Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 13 (3780), 30 сентября 2008
событие

Интеллектуальный потенциал нации
должен работать на всю страну

Указ Президента России, который дал право двум крупнейшим вузам страны — МГУ и СПбГУ — самостоятельно формировать образовательные стандарты и программы обучения, в рамке и под стеклом, Ректор Николай Михайлович Кропачев продемонстрировал журналистам на пресс-конференции. И вместе с коллегами разъяснил представителям СМИ суть этого нового для системы высшего образования России документа. Коротко его смысл можно определить так: университеты получили свободу. Это значит не только «самостоятельно устанавливать образовательный стандарт и требования для реализуемых ими образовательных программ высшего профессионального образования», но и идти в ногу со временем, готовя специалистов выше среднего уровня, как и положено ведущим вузам страны.

Цели и задачи

Николай Михайлович КРОПАЧЕВ, Ректор СПбГУ:
— Существующий ныне Государственный стандарт — это хороший документ. В его существовании заинтересованы мы с вами и потребители услуг других вузов, но он обеспечивает средний уровень образования, а возможности СПбГУ выше этого стандарта.

На пресс-конференции Ректор Н.М.Кропачев продемонстрировал Указ Президента России.

На пресс-конференции Ректор Н.М.Кропачев продемонстрировал Указ Президента России.

Во-первых, уровень наших абитуриентов выше, чем в других вузах: каждый пятый — медалист, каждый третий — победитель региональной или всероссийской олимпиады. Когда приходят такие абитуриенты, нужно с ними по-другому работать, дать им иное образование, а Госстандарт нам связывал руки.

Во-вторых, Указ — это говорил и Ректор МГУ — это еще и огромная ответственность, которая ложится на плечи коллективов двух университетов. Интеллектуальный потенциал нации, который концентрируется в научных заведениях, и в первую очередь в МГУ и СПбГУ, должен работать на всю страну. И мы будем эту задачу решать.

Новые программы предложат абитуриентам-2009

Игорь Алексеевич ГОРЛИНСКИЙ, первый проректор по учебной и научной работе, декан Биолого-почвенного факультета:
— Университет предложит портфель собственных программ уже на приеме 2009 года. На нашем факультете разрабатывался новый учебный план, который строился на основе обратных связей, которые мы получали от рынка труда. Речь шла о биомедицинских проблемах, проблемах, связанных с окружающей средой. Мы этот план разрабатывали, но реализовать его сможем только сейчас и рады этому указу именно потому, что готовы к его реализации.

Николай Михайлович КРОПАЧЕВ, Ректор СПбГУ:
— Факультеты уже предложили первые тезисные концепции того, что они будут делать. Университет постоянно участвовал в разработке государственных стандартов, поэтому у каждого факультета есть такой опыт работы, но дело в том, что те стандарты задавали параметры, за пределы которых мы не могли выходить. Сейчас у нас есть эта возможность, и объединение ресурсов всего Университета позволит достичь того результата, на который действительно способны Московский и Петербургский университеты.

Что изменится?

Лариса Александровна ЦВЕТКОВА, декан Факультета психологии:
— Самостоятельность в формировании учебных программ дает  новые возможности для взаимодействия факультетов. Мы опрашивали работодателей и наших выпускников с целью выяснить, какими компетенциями должны обладать специалисты, которых мы готовим, какие знания и практические навыки более востребованы и важны сегодня? Часть наших выпускников работают менеджерами или заместителями директоров по персоналу, это такая междисциплинарная позиция, которая требует не только психологических, но и экономических, юридических знаний, и я, обращаясь на Юридический факультет, буду просить проводить занятия не просто по праву, а по трудовому праву.

Николай Михайлович КРОПАЧЕВ, Ректор СПбГУ:
— Здесь важно почувствовать взаимосвязь тех изменений, которые будут у нас происходить, с особенностями тех абитуриентов, которые к нам поступают. Например, программа преподавания иностранного языка: проведите опрос среди юридических факультетов вузов Российской Федерации и вам скажут: «Иностранный язык? Прекрасно! Его надо преподавать больше, больше и больше!» А если 20% — а на некоторых факультетах и 50% — поступающих отлично владеют языком? То есть, в соответствии с Госстандартом, что им надо давать? Язык в том же объеме, что и во всех трех тысячах вузов России? Или правильнее учить их работать на этом языке — юристом, международником? Мы сейчас на Юридическом факультете можем предложить чтение одного и того же спецкурса на немецком, английском и русском языках, и когда этот эксперимент проводили, на английский записывалось 100 человек, на немецкий — 30, на русский — 20. Многие ли вузы могут себе это позволить? Я имею в виду и преподавателей, и студентов.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

С исторической точки зрения можно сказать, что Университету впервые предоставлена возможность полностью самостоятельно определять содержание своих учебных программ. В XIX веке перечень основных дисциплин определялся общероссийскими университетскими уставами, которые жестко регламентировали количество и наименование факультетов и кафедр. Последний устав 1884 г. уже к концу столетия стал сдерживающим фактором в развитии университетского образования. Это обстоятельство хорошо понимали университетские профессора, постоянно выступавшие за его обновление, но до 1917 г. новый устав так и не был принят.
В советские времена Университет попал под еще более жесткий контроль со стороны вышестоящих отраслевых органов управления. Например, в 1949 г. Министерством образования был издан приказ «О крупных недостатках в учебной и научной работе гуманитарных факультетов Ленинградского университета». Главным недостатком являлось то, что «исторический факультет самовольно установил учебный план, в котором не уделялось достаточного внимания общей теоретической подготовке в области исторических наук (то есть общественно-политическим дисциплинам — И.Т), а специализация начиналась с 1 курса ... типовые программы, утвержденные министерством игнорировались... ». Постановляющая часть это документа гласила: «привести учебную работу факультетов в полное соответствие с учебными планами и программами, утвержденными министерством... запретить производить какие либо изменения в учебных планах без санкции министерства». В частности, для «приведения в соответствие» было ликвидировано единственное в стране археологическое отделение Исторического факультета.
Только в перестроечные времена, уже в 1990-е годы, университетской корпорации были возвращены некоторые принципы автономии, в частности выборность Ректора. А теперь благодаря указу Президента РФ Д.А.Медведева, выпускника и бывшего преподавателя СПбГУ, Университет получает определенную автономию в самой главной сфере своей деятельности — учебном процессе.
И.Л.Тихонов, директор Музея истории СПбГУ, к.и.н., доцент Исторического факультета

Как можно представить, что программа обучения будет хороша на 100 лет вперед? Ее можно совершенствовать постоянно.

Ориентир — на требования современности

Николай Михайлович КРОПАЧЕВ, Ректор СПбГУ:
— К нам не будут приходить медалисты, а наши выпускники не будут востребованы, если мы не будем держать высокую планку. Президиум Ассоциации юристов — очень влиятельной по политическому весу организации — неоднократно ставил вопрос об изменении тех или иных стандартов перед разными государственными институтами, которые занимаются вопросами образования. Конечно, Юридический факультет будет прислушиваться к мнению Ассоциации юристов о том, как и чему нужно учить. Именно профессиональные сообщества и дают оценку вузам.

Лариса Александровна ЦВЕТКОВА, декан Факультета психологии:
— Мы находимся в контакте с мировым профессиональным сообществом, встречаемся на симпозиумах и обсуждаем в том числе профессиональную подготовку психологов как в Европе, так и во всем мире. Кроме того, нужно учитывать и прогностические возможности науки и понимать, какие запросы у общества могут возникнуть  в будущем.

Игорь Алексеевич ГОРЛИНСКИЙ, первый проректор по учебной и научной работе, декан Биолого-почвенного факультета:
— Оценку того, что мы предложим обществу, дадут профессионалы. Они в той или иной степени вовлечены в образовательный процесс, и экспертная внешняя оценка для нас очень важна. На целом ряде факультетов есть прямые контакты с работодателями через соглашения. Сейчас идет активный процесс заключения договоров с регионами, у которых в том числе есть возможность сформулировать свой заказ.

Кроме того, у Университета имеется мощнейший Попечительский совет во главе с Президентом Российской Федерации. Мы очень рассчитываем — и это входит в наши планы — получить обратную связь и от этого компетентного органа. Там есть промышленники, там есть министры, там есть государственные люди, и мы постараемся учитывать и их оценки для того, чтобы оптимизировать наши программы. В этой связи я хотел бы обратить внимание на то, что, в отличие от ситуации с Государственным образовательным стандартом, мы имеем потенциальную возможность, которую непременно будем использовать, быстро реагировать на среду в широком смысле этого слова, так как нам ничто не мешает оперативно принимать самостоятельные решения по изменению наших программ.  

Дарья Осинская
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков