Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
от теории к практике

«А какие там растительные сообщества!..»,
или Багаж впечатлений

На каждой кафедре формально практики делятся на специальную учебную после второго, производственную — после третьего и преддипломную — после четвертого курсов. Учеба географов начинается с октября. И, соответственно, многие еще в отпусках-каникулах… На практике, как известно, подтверждается теория. Чему учатся и какие остаются впечатления о полевой практике у студентов Факультета географии и геоэкологии СПбГУ, рассказали сами студенты и их преподаватели.

Геоэкологи

Рассказывает доцент кафедры геоэкологии и природопользования Екатерина Юрьевна ЕЛСУКОВА, одна из первых выпускниц кафедры, открывшейся в 1989 году:

— На кафедре ведется подготовка студентов по специальностям «Геоэкология», «Природопользование» и направлению «Экология и природопользование». В процессе подготовки по данным специальностям практике отводится значительное место. Специальная учебная практика студентов кафедры геоэкологии и природопользования называется «Полевые экологические исследования», проходит после второго курса и включает следующие этапы: экологическое почвоведение; геоэкологическая оценка нарушенных территорий с применением методов биоиндикации; ландшафтно-экологическое картографирование; экология водных экосистем; полевые геоэкологические исследования и оценка состояния подземных вод.

Практика включает разделы, посвященные разным компонентам природно-территориальных комплексов (ПТК): подземным и поверхностным водам, почвам, растительности. Во время практики изучаются ПТК, расположенные в разных природных зонах, подверженные антропогенной нагрузке различной интенсивности.

Во время практики проводятся экскурсии на промышленные предприятия, особое внимание уделяется охране окружающей среды на предприятии. Важной составляющей практики являются лабораторные исследования. Во время проведения практик разворачиваются полевые лаборатории.

Усилиями сотрудников кафедры, во главе с заведующим кафедрой профессором В.Н.Мовчаном налажены контакты с предприятиями и организациями в разных регионах страны, с некоторыми из них заключены договора о сотрудничестве. В их числе заказник Ламмен-Суо в Ленинградской области; Государственный природный заповедник «Костомукшский» в Карелии; Полярно-альпийский ботанический сад-институт (ПАБСИ) КНЦ РАН им. Н.А. Аврорина в Кировске; ОАО «Кольская горно-металлургическая компания»; Сибайский институт Башкирского государственного университета; Государственный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Изборск» в Псковской области; предприятия Петербурга. Для студентов, которые будут обучаться по международной российско-норвежской программе в магистратуре кафедры, запланирована практика на базе Университета г. Ставангер (Норвегия), ОАО «Газпром», а также других российских и норвежских организаций.

Студентка Марта Величарова так вспоминает о Хибинах:

— Хибины — горы, покрытые снегом и сверкающие на солнце! Просыпаешься утром, выходишь из домика, и — куда ни посмотри — тебя окружают горы с цирками, заполненными снегом. А как интересно было изучать растительные сообщества на склонах гор! Такого большого видового разнообразия мхов и лишайников я еще не наблюдала.

О биосферном природном заповеднике «Костомукшский» рассказывает студент 4 курса Антон Зубов:

— Заповедник расположен в погранзоне всего в нескольких километрах от Финляндии. От контрольно-пропускного пункта до базы часть людей, вещи и оборудование везут на машине по грунтовой дороге вдоль колючей проволоки и контрольно-следовой полосы. Вторая часть людей идет пешком — примерно 8 км. Идти пешком интереснее. Пока идешь, слушаешь рассказ директора заповедника об истории этих мест, правилах поведения при встрече с дикими животными и о многом другом.

База практикантов — это бывшая погранзастава. В одноэтажном «офицерском» доме живут студенты, в бане — преподаватели, под навесом разводят костер, приготовленную на нем пищу все вместе съедают за большим столом.

Для второкурсников это, скорее, ознакомительная практика, студенты старших курсов приезжают продолжать свои исследования либо в помощь преподавателям.

Вечер первого дня обычно посвящен организационным вопросам: кто в какой бригаде и за что отвечает. Полуостров заповедника протяженностью 5 км разделен с севера на юг тропинкой. Заблудиться новичку будет сложно — с запада, севера и юга полуостров окружен водами озера Каменное, на востоке проходят контрольно-следовая полоса и грунтовая дорога.

Для всех, кроме дежурных, подъем в 8 утра. Полевые работы заключаются в разметке маршрутов, описании территории, например, площадки соснового леса 20 на 20 метров, отбираются пробы почвы, хвои и коры сосны, собираются в гербарий виды, которые не смогли определить на месте. Ведется полевой дневник. Каждая бригада имеет карту, компас, GPS-приемник. Решение об обеде принимается самостоятельно, так же как и решение о возвращении на базу. После возвращения ужин, вечернее собрание и отбой. Правда, его как такового нет. Главное, чтобы те, кто не спит, не мешали остальным. Еще одним обязательным правилом практики является «сухой закон», нарушение которого карается исключением.

Старшекурсники продолжают ранее начатые исследования, в основном это взятие проб почв и растений. Одним из увлекательнейших этапов этой работы является отбор проб на мысах полуострова, на которые студентов доставляют на лодке. По дороге на юг полуострова, к самым дальним точкам, лодка причаливает в каждом необходимом для нас месте и там производится отбор проб. Таким образом, дорога до крайней точки занимает несколько часов. В этом году в состав участников поездки вошли работник заповедника, три девушки и я. Добравшись благополучно до самой крайней точки и выполнив весь объем работ, на обратном пути мы наскочили на каменную отмель в центре озера и сломали мотор. В итоге 5 километров обратно мы прошли на веслах. Это было достаточно трудно, так как сильный ветер и волна постоянно мешали. Мы гребли, сменяя друг друга. Сначала мужчины, потом женщины. Так не спеша за два часа мы добрались до базы. Зато не замерзли.

Практика проходила в начале июня, и в Карелии мы застали позднюю весну. С одной стороны, из-за низких температур воздуха было некомфортно, да и в озере с ледяной водой особо не искупаться. Зато не было никаких насекомых, которые доставляли нам массу неприятностей в прошлом году.

В свободное время основным развлечением была рыбалка на понтонном мосту. Проблем с рыбой не было. Мы варили уху, коптили и жарили рыбу. Голодным уж точно никто не был. Многие девушки нелегко переносили отсутствие душа, но эта проблема решалась согреванием воды на костре.

В последний день всех вывезли на Костомукшский горно-обогатительный комбинат «Карельский окатыш». Показали карьер, в котором добывают руду, цеха, где ее перерабатывают, и цех, где ремонтируют огромные машины, которые эту руду перевозят.

Океанологи

Ученый секретарь кафедры океанологии Андрей Рубченя рассказал, с какими проблемами они сталкиваются при проведении практик:

— Тяжело справляться с формальным подходом Учебно-методического управления, которое в марте составляет приказы о проходящих летом практиках. Море-то капризно. В результате, из-за сместившегося графика студентам отказываются оплачивать проезд. Пятидесятирублевые суточные студентов не отпугивают, ведь чаще всего на судно они оформляются как сотрудники и внакладе не остаются, а вот преподаватели, сопровождающие специальную учебную практику второго курса, вынуждены 30-40 дней работать за 150 рублей суточных. Устаревшая приборная база тоже, в принципе, не такая уж и проблема. Толковый студент, попав на судно, быстро во всем разберется, но сложившееся положение говорит об отношении государства к образованию: мы вынуждены обучать «вчерашнему дню».

Первая моя практика — Белое море, остров Средний, такая же, как и сейчас у студентов после второго курса. Только тогда приборов у нас было ещё меньше, и работали они ещё хуже. Основное впечатление — ледяная вода на глубине и отрицательные температуры у дна (зимняя вода). И если придонные температуры видно только на приборе, то просто холодная вода — уже в паре метров от поверхности: чуть нырнёшь, и там уже +10С, что совсем не жарко. И, конечно, приливы — они там не очень большие, до 2 метров, но в Петербурге-то и таких нет.

Первый настоящий рейс — военное гидрографическое судно на Балтике. Предполагалось, что рейс займет около месяца, шли летом: Петербург-Клайпеда-Стокгольм-Хельсинки. Когда я только получил ключ от каюты, корабль стоял у причала, и машины не работали, поэтому освещение было только аварийное — это такие тусклые красные лампочки, которые ничего не освещают. В итоге, не успев войти в каюту, я крепко приложился лбом о переборку — двери-то не как в кабинетах, а небольшие: снизу — высокий порог-переборка, сверху — тоже. В итоге мало того что освещения не было, так ещё и в глазах потемнело и в ушах зазвенело. Кое-как расположившись и немного придя в себя, решил, что жить можно. Это было моё первое знакомство с кораблём.

Море же впечатляет всех — выходишь на верхнюю палубу, и кругом — такой простор! Всюду, до горизонта, вода и ничего больше! Хотя в некоторых районах Балтики море кишит кораблями — они двигаются как бы по «шоссе», и если ты около «перекрёстка», то кругом — масса кораблей.

Рейс тот пошёл не по плану — в результате козней наших прибалтийских соседей нам не дали пополнить запасы воды в Клайпеде, ссылаясь на то, что корабль военный (хотя военными там были только капитан и два помощника). В итоге мы остались без воды и, частично, без еды. Следующий заход был только в Стокгольм. Лето стояло жаркое, и вода тонкой струйкой в раковине по 2 часа в день казалась радостью. Особенно тяжело было барышням. Однако наградой был Стокгольм, весь в цветах (у нас тогда такого не было) и чем-то похожий на Петербург. С тех пор Стокгольм — мой любимый город, хотя уже довелось повидать Европу.

Потом я работал на Шпицбергене и был в рейсе вокруг него, там очень интересный с океанографической точки зрения район, было очень познавательно, и виды — просто фантастические! Фьорды, горы, море — на всё смотришь с воды, впечатления незабываемые. Природа очень суровая, ни кустика, не говоря уже о деревьях. И — полярный день летом. Зато потом — кромешная темень в ноябре-декабре: за всё надо платить. Шпицберген до сих пор манит, но, к сожалению, далековато, и с тех пор ни разу там не был.

О самой яркой практике, повлиявшей на выбор темы дипломной работы о водных массах Баренцева моря, рассказывает аспирант Артем Николаев:

— Это был мой первый настоящий рейс на научно-исследовательском судне Мурманского морского биологического института КНЦ (Кольский научный центр) РАН «Дальние Зеленцы» в качестве лаборанта-исследователя. Безусловно, впечатлений было «море»! Одной из задач экспедиции было достижение архипелага Земля Франца-Иосифа.

Баренцево море очень сурово, погодные условия далеко не всегда благоприятны, много штормов. Как оно нас «примет»? Эти мысли вызывали чувство тревоги. Но вскоре началась работа на гидрологических станциях, и это чувство ушло, все поглотила работа, которой было очень много. Много станций, времени на сон мало, конечно, накапливалась и усталость, но все это меркло по сравнению с красотой моря, закатами, рассветами и доброжелательной обстановкой в среде более опытных коллег. Но полярный день сыграл со многими злую шутку. Солнце не садилось вовсе, оно лишь доходило до самого края горизонта и поднималось вновь. Таким образом, день у нас был все 24 часа! Было очень тяжело, организм требовал ночь, а её не было. Потерялось чувство времени, некоторые спали на ходу, в том числе и я. Бороться со сном приходилось большим количеством кофе.

Но и эти переживания и впечатления померкли в тот момент, когда мы достигли берегов архипелага Земля Франца-Иосифа. Непередаваемые ощущения восторга от красоты девственной природы. Прямо из моря поднимались снежные шапки с чистейшим снегом, который ослепляюще блестел на солнце. В маленьких бухтах не было никакого волнения, безмолвное спокойствие и умиротворенность, во всем виделись красота и неповторимость. Вода чистейшая и очень холодная, температура её была ниже нуля, в воздухе — 4 градуса, и это в конце августа! Мы зашли в бухту Тихая на острове Гукера. На этом острове находится старая биологическая база, давно уже заброшенная. На берегу стояли старые обветшалые дома. Начальник нашей экспедиции и ещё два исследователя высадились на остров для водружения флага Мурманского морского биологического института на одном из строений. И это событие также вызвало у меня бурю эмоций. Я подумал, что через многие десятки лет наша наука и исследователи медленно, но верно возвращаются на свои позиции даже в таких далеких северных регионах. И я очень горд, что смог внести и свою скромную лепту в это.

Затем был путь домой, но все уже работали на эмоциональном подъеме. Я очень благодарен Мурманскому морскому биологическому институту за приобретенный бесценный опыт и целый багаж впечатлений.

Евгения Алексеева, студентка 4 курса, производственную практику в этом году проходила в Тихоокеанском океанологическом институте имени В.И.Ильичева ДВО РАН во Владивостоке, участвовала в работах по изучению гидролого-гидрохимического состояния Амурского залива Японского моря:

— Моя задача заключалась в выполнении химических анализов и участии в отборе проб и измерений: склянки, реактивы — жуть как интересно! С самого начала очень тепло встретили, во время работ все подробно объясняли, показывали и рассказывали, отвечали на все мои вопросы. Начальник лаборатории познакомил меня с интересными людьми, океанологами и гидрохимиками. Вообще, студентам из СПбГУ во Владивостоке рады и всегда их ждут, да и условия для прохождения практики там хорошие, причем как по физической океанологии, так и по гидрохимии и гидробиологии — можно выбирать. Но приезжают немногие, так как такая практика требует больших материальных затрат на перелет и проживание.

Будучи наслышана о красоте природы Приморского края, я использовала любую возможность выехать за город. Удалось съездить в конный поход под Находку. Очень красивые бухты и чистое море. Была в южном приморье. Съездила в Китай (не удержалась, очень уж он был близко). Впечатления отличные. Поразил Владивосток, непохожий на остальные города России, и, конечно же, природа Приморского края. Трудно не согласиться, что сочетание горы-море действительно завораживает.

Кафедра страноведения
и международного туризма

Станислав Сотников — о первой полевой практике сроком на неделю в поселке Гранит-Кузнечное:
— База находится в двух километрах от посёлка на берегу озера. Это биогеографическая практика, и распорядок дня такой — к 9:30 на занятия и сразу же уходим в лес, собираем гербарий и к трём часам возвращаемся на обед, а после обеда обратно в лес. В общем, запомнилось настоящее единение с природой. Условия на базе совсем полевые: душа нет, купаться мы ходили на озеро, но кормят три раза в день домашней сытной едой. Состоялась интереснейшая экскурсия на вершину гранитных скал, откуда берут гранит для питерских набережных. Вид на Ладогу оттуда просто потрясающий!

А все-таки самым большим поразившим меня стало жизненное, а не географическое открытие: на практике я увидел своих близких друзей такими, какие они есть на самом деле. Часть людей не оправдала моего уважения, некоторые друзья оказались лживыми и подлыми, и это стало легко увидеть, постоянно находясь вместе. Я испытал разочарование и расстался с некоторыми... Отсюда урок жизни: следует меньше доверять людям, по крайней мере, пока не увидишь их изнанку, начинку, а не красивую обёртку…  

Записала Ксения Капитоненко

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков