

Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков