Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
бытие определяет

Наше Черное море:
от «Горизонта» до горизонта

Находясь в административном здании или столовой, еще можно ошибиться. Да, жарко — 32–34 градуса в тени, но такие солнечные дни бывают и в Ленобласти. Когда идешь по широкой платановой аллее, уже ощущаешь влажность и особые запахи, особенно когда порыв ветра навстречу. А когда выходишь на набережную, тут уж никаких сомнений. Вот же оно, море! «Самое синее в мире Черное море мое…» Отсюда — и до горизонта, широкой дугой. Море, оно общее, для всех, а пляж наш, пансионатовский.

В этом году Университет для своих сотрудников проложил путь к теплому южному морю. Больше сотни универсантов отдохнули летом и ранней осенью в пансионате «Горизонт» (всего было семь заездов — с 7 июля по 21 сентября). Пансионат расположился в селе Ольгинка Краснодарского края, в уютной бухте Ольгинская — примерно в получасе езды от Туапсе. Отдохнули универсанты бесплатно (траты были только на проезд от Петербурга до Ольгинки и обратно, да еще на развлечения, экскурсии, лакомства, сувениры).

Для того чтобы увидеть, как живут и здравствуют наши коллеги из СПбГУ на черноморском побережье Кавказа, мы посетили «Горизонт» в роли корреспондентов. Но командировки для этого выписывать не пришлось — во время отпуска мы отдыхали километрах в десяти от Ольгинки: в соседней бухте.

Где жить

— Вы знаете, мне здесь всё нравится! И ласковое море, и экскурсии по горам, и пляж, — восхищается здешними условиями Елена Шабашова, старший лаборант Математико-механического факультета. — Я планировала отдохнуть на море, и с радостью воплощаю эти планы — отдыхаю на всю катушку…

Ее соседка по номеру — программист матмеха Ольга Сизова — с удовольствием рассказывает о кавказской экзотике: таинственных пещерах, многоярусных водопадах, песнях и танцах шапсугов (горцев Адыгеи), ледниках и альпийских лугах:

— Вот только жаль, что на экскурсиях мало возможностей прогуляться по тем же горам. Везде возят — даже там, где можно было бы пешком пройти.

Ольга с Еленой живут в двухместном номере с балконом. Номер с удобствами — санузел и душ, кроме того, холодильник, телевизор и кондиционер. То есть всё, что необходимо для комфортного отдыха на юге.

— Для отдыхающих из Петербургского университета мы выбрали лучшие номера, — сообщила Ираида Васильевна Керн, старший менеджер пансионата. — По сравнению с другими черноморскими здравницами, условия у нас приличные. И мнение универсантов (мы же тоже с ними общаемся) в целом благоприятное. Уезжают от нас они здоровые, отдохнувшие — из прозрачно-белых становятся загорелыми. Некоторые расспрашивают, как попасть сюда снова…

Математикам в эту смену повезло с поселением больше, чем философам. В трехместном номере, где живет семья Пронякиных, кондиционера и балкона нет.

— А форточка, посмотрите, открывается только одна, вторая заклеена почему-то, — показывает нам Анжела Анатольевна Пронякина, методист Философского факультета.

Старший администратор Елена Ованесовна Голивкина, которая заведует жилыми корпусами, тут же пообещала прислать плотника и открыть, наконец, форточку…

Как мы выяснили, побродив по корпусам, номера здесь разного уровня комфортности — даже среди тех лучших, которые были выделены Университету. Душ, санузел и холодильник — в каждом номере. Если уровень повыше — добавляется телевизор, еще выше — кондиционер (сплит-система), и даже система автономного подогрева воды. По стоимости жилье разное, но для универсантов любой номер нынче был бесплатный (в качестве эксперимента в первый год).

Здания в пансионате не новые, их строили лет тридцать назад. Снаружи напоминают хрущевские панельные пятиэтажки, которых много и в Петербурге. Пять жилых корпусов (173 номера) раньше стояли автономно, а недавно их соединили переходами. Вдоль зданий по всем этажам тянутся балконы, вокруг много зелени, высокие деревья.

На этот «необыкновенный островок природы» обратила наше внимание Елена Константиновна Иванова, старший преподаватель кафедры иранской филологии Восточного факультета. С балкона своего номера она показывала нам яркие цветники, видные издалека, и центральную платановую аллею:

— Там всегда тень, даже в сильную жару. Для пансионата выбрано очень удачное место, здесь всем нравится.

Территория пансионата большая (4,6 гектара), и если взглянуть на него с верхней точки, с окрестных гор, то увидишь крыши зданий в лесопарке. Этим «Горизонт» существенно отличается от других южных здравниц, ютящихся на пятачках выжженной солнцем земли.

— База отдыха «Горизонт» открылась в 1980 году. Мы пришли сюда пять лет назад, и все предыдущие годы, при прежних хозяевах, база только эксплуатировалась, — рассказывает директор пансионата «Горизонт» Иван Иванович Божко. — Свою задачу я видел прежде всего в том, чтобы восстановить все, что работоспособно, и поддерживать территорию и помещения в рабочем состоянии, чтобы люди могли спокойно отдыхать. А теперь, как я понимаю, у руководства Университета серьезные намерения (очень оперативно были подготовлены все документы о передаче собственности), и можно строить долгосрочные планы.

Чем питаться

В столовой пансионата «Горизонт», как нам рассказали отдыхающие, кормят по-домашнему. Здесь завтракают, обедают и ужинают не только свои, но и «пришлые». Например, приходят из гостиницы «Босфор», расположенной по соседству, и покупают курсовки на питание. Потому что здесь кормят вкусно и дешево. Столовая рассчитана на 550 человек, два больших зала. Потолок, как нам показалось, низковат, пространство ограничено, и три кондиционера не справляются с душным летним воздухом, не могут освежить разгоряченных посетителей.

В книге отзывов — много записей отдыхающих из Воронежа, Армавира, Таганрога, Брянска, Москвы, Долгопрудного и других городов России. И конечно, из Петербурга. «Профессионализм и доброжелательность сотрудников — главные отличительные особенности пребывания в пансионате», — так сформулировали свои впечатления математики Петербургского университета Т.К.Виноградова и Ю.Ю.Пупышева. В их записи от 3 августа нашли мы и слова благодарности, адресованные работникам столовой — «удивительной Галине Алексеевне и всегда доброжелательной Надежде Степановне».

— Холодильное оборудование мы недавно заменили, складское — тоже современное. А все остальное, к сожалению, уже устарело, давно пора менять. Но для этого нужны дополнительные вложения, — резонно считает Надежда Степановна Железняк, заведующая производством столовой. Она опытный работник, в общественном питании работает уже 30 лет. Два года назад Иван Иванович Божко переманил ее сюда из дома отдыха «Кубань».

А о качестве здешнего питания мы не только слушали восторженные отзывы, но и расспросили специалиста, который как раз в это время отдыхал здесь. Николай Павлович Ерофеев, профессор Медицинского факультета СПбГУ, оценил обеды и ужины с точки зрения физиологии:

— Народ приезжает сюда из разных регионов. И когда я вижу, как на пляже раскормленные женщины и мужчины поглощают суррогатную еду в неограниченных количествах, я просто в ужас прихожу!.. Хорошо, что в столовой питание сбалансированное, достаточно разнообразное. Кубанская кухня, борщи, витаминный стол — все это привлекает. Мне, правда, не хватает рыбы, которую я очень люблю, а здесь подают только филе из морского языка. Но зато регулярно дают фрукты, овощи, разные салаты, и клетчатка в виде зелени обеспечивает хорошую работу кишечника.

Николай Павлович не раз отдыхал на Черноморском побережье Кавказа и считает, что по сравнению с Геленджиком или Джугбой (где летом обосновывается большая часть петербуржцев) Ольгинка имеет преимущества: место тихое, спокойное, и вода в бухте чистейшая. Иван Иванович Божко объяснил этот эффект: здесь широкая полоса мелководья, поэтому грязь, поднимаемая со дна моря во время штормов, не доходит до берега. И Ольгинская бухта по праву считается одним из самых чистых мест на побережье.

Как отдыхать

Мы идем в сторону пляжа по центральной аллее. Директор «Горизонта» удивил, сообщив, что под нашими ногами — подземное озеро! И после дождя вся дорога тут раньше была сплошной лужей. Поэтому и посадили аллею платанов — они, как огромные насосы, оттягивают лишнюю влагу.

Слева, вдоль аллеи, — баскетбольная площадка, теннисный корт, поле для мини-футбола, детская площадка, летний широкоформатный кинотеатр — сейчас всё это пустует, на территории можно заметить лишь редкие фигуры отдыхающих. В жару все спасаются у моря. Но попозже, к вечеру, здесь появятся и баскетболисты, и теннисисты, и малыши с мамами.

Некоторые молодые отдыхающие по-настоящему «раскочегариваются» лишь к ночи, на дискотеке. И поэтому пожилые сетуют на шум — как формулируют некоторые профессора — «развлекательных объектов». И предлагают призвать молодежь к порядку. Но эти разногласия не перерастают в конфликт поколений, поскольку к 23.00 дискотека заканчивается. А в другие вечера и стар, и мал спешат в летний кинотеатр, чтобы познакомиться с новинками кинопроката — недавно, к примеру, смотрели фильм «Особо опасен».

— По сравнению с «Буревестником» (это другой пансионат под Туапсе, который когда-то был университетским) здесь, конечно, лучше, — считает Дмитрий Игоревич Пронякин, доцент Факультета философии и политологии. — Там, чтобы дойти до пляжа, нужно было спускаться с крутой горы, а после купания взбираться по длинной лестнице… А здесь идешь уютной тенистой аллеей, под сенью платанов. Но народу на пляже — не протолкнешься! И большинство — чужие, не из «Горизонта». Их просто не надо туда пускать, как это делают в соседнем пансионате «Гамма».

Иван Иванович Божко объясняет, что ограничить доступ посторонних на свои пляжи директора баз отдыха пытались, и не раз. Но, к сожалению, такие меры противозаконны. Пляж не принадлежит пансионату, его на лето сдают в аренду, а вообще-то это муниципальная собственность — и он должен быть доступен для всех. Любая комиссия приезжает — и дает распоряжение: убрать пропускной пункт (например, тот, который установила «Гамма»)…

Некоторые, самые опытные отдыхающие к морю приходят еще до завтрака, когда солнышко только-только встает из-за гор. Море теплое, изнуряющей жары нет, и на пляже хозяйничают лишь чайки… А наши знакомые математики Ольга Сизова и Елена Шабашова нашли другой выход из положения: они ходят к морю после обеда, когда народу на пляже меньше всего. В это время отдыхающие распластаны в номерах и дремлют под шум кондиционеров и телевизоров или читают очередной роман в тенистом уголке парка. А уже после пяти тянутся на пляж.

Ну, вот, наконец, и море! Оно встретило нас разноголосым шумом, разноцветными купальниками и телами разной степени загорелости. Пляж не песчаный, а крупногалечный — вначале чуть спотыкаешься, но быстро привыкаешь. Высокую (метра три) набережную построили всего пару лет назад для того, чтобы в шторм не заливало территорию пансионата (бывало и такое, что морская вода стояла даже в корпусах, за сотню метров от берега…). Поэтому со стороны моря бетонная стена вогнутая — для отбоя волны.

Помнится, знакомый университетский профессор рассказывал о своем июньском отдыхе на Крите. О том, как он, окунувшись в Средиземное море, тут же, на пляже, смывал морскую соль под душем и только после этого шел в отель. Или обсыхал под навесом на лежаке… Но наше Черное море — не чета их Средиземному. Народ тут загорает, лежа на надувных матрацах, ковриках или полотенцах. Лежаков и навесов мало, душей тоже мы здесь не обнаружили. Директор «Горизонта» объясняет это тем, что за рубежом пляжи — собственность прибрежных отелей, а у нас пляж не принадлежит пансионату, его сдают в аренду только на лето. И поэтому никаких построек здесь, увы, не возведешь…

— Прекрасный пляж, чистая вода, и экология, видимо, хорошая, даже рыбки плавают, — делится своими впечатлениями Елена Константиновна Иванова, преподаватель Восточного факультета. — Но из-за скопления народа на пляже собираются горы мусора. Уборку, конечно, проводят систематически, но хотелось бы, чтобы убирали чаще…

Что делать

Наше общее впечатление от краткого визита в пансионат «Горизонт»: отдыхать на Черном море универсантам нравится. Говоря официальным языком, условия проживания, питания и организации досуга для большинства вполне приемлемые. Ведь пансионат — это не отель, даже трехзвездочный…

— Старые здания, старые коммуникации (вода, канализация), устаревшее оборудование. Многие годы деньги отпускались только на текущий ремонт, ни о какой модернизации и речи не было, — описывает ситуацию Иван Иванович Божко, директор пансионата.

— А если немного помечтать и «раздвинуть горизонты»? Что бы Вы изменили в пансионате?

— Пансионат можно сделать круглогодичным — причем не только для отдыха, но и для учебного процесса. Можно проводить здесь выездные курсы, семинары, конференции (и зарабатывать на них). Но для этого надо постепенно, не в один год, реконструировать жилые здания, сделать их современными или построить новые. Построить учебный корпус — не только для студентов, но и для сторонних «курсантов». А для организации досуга отдыхающих и обучающихся необходимы спортзал, тренажерный зал, внесезонный плавательный бассейн, сауна, спортплощадки. Это только самое первое, что приходит в голову… Буду готовить доклад руководству Университета, где изложу свои предложения.

Если исходить из тех условий, которые сложились в «Горизонте» к лету 2008 года, и не предъявлять излишних претензий, то все нормально. Но это только в условиях «пилотного» заезда нынешним летом. А когда универсанты будут платить за свой отдых, то они, возможно, посмотрят иными глазами. Будут сравнивать этот пансионат по критериям «цена-качество» с другими. И делать выбор…  

Евгений Голубев, Маргарита Горская
Фото авторов

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков