Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
из дальних странствий

Направление — Мачу-Пикчу*

Нам оставался последний и, по-видимому,  наиболее интересный отрезок пути от Пуно до Куско и далее в Мачу-Пикчу. Из Пуно мы выехали рано утром с тем, чтобы к вечеру попасть в Куско и по дороге посетить многочисленные достопримечательности, относящиеся к периоду инков.

Дорога идет вдоль главного хребта Кордильер по водоразделу двух океанов: Тихого и Атлантического. Шоссе построено в основном на старом основании главной дороги инков и пробирается сквозь лабиринт ущелий и долин по самому их дну. Облака, разрезаемые горными вершинами, низко висят над головой. Повсюду встречаются стада лам. Рядом с шоссе проложена железная дорога, по которой достаточно редко проходят поезда — 1–2 раза в день. Иногда встречаются одинокие ранчо, слепленные из пучков соломы и глины. Дорога идет на высоте 4 тысячи метров над уровнем моря. Над ней справа и слева возвышаются покрытые снегом горные вершины.

Мы остановились в городе Пукара. Здесь есть музей, руины святилища, построенного инками, небольшой собор, заполненный золотом и другими драгоценностями. Городок ухожен, но население живет бедно. На каждом шагу предлагаются дешевые сувениры и  просьбы сопровождать вас в качестве гида. Из-за неисправности автобуса мы задержались здесь дольше обычного. Познакомились с местным художником Хорхе Гонсалесом, предлагавшим выполненные им акварели на исторические темы. За 5-6 долларов можно  купить картину, которую не стыдно  повесить дома в Петербурге.

Через некоторое время автобус был исправлен, и мы поехали дальше. Дорога шла вдоль долины реки Вильканоты — священной реки инков, пробивающей себе путь к Тихому океану через многочисленные пороги и скалистые ущелья. Повсюду видны тщательно обработанные искусственные террасы, на которых инки выращивают маис, картофель и кукурузу. Эти узкие площадки, отвоеванные у природы титаническим трудом поколений крестьян, представляют собой основные посевные площади, которыми приходится довольствоваться индейцам. Защитные и опорные стены поддерживают их в течение столетий в хорошем состоянии. Большинство из этих террас построены еще во времена империи инков. Над рекой кое-где перекинуты мосты, построенные по принципу висящих мостов инков, но уже использующие стальные канаты.

Мы подъехали к селению Сан-Пабло, где находится императорский дворец инков Виракоча. Остановились на квадратной площади. Кругом многолюдно, индейцы в пестрых национальных одеждах предлагают свои товары. Мы направились прямо к дворцу. Сегодня это довольно внушительные развалины, по которым можно отчетливо представить размеры сооружений. Огромная треугольная крыша не сохранилась, но о ее размерах можно судить по высокой колоннаде и торцевым стенам. Вокруг дворца много других построек, в частности, цилиндрические склады для хранения сельскохозяйственной продукции — инки придавали большое значение созданию запасов продовольствия, чтобы иметь возможность преодолевать голодные времена, вызванные неурожаем.

Поздно вечером въезжаем в Куско. У нас только один день в городе, а потом надо ехать дальше. С утра посетили важнейшие окрестности, едем в Тамбомачи. Огромная каменная стена с плотно пригнанной кладкой преграждает проход в ущелье. Из трех прямоугольных отверстий в стене бьют родники прозрачной холодной воды. Сооружение поражает своими размерами, однако его функциональное предназначение до сих пор точно не известно. Возможно, что оно посвящено культу дождя.

Другим важнейшим местом является Саксауаман. Это шедевр строительного искусства инков, включающий стены, построенные из огромных каменных блоков, достигающих размера 5?4?3 метра и плотно пригнанных друг к другу без соединительного раствора. Здесь важно заметить, что испанцы обычно использовали постройки инков в качестве фундамента для своих домов или церквей. Здесь же, в Саксауамане, мы видим эти постройки  без дополнительных элементов, привнесенных испанцами. Сооружение раскинулось на огромной площади с тремя рядами стен, идущих террасами друг за другом, достигающих километровой длины.

К обеду возвращаемся в Куско. Это древняя столица инков, внесенная в культурное наследие ЮНЕСКО. На просторной площади Пласа де Армас стоят два громадных католических собора. Мы уже привыкли к  внутреннему убранству здешних церквей, но соборы на Пласа де Армас значительно превзошли то, что мы видели до сих пор. Огромные картины, написанные в стиле школы Куско, в золоченых рамах, многочисленные надгробья и алтари, буквально напичканные золотом, в сочетании со строгой колоннадой, поддерживающей свод, говорят о тех несметных сокровищах, которые европейские пришельцы сумели отторгнуть от инков. Недалеко от Пласа де Армас расположена церковь Санто-Доминго. Она стоит на развалинах храма Солнца, стены которого раньше были покрыты  золотыми пластинами, их кладка стен на настоящий день хорошо сохранилась. Целые улицы состоят из домов, построенных на инковских развалинах. На улице Хатум-Румьок недалеко от Пласа де Армас в кладке периода инков можно увидеть двенадцатиугольный каменный блок, вмурованный в каменную стену настолько точно, что в стыки между камнями кладки невозможно втиснуть даже бритвенное лезвие. Этот камень в фильме «Воспоминание о будущем» приводится как одно из доказательств посещения земли инопланетянами в доисторические времена. Центральная часть города находится в хорошем состоянии, и колониальный облик полностью сохранен. Поздно вечером арочные колоннады зданий подсвечиваются, получается эффектное современное представление о средневековом городе.

На следующий день мы отправились дальше. До Мачу-Пикчу оставалось еще 130 километров. Выехали рано  утром, чтобы подробно осмотреть эти места. Сразу после Куско начался перевал. Дорога резко пошла в гору и, пройдя через основной хребет, спустилась в долину реки Урубамба — одного из основных притоков реки Амазонки, впадающей в Атлантический океан. Здесь, свернув с основной трассы на несколько километров вправо, мы оказались  рядом с развалинами важнейшего города инков Писак. Поднялись по узкой вымощенной камнями тропе, входящей в систему троп, построенных еще инками. На крутых подъемах сделаны каменные ступени. Слева внизу видны огромные многоярусные террасы, до сих пор используемые индейцами. Высоко над нами — каменные стены древних построек.

Через час возвращаемся обратно и проезжаем через центр современного поселка. Здесь большое оживление. На высокой платформе рядом с церковью индейские девушки крутятся в бешеном ритме древних мелодий. Вся публика, разодетая в яркие национальные одежды, наблюдает, так же покачиваясь в ритме танца. Мы оказались участниками карнавала — именно в это время по всей Южной Америке, от Рио-де-Жанейро до северных городов Кито и Боготы,  начинался карнавал. Зрелище не менее красочное, чем то, что можно видеть по телевизору. И хотя девушки, к сожалению, не такие красивые, как в Рио, все же темперамент и экзотическая одежда не позволяют оторваться от завораживающего зрелища.

Но времени мало, и мы едем дальше.

В районе Кальки встретили целую карнавальную процессию. Во главе процессии — покрытый цветами трактор. На нем укреплена плоская платформа с группой местных красавиц в экзотических мини-одеждах, сочетающих современный дизайн и стиль империи инков. К сожалению,  остановились всего на несколько минут, чтобы сделать фотографии, и поехали дальше.

Долина реки Урубамба сузилась, река превратилась в мощный бурящий горный поток, и еще через полчаса мы оказались в городе Олайтайтанго, построенном рядом с одноименным поселением инков, которое по своим размерам и конфигурации вполне сравнимо с Мачу-Пикчу. Выходим из автобуса и идем по направлению к древним развалинам. Высокая крутая лестница идет в гору. Справа и слева — хорошо сохранившиеся стены жилых домов и аккуратные террасы. Подъем крутой, идти наверх нелегко, но для инков такие переходы и сейчас являются простейшим упражнением. Независимо от возраста они ходят по крутым горным тропинкам, совершенно не снижая скорость. 70-летние женщины с огромными тюками за спиной, карабкаясь по склонам гор, чтобы не терять времени даром, одновременно вяжут на спицах свитера, шапки, перчатки как для себя, так и для дальнейшей продажи. При этом изделия отличаются отменным качеством, современным дизайном и нисколько не уступают, а даже превосходят изделия мастериц старого света, сделанные в совершенно других условиях.

В Олайтайтанго шоссе кончается. Дальше можно ехать только на поезде. Из-за большого потока туристов попасть на поезд оказалось непросто, ведь надо было купить еще и обратные билеты. Но богатый опыт путешествий поездом по бывшему СССР научил быстрому и надежному решению таких вопросов. Испытанная у нас на родине схема приобретения билетов в экстремальных условиях здесь также безошибочно сработала, и, оставив многочисленных иностранных туристов дожидаться в очереди, мы сели в ближайший поезд и поехали в направлении Мачу-Пикчу.

На самом деле поезд доезжает не до Мачу-Пикчу, а лишь до поселка Агуас-Кальентес, откуда еще несколько километров надо ехать на автобусе или идти пешком. Весь поезд состоял из двух вагонов и был плотно набит туристами, но наши места оказались рядом с окнами, и поэтому мы могли фотографировать и наблюдать быстро изменяющийся пейзаж. Урубамба здесь стала более полноводной и скорее напоминала бесконечный водопад, нежели горную реку. Склоны ущелья поднимались на высоту до полутора километров и были почти вертикальными. Мы опустились до высоты 2900 метров, поэтому неожиданно склоны  гор покрылись густым тропическим лесом, приобретающим в глубоком ущелье зловеще-темную окраску.

Но вот мы у цели. Идем в ближайшую гостиницу и решаем, что делать завтра. Путеводитель настоятельно рекомендовал поехать в Мачу-Пикчу первым автобусом, отходящим в 5.00 утра, чтобы увидеть руины города в лучах восходящего солнца. Поскольку обратный билет был куплен на поезд, отходящий в 4 часа дня, это была для нас наилучшая возможность. Из-за интенсивной поездки и постоянных осмотров достопримечательностей у нас не нашлось времени поесть, и мы оказались очень голодными. Хозяйка гостиницы порекомендовала нам национальный индейский ресторан на Пласа де Армас, и поскольку время было уже позднее, она позвонила своей сестре, владельцу ресторана, и попросила, чтобы нас хорошо накормили. Было уже одиннадцать часов вечера. В это время маленький город практически спал. Но хозяйка ресторана Хулия Вальдес встретила нас очень приветливо. Не понимая ничего в предлагаемом меню, мы попросили Хулию дать нам лучшее из того, что имелось в наличии — нам казалось, что мы этого заслужили. Через некоторое время нам принесли большой кусок мяса с гарниром на двоих. Мой сын Ованес очень хотел есть, но когда притронулся к пище, обнаружил, что на блюде лежала разновидность крысы или летучей мыши. Особенно его оттолкнули лапки с когтями и голова с открытым ртом. Но мясо оказалось съедобным. Я быстро выбросил голову и лапки, а остальное с большим трудом мы вынуждены были съесть. Как потом оказалось, это было самое деликатесное блюдо местных индейцев.

Ровно в 5 утра мы первыми стояли на остановке автобуса. Для того чтобы сюда попасть, нам пришлось преодолеть около 15000 километров и поэтому нельзя было лишиться ни одной минуты, предназначенной для осмотра Мачу-Пикчу.  Было еще совсем темно, когда китайский автобус поднял нас по крутому серпантину высоко в гору. Здесь, в маленькой долине, окруженной пиками гор, расположился священный город инков Мачу-Пикчу, обнаруженный европейцами лишь в начале XX века.

Солнце только поднималось из-за гор. Каменные постройки, возвышающиеся над пропастью, еле проглядывали в тумане. Вокруг была тишина, и кроме пассажиров маленького автобуса, никого не было. Интересно, что после открытия города американским археологом Бингом до 1948 года никто из европейцев эти места не посещал.

Указатель показывал направление на тропу инков. Мы решили сначала проследовать вдоль нее как можно дальше. Вначале каменные ступени подняли нас еще на сто метров, а потом тропа, извиваясь, стала идти вдоль почти отвесной стены каньона реки Урубамба. Ширина тропы не превышала одного метра, склоны  были покрыты густой тропической растительностью, и малейший неосторожный шаг мог привести к роковому падению на дно каньона с высоты более тысячи метров. Моросил дождь, поэтому тропа была скользкой, и надо было двигаться с большой осторожностью. Примерно через полтора километра тропа неожиданно прервалась, и мы оказались перед мостом инков, перекинутым вдоль отвесного скалистого склона и восполняющим разрыв тропы. Ширина моста не превышала семидесяти сантиметров, перила отсутствовали, и между досками можно было увидеть бурлящий поток Урубамбы. Мост мне напомнил памирские овринги, которые я видел в 1979 году в Афганистане, вдоль левого отвесного берега реки Пяндж. За мостом тропа круто шла вверх, и по ее внешнему виду можно было предположить, что последние несколько сотен лет по ней никто не ходил.

Мы не стали переходить через мост и возвратились обратно. Тучи рассеялись, ярко засветило солнце, и перед нами во всей красе открылся священный город инков Мачу-Пикчу. Город хорошо сохранился, исчезли только крыши домов и святилищ. Это единый архитектурный комплекс с жилыми домами, внешними укреплениями, террасами, тщательно вымощенными улицами, переходящими на подъемах и спусках в хорошо сохранившиеся бесконечные лестницы. Весь комплекс сверкал белизной и был выполнен из тщательно подогнанных каменных блоков. Улицы, ступени и площади непосредственно примыкали к стоящим рядом зданиям, подчеркивая единство урбанистического пространства.

Город расположился на краю каньона Урубамбы в небольшой седлообразной долине между тремя скалистыми пиками. В самом центре находится святилище с непонятным в настоящее время каменным изваянием причудливой формы на высоком пьедестале. Еще несколько лет назад предприимчивые кинопроизводители из Голливуда снимали здесь фильмы, используя фантастический пейзаж Мачу-Пикчу. Во время одной из таких съемок кончик каменного изваяния был отбит и, по-видимому, присвоен кем-то из артистов. После этого правительство Перу запретило проведение каких-либо киносъемок в районе Мачу-Пикчу.

Через узкие ворота по бесконечной каменной лестнице спускаемся в центральную часть города. Стараемся не пропустить ни одного дома, ни одной улицы. Поскольку инки не использовали для строительства раствор, им приходилось придумывать остроумные способы решения тех или иных проблем, возникающих при строительстве. Например, довольно интересно решалась проблема прикрепления крыши к каркасу здания. На торцевых стенах дома вдоль верхнего края с промежутком 1–1,5 метра были вставлены каменные блоки с выступающими над поверхностью стены цилиндрами высотой 20-25 сантиметров. К этим цилиндрам канатами привязывались деревянные перекрытия крыши, на которые впоследствии настилалась солома. Подобные конструкции можно было видеть на каждом доме.

Удивительно, что город хорошо сохранился. До сих пор непонятно, как и по какой причине население его покинуло.

Уже 5 часов, как мы ходим по улицам города. Нам удалось посмотреть практически все: в 2 часа садимся в автобус и едем обратно. На этот раз мы возвращаемся в Куско на поезде. Хотя вагоны выглядят новыми, сидеть в них оказалось значительно менее удобно, чем в наших электричках советского дизайна и производства.

На следующий день мы вылетели из Куско в Лиму, и еще через день были в Петербурге.  

Л.А.Петросян, профессор
Фото автора

* Окончание. Начало см. в № 5 и № 8, 2008 г.

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков