Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008

Сиреневые, зеленые и желтые люди строят свои города

Претендентом на соискание стипендии Благотворительного фонда Владимира Потанина может стать любой студент дневного отделения, сдавший две последние сессии на «отлично». Одна из ступеней общероссийского конкурса прошла 15–17 сентября в СПбГУ. Отбор проходил два дня. Тест на интеллект и эрудицию отсеивал небольшую часть желающих, во время ролевых игр второго дня выявлялись организаторские качества, умение общаться, мгновенно реагировать на поставленную задачу.

Люди строят город

Люди строят город

Часам к девяти вечера первого дня результаты теста были вывешены на сайте Университета. Во второй день на входе каждый студент получал майку определенного цвета, «цвет» студента определялся на этапе тестового отбора. Каждый, кто набрал баллы, вступал в определенный город. Оранжевый цвет майки соответствовал туристическому центру (тест выявил у этих студентов лингвистические способности), сиреневый — культурному (эрудиты), желтый — студентам с креативным и образным мышлением (они стали изобретателями), а зеленый — для людей логичных, наукоградцев (они назвали себя гинзбургцами). Кстати, именно «зеленый» участник, на презентации команды обосновавший выбор  названия тем, что самый долгоживущий ученый современности — Виталий Лазаревич Гинзбург, стал по итогам соревнований стипендиатом.

Номер на футболке должен был соответствовать номеру наклейки, которая была вложена в выдаваемый участникам вместе с ручкой блокнот, а на наклейке-бейдже крупно было написано имя участника, чтобы к нему мог обратиться любой желающий. За то время, пока 100 человек (а они были разделены на два потока для удобства проведения игр) получали вышеперечисленное, я успела поговорить с представителем Благотворительного фонда Владимира Потанина менеджером Стипендиальной программы Алексеем КУКОЛЕВЫМ:

— Право участия имеют 67 государственных вузов России, 1330 студентов которых становятся стипендиатами. Будет ли тот или иной вуз принимать участие, определяется рейтингом, который составляется по количеству набранных баллов: по результатам ролевой игры, успехам команды, представлявшей учебное заведение на сборах (в прошлом году были деловые игры, в этом — зимние и летние школы) и итогам конкурса грантов для молодых преподавателей, — рассказал Алексей. — Вузы, набравшие по итогам года меньшее количество баллов, выбывают, на их место вступают новые (например, в этом году впервые участвует Биробиджан). Наша главная цель — дать студентам толчок к развитию. Бывают случаи, когда многократный победитель теряет возможность очередного участия в конкурсе. Например, в прошлом году двукратная стипендиатка в течение года получила четверку, мы могли ее принять только в качестве волонтера, на что она с удовольствием согласилась — волонтер смотрит со стороны, понимает, как оценивают, и это тоже здорово помогает в дальнейшем.

Каждая команда должна была себя презентовать, придумать слоган, которым ее будут приветствовать приходящие в гости команды. Участнику выдавался маршрутный лист, в котором заранее было расписано, кто в какую аудиторию пойдет после каждого задания, как будет работать на свой город-сообщество и зарабатывать баллы. Каждый год командой профессиональных тренеров-психологов составляется оригинальная программа конкурсного отбора стипендиатов. В третий раз право разработки программы выиграла команда Центра интенсивных технологий обучения (ЦИТО, город Москва).

— Главное требование к программе — ее новизна, чтобы ни у кого из участников не было преимущества перед другими. Однако критерии отбора из года в год сохраняются — интеллект, эрудиция, умение работать в команде, нацеленность на результат, креативность, образность мышления. Этот год посвящен городам, мы ставили своей целью донести до людей идею, что город — это не только постройки, архитектура, местность, а это, в первую очередь, люди, создающие его, — говорит гендиректор ЦИТО Артем ТИХОНОВ.

Первая половина игрового дня разделена на четыре задания: «Иностранец», «Детектив», «Парусник» и «Культурный город». Каждое задание проводит команда инструкторов из 6-7 человек. Например, «Иностранца» проводил «оранжевый» туристический центр, а участники остальных трех команд были у них в гостях. Происходило все так: одному из «гостей» завязывают глаза, а его товарищи на языке шифров указывают дорогу до маркера, скотча или блокнота, лежащих на беспорядочно расставленных стульях. Задание выполняется всеми одновременно, поэтому при указании дороги нужно выделяться, например, тембром голоса. «Желтый гость» от команды «изобретателей» пришел первым, но, нарушив правила, лишился баллов команды-победительницы. Это было первое, проверочное задание, после которого студенты даже посерьезнели.

Все задания проходили буквально мгновенно, их разъяснение и организация занимали гораздо большее время, и в итоге часы просто летели. Но что удивительно: хотя не все сразу схватывали правила новой игры, при выполнении задания команда делала то, что изначально было задумано организаторами. За каждым заданием наблюдал специалист из ЦИТО и группа инструкторов из студентов-участников, которые выделяли, на их взгляд, наиболее достойных и по окончании вручали колечки-фишки, а психолог оставлял свое мнение для конца дня — к подведению итогов.

Когда во второй половине дня все команды посредством пластиковых стаканчиков, трубочек и бумаги практиковались в искусстве архитектуры, главной их задачей было сделать свой «город» столицей игрового государства. А одной из главных задач организаторов было не только дать возможность студентам проявить себя, но и познакомить людей с разных факультетов. Позже, когда отобранная по результатам дополнительного конкурса команда самых активных от Университета отправится на зимнюю школу в Москву, знакомиться между собой будут уже студенты со всей России. В школах студенты будут работать над проектами «светлого будущего»: как сделать жизнь лучше, о студенческом самоуправлении, научных обществах. Встречаясь на таком уровне, студенты имеют уникальную возможность найти единомышленников, создать и реализовать свои проекты.  

Ксения Капитоненко
Фото Николая Соколова, Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков