Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№12 (3779), 15 сентября 2008 года

Самое эффективное средство
привлечения абитуриентов

Многие выпускники школ мечтают поступить в Санкт-Петербургский университет. Удача улыбается наиболее подготовленным. Но, оказывается, и университетские преподаватели мечтают, чтобы у них учились самые умные, самые заинтересованные студенты. Как сделать так, чтобы в условиях падения качества образования в школах и уменьшения числа выпускников стартовый уровень подготовки, с которого начинают в сентябре учебу первокурсники, сохранялся на высоком уровне?

В СПбГУ региональная работа ведется сразу по нескольким направлениям.

В первую очередь — привлечение абитуриентов. Проводятся общеуниверситетские дни открытых дверей, дни открытых дверей факультетов. Но наши дни открытых дверей проводятся не только в Санкт-Петербурге. Два раза в год команды представителей факультетов разъезжаются более чем в 60 городов 34 субъектов РФ, а также в Крым, Казахстан, Белоруссию. В каждом городе проводится встреча, на которой наши представители рассказывают о факультетах Университета, о направлениях подготовки и специальностях. Как абитуриенты узнают о встрече? Во-первых, публикуются объявления в средствах массовой информации, во-вторых — информацию по школам города распространяют наши партнеры — базовые школы и органы управления образованием. Но самое эффективное средство привлечения внимания к себе — непосредственное общение преподавателя и будущего абитуриента.

Встреча с абитуриентами в школе №75/42 Нижнего Тагила. Октябрь 2007 г.

Встреча с абитуриентами в школе №75/42 Нижнего Тагила. Октябрь 2007 г.

Мы проходим по школам города, встречаемся с ребятами, кратко рассказываем об Университете. Тех, кто заинтересовался, приглашаем на выездной день открытых дверей. Простые оценки показывают, что во время учебного года наших представителей видят во время обхода школ примерно 35-40 тысяч выпускников, на встречи приходят около 10 тысяч человек. Это в несколько раз больше, чем посещающих День открытых дверей в Петербурге. Команды представителей СПбГУ, которые выезжают в регион, состоят из 2-6 человек, бывает, что в один город выезжает по 10-12 человек. Наиболее значимые поездки, имеющие давнюю историю, — в Архангельск, Бахчисарай, Мурманск, Нижневартовск, Нижний Тагил, Новый Уренгой, Норильск, Сургут, Уфу, Южно-Сахалинск. В последние два года активно развивается сотрудничество с образовательными учреждениями Южного федерального округа.

Большая часть абитуриентов в регионах слышала о Санкт-Петербургском государственном университете, но не задумывалась о возможном поступлении. Встречи, которые проводят наши представители, позволяют ученикам 10-11 классов сделать первый шаг — снять психологический барьер, который многие выпускники региональных школ сами выстраивают. Столичные вузы кажутся им далекими и неприступными. Выслушав подробный рассказ о тех шагах, которые им предстоит сделать, многие начинают верить, что цель вполне достижима. Ребят обнадеживает статистика — в 2007 и 2008 годах среди студентов первого курса нашего вуза примерно половина — жители регионов России. Конечно же, на этих встречах родители задают вопросы об общежитиях, о безопасности и тому подобном. Радует, что на некоторых факультетах СПбГУ есть сотрудники, которым родители уже после поступления ребенка в Университет могут позвонить и спросить, как дела у сына или дочери.

Встречаются абитуриенты, которые очень хорошо информированы об образовательных программах, предлагаемых СПбГУ. Не только потому, что наш Университет закончили их родственники или знакомые. Бывает, талантливый молодой человек еще в 9-10 классе на основе информации в Интернете решает, что будет поступать обязательно к нам.

Факультеты СПбГУ сильно различаются, каждый имеет свою специфику, и про каждый из факультетов можно рассказывать часами. Нет такого человека, который расскажет про все специальности и направления подготовки одинаково подробно. Поэтому интерес на таких встречах, прежде всего, вызывают факультеты, представители которых приехали в город. Про каждую специальность необходимо рассказывать по-особому. Например, диплом с записью “финансы и кредит” можно получить в сотнях вузов; главная задача представителя Университета — объяснить, что обучение у нас предполагает фундаментальную подготовку, позволяющую молодому специалисту в будущем легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы. Выслушав наших преподавателей, абитуриенты и родители иногда меняют уже принятое решение обучаться в местном вузе и останавливают свой выбор на СПбГУ.

Про существование некоторых направлений подготовки в нашем Университете выпускники школ даже не знают. Яркий, зажигательный рассказ про “прикладную информатику в области гуманитарных наук”, про “прикладную этику” или “музейное дело и охрану памятников” привлекает абитуриентов, желающих получить гуманитарное образование. Во время одной беседы с пятикурсниками, когда-то давно поверившими нам и приехавшими в СПбГУ, выяснилось, что они до нашего появления в городе даже не рассматривали возможность получения такой редкой специальности, а сейчас очень довольны, что стали политологами и имеют прекрасные предложения по трудоустройству. Вместе с тем, представители делегации СПбГУ могут в общих чертах рассказать про все факультеты и ответить на вопросы. Обязательно даются ссылки на сайт СПбГУ, сообщается справочный телефон информационной службы Университета.

Преподаватель Математико-механического факультета Б.Б.Лурье (слева) и преподаватель Биолого-почвенного факультета П.П.Скучас не один год работают с абитуриентами. Мурманск, 2005 г.

Преподаватель Математико-механического факультета Б.Б.Лурье (слева) и преподаватель Биолого-почвенного факультета П.П.Скучас не один год работают с абитуриентами. Мурманск, 2005 г.

Как абитуриенту понять, сможет ли он к нам поступить, насколько хороша его подготовка? Мы ему помогаем — даем возможность участвовать в Олимпиаде СПбГУ или пройти пробное тестирование на договорную основу обучения. В 2008 году в Олимпиаде в регионах приняли участие порядка пяти тысяч человек по всем предметам — математике, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, экологии, “Человек и его здоровье” (биология и ОБЖ). Победителей Олимпиады СПбГУ немного, особенно по гуманитарным дисциплинам. Основная цель проведения Олимпиады СПбГУ в регионах — показать наш уровень требований к абитуриентам. Олимпиада проводится в феврале-апреле. Приняв в ней участие, выпускник понимает, может ли он конкурировать со своими ровесниками при поступлении в СПбГУ. Для кого-то результат участия в Олимпиаде — средство избежать сильного разочарования в июле. Наиболее подготовленные, даже не став победителями, понимают, что имеет смысл приехать в Санкт-Петербург летом и принять участие в экзаменах.

А если абитуриент хочет учиться в СПбГУ, но не уверен в том, что выдержит конкуренцию на вступительных экзаменах? Он может пройти пробное тестирование для поступления на договорную основу обучения. В июне, после выдачи выпускникам аттестатов, Санкт-Петербургский государственный университет направляет в регионы, в которых проводилась наиболее активная работа с абитуриентами, представителей выездной приемной комиссии. В этом году таких комиссий было 18. Победители Олимпиады и абитуриенты, прошедшие тестирование на договорную основу обучения, имеют возможность подать документы в СПбГУ непосредственно в своем городе.

Многоплановая работа СПбГУ в регионах позволяет абитуриентам выбрать наиболее приемлемую стратегию поступления. Одни решают приехать в Санкт-Петербург в июле и попробовать свои силы в конкурсе на бюджетное место; в случае неудачи они проходят тестирование и поступают на обучение на договорной основе. Другие абитуриенты говорят сразу, что будут учиться в СПбГУ на договорной основе. Они оформляют документы у себя на родине, чтобы приехать в Санкт-Петербург только в конце августа. Ежегодно число студентов СПбГУ из регионов, обучающихся на договорной основе, почти не уменьшается, несмотря на рост стоимости обучения и на демографический спад. Многим помогает известная система кредитования обучения «Кредо».

Вся работа Университета в регионах была бы невозможна без поддержки местных органов управления образованием. С одной стороны, руководство системой образования в регионе обязано отстаивать интересы региональных вузов, которые иногда испытывают затруднения в привлечении наиболее подготовленных выпускников. С другой стороны, руководители понимают, что силой молодежь в регионе не удержать. Сотрудничество с СПбГУ позволят обогатить образовательную систему новыми идеями, создать новые творческие контакты.

В совместной работе с нашим вузом заинтересованы педагоги лучших лицеев и гимназий. Партнеры СПбГУ в регионах — как правило, победители конкурса инновационных образовательных учреждений. В частности,

15 мая 2008 г. Министерство образования и науки утвердило список учреждений — победителей конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Это школы, которым в 2008 году выделяются целевые средства из Федерального бюджета. Среди победителей — наши партнеры, с которыми Университет сотрудничает много лет: гимназия №1 Южно-Сахалинска, лицей «Надежда» из Холмска Сахалинской обл., Политехническая гимназия и школа №75/42 из Нижнего Тагила, другие школы и гимназии.

Со многими сильными учреждениями среднего образования в регионах Университет заключает договор о сотрудничестве. Положения этого договора говорят не только о проведении выездных дней открытых дверей, Олимпиады и тестирования. Во многих случаях, по просьбе партнеров, Университет берет на себя обязательства по методической поддержке учебного процесса, содействие внедрению профильного обучения, проведение лекций для учащихся и учителей. Наши партнеры заинтересованы в том, чтобы усилить свои позиции на образовательном пространстве региона — сотрудничество с СПбГУ дает им возможность знакомиться с передовыми идеями и методиками в области среднего образования.

Привлечение наиболее подготовленных абитуриентов из регионов является одним из важнейших направлений деятельности СПбГУ. В ближайшие годы систему приема выпускников школ в вузы страны ждут большие перемены, поскольку завершается введение ЕГЭ, меняется система оценки результативности деятельности образовательных учреждений. Университету предстоит работа в новых условиях на всех направлениях — и в сфере информирования и привлечения абитуриентов, и при заключении договоров с руководством школ и органами управления образованием регионов, и при проведении Олимпиады СПбГУ. Нет сомнения, что в результате этой работы конкурс в СПбГУ увеличится, и к нам придут учиться самые способные и трудолюбивые.  

Г.М.Головачев,
специалист отдела формирования контингента обучающихся
Учебного управления

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков