Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
книжная полка

Как вузовскому издательству
не отстать от рынка

Московская международная книжная выставка-ярмарка 2008 г. (2–6 сентября) только подтвердила ту точку зрения, что книга — особенно в своем классическом виде — теряет свое доминантное положение в качестве предмета досуга. Окончательно этой функции она, конечно, не утратит при ближайших двух–трех поколениях, но уровень интереса к книге, а также окупаемость традиционных технологий подогрева этого интереса будут снижаться. Конечно, полученная по результатам социологических опросов информация о том, что средний россиянин сейчас читает книги не более 5-10 мин. в день — преувеличение, но даже это преувеличение настораживает.

Р.В.Светлов

Р.В.Светлов

Чтобы хотя бы сохранить status quo, ведущие игроки рынка прибегают к различным новшествам. Три года назад крупные издательства объявили о смене стратегии «продвижения» книг. Отныне будет рекламироваться не бренд издательства (серии), а автор («фронтмэн»). Последние выставочные мероприятия в Петербурге и Москве показали, что серьезные и даже просто популярные авторы при таком подходе проиграли публичным фигурам. Потребителю для прямого общения оказался нужен не человек, просиживающий неделями в кабинете за компьютером, а узнаваемый «фронтмэн». Дмитрий Быков в своей статье в «Известиях» за 4.09.08 четко подметил, что наибольшим интересом для издателей стали пользоваться публичные авторы — журналисты, телеведущие, шеф-повары, персонажи из интернет-реальности. Ценным стало то, что мелькает перед глазами, а незнакомое почти приравнено к несуществующему (следовательно, неважному). Резко вырос интерес и к изданиям об «узнаваемых» людях — политиках, артистах. Идет качественно новый виток рекламных кампаний, они приобретают новый формат и становятся еще более затратными. Прекрасным примером может стать недавно появившаяся на телевидении реклама с участием Пауло Коэльо. Даже классическая литература продвигается на рынок по этому же принципу — в первую очередь общеизвестное из школьной программы.

В связи с этим литература другого формата постепенно вытесняется в иные ниши. Возможно, — как и в случае с гуманитарной научной литературой, — ей «грозит» клубная торговля, то есть через специализированные магазины, спецотделы «продвинутых» сетевиков. Интернет-ресурсы обладают необходимой компетенцией, ибо чаще всего там работают опытные люди, в последние десятилетия связанные с книжным делом. К тому же надо иметь в виду, что на массовые тиражи сейчас оказывает огромное воздействие система продаж через крупные книжные сети и дома. Цена книг, изданных тиражом 10 000 экз., в сетевых магазинах порой приближается к цене книг, изданных тиражом 1000 экз. и стоящих в «клубных» местах. Таким образом, малотиражная литература обладает неплохой капитализацией и, как это ни странно, финансовой перспективой.

Рынок будет совершенно новым, когда вдобавок к аудиокниге придут действительно качественные варианты «электронной бумаги». Нужно быть готовым к тому, что через несколько лет число пользователей «оцифрованной» литературой, более приемлемой для глаза, чем нынешние компьютерные варианты, вырастет еще на 30%. Любопытно, что на недавней Московской международной книжной ярмарке количество мультимедийных изданий и специализированных стендов, посвященных подобным проектам, сократилось по сравнению с прошлым годом, а количество аудиоизданий осталось примерно прежним. Формат цифровой книги меняется, меняется и ее носитель. Компакт-диск уходит в прошлое, и рынок ждет результатов перемен.

Совершенно очевидно, что книжный рынок (в классическом его виде) в России бурными темпами расти не будет, даже при включении механизмов поддержки со стороны государства. Он может только диверсифицироваться или перераспределяться внутри себя. «Вольных стрелков» практически не осталось, а появление новых проектов — в основном вокруг вузов, учреждений академической науки, госучреждений, финансовых структур — будет иметь либо прагматический, либо имиджевый характер.

Как себя вести в этой ситуации вузовскому издательству? Издательство Санкт-Петербургского университета находится в выигрышной позиции. Превосходя по количеству изданий любое другое вузовское издательство России (и уступая лишь холдингу «Наука» по номенклатуре выпускаемой литературы), мы объективно занимаем важную часть рынка научной и учебной книги. Благодаря наличию четырех основных составляющих книжной индустрии: собственно издательства, типографии, розничной сети и отдела оптовых продаж, Издательство СПбГУ может оперативно и гибко реагировать на меняющуюся на книжном рынке ситуацию. Уже наработаны технологии дистрибуции книг в условиях «клубной торговли», терять которые нельзя.

Отметим, что на Московской международной ярмарке было не слишком много отечественных издательств, специализирующихся не только на учебной, но и на научной литературе. Зато все более широко представлены западные издательства, занятые именно в этой нише рынка, выставлявшие как иноязычную, так и русскоязычную литературу. Из этого не следует, что отечественные научные издательства уходят в небытие (хотя многие из них, определявшие лицо научного рынка в 1990-е — начале 2000-х годов, находятся в кризисе или растворились в составе гигантов книжного дела, утеряв полностью оригинальную стратегию). Однако приезд на выставку, оплата стенда для них оказались слишком накладным делом. Сложившаяся ситуация показывает, что уровень экономической состоятельности подобных структур невысок, и их экономика имеет преимущественно дотационный характер. Отсюда следует, что при определенных условиях возможна экспансия в сферу вузовского книжного рынка.

Одним из направлений подобной экспансии может стать стратегия издания учебников нового типа. С одной стороны, рынок вузовских учебников ныне не просто заполнен, а переполнен. С другой стороны, появляются новые дисциплины, а главное, в связи с переходом на двухуровневое образование и реалиями Болонского процесса начинается реформирование модели учебника, внедрение в учебный процесс «блокового» принципа, бoльшая ориентация на практическое применение полученных навыков. Важно не упустить момент, сформировав стратегию подготовки таких трудов в нашем Университете; уверен, что в ближайшем будущем они окажутся востребованы образовательной средой и, как результат, рынком.

В завершение хотелось бы поздравить Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Подготовленные и изданные Высшей школой менеджмента учебные пособия: Баркан Д.И. «Управление продажами»; Гаврилова Т.А., Муромцев Д.И. «Интеллектуальные технологии в менеджменте»; Андреева А.Н., Богомолова Л.Н. «Маркетинг роскоши» — были награждены дипломом победителя в конкурсе «Университетская книга-2008».  

Р.В.Светлов,
директор Издательства СПбГУ
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков