Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№12 (3779), 15 сентября 2008 года
уходящая натура

Дом Джузеппе, зятя Доменико

«В большинстве этих времен мы с вами
не существуем, в каких-то существуете вы —
а я нет; в других есть я, но нет вас,
в иных существуем мы оба».
Хорхе Луис Борхес
«Сад расходящихся тропок»

Развернуть метафору великого аргентинца можно и следующим образом: время молчит, когда мы не хотим его выслушать. Свернем со Среднего проспекта, пройдем по 3-й линии в сторону Малого. Остановимся у дома № 42. Приглядимся, прислушаемся.

На первый, легкий взгляд это обычный четырехэтажный доходный дом, каких немало в Петербурге. Если присмотреться внимательнее, становится заметным особый пропорциональный строй первых двух этажей. Сие не мудрено: эта часть здания относится к 1720–1730-м годам. Дом тогда принадлежал архитектору Джузеппе Трезини, зятю знаменитого Доменико Трезини, прославленного петровского строителя. По-русски Джузеппе Трезини звался Осип Петрович Трезин, и дом свой спроектировал, по всей вероятности, пользуясь до некоторой степени образцовым проектом «дома для именитых» Ж.-Б. Леблона (см. нашу публикацию в №9 «СПбУ» за 2008 год). На сходство с леблоновским проектом указывает, в том числе, и композиция в семь осей по фасаду. Однако имелись и различия: дом Джузеппе Трезини первоначально был одноэтажным на высоком подвале и с мансардным этажом. Подвал в конце XVIII века превратили в первый этаж, увеличив оконные проемы, мансардный этаж достроили. В 1876 году архитектор Николай Францевич Монтандр надстроил здание четвертым этажом. Фасад при этом получил обработку в формах эклектики. Кстати, привиделся нам под лестницей на первом этаже некий таинственный ход, но холст ли это Буратино, или просто дорога в никуда — вопрос к будущим исследователям.

Дом № 42 по 3-й линии В.О.

Судьба Джузеппе Трезини непроста и во многом трагична. Силою вещей имя его всегда было заслонено именем блистательного тестя Доменико. Полковника от фортификации Джузеппе Трезини называли «скорее… предпринимателем-подрядчиком, нежели архитектором». И тем не менее именно ему мы обязаны замечательным памятником — церковью Трех святителей на 6-й линии Васильевского острова. По мнению одного из современных авторов, архитектура ее «не вызывает восторга». Заметив, что «восторг» — чувство исключительное, непостоянное и субъективное, возразим: ансамбль дома Троекурова, Андреевского собора А.Ф.Виста и храма Трех святителей Дж. Трезини в центре — один из выразительнейших комплексов памятников XVIII века в Петербурге.

Рассказывая о творчестве Джузеппе Трезини, нельзя не вспомнить и мнение известного зодчего, историка архитектуры Андрея Петровича Аплаксина. Реставрируя еще в начале XX века Сампсониевский собор на Выборгской стороне, он с большой долей вероятности соотнес его авторство с именем Джузеппе Трезини.

Церковь Трех святителей вселенских.

Церковь Трех святителей вселенских.

Строительство церкви Трех святителей вселенских продолжалось двадцать лет — заложенный в 1740 году храм был освящен в 1760 году. На гравюре 1752 года церковь Трех святителей запечатлена с колокольней, увенчанной изящным шпилем. Колокольня позднее сгорела от пожара, вызванного ударом молнии. А в судьбе самого Джузеппе Трезини в 1750 году произошла трагическая история, названная впоследствии Игорем Грабарем «беззастенчивым вмешательством властей в его (Трезини) личную жизнь». Вкратце фабула драмы такова. На Трезини поступил донос, или, по советской терминологии, «сигнал об аморалке». Бдительная соседка сообщала, что в доме на Васильевском острове Трезини содержит иноземку с малолетней сестрою. Оргвыводы были незамедлительны. Игорь Грабарь со ссылкой на М.Королькова пишет: «У Трезини жила… одна немка, которую он наотрез отказался выдать властям ввиду того, что она кормила своего ребенка, и последний мог умереть без матери. Императрица велела заключить в тюрьму мать и ребенка да еще малолетнюю сестру ея. Несчастные жертвы строгости нравов томились здесь года полтора, пока их не отправили за границу на судне, погибшем в довершение всего во время бури». Оканчивая эту грустную повесть, напомним лишь, что супруга Джузеппе, дочь Доменико Трезини Мария Томазина, оставила мужа еще в 1744 году, и что брак их был бездетным.

Через сто лет после вышеописанных событий на сцену является новый герой. У очередного владельца здания, драматического актера Г.А.Щенникова, в 1840-х годах снимает квартиру знаменитый скульптор Александр Иванович Теребенев. Человек, по воспоминаниям современников, противоречивый, подлинно русская натура со всеми ее плюсами и минусами, Теребенев именно в это время создает скульптурные группы из сердобольского гранита, обессмертившие его имя и украшающие доныне фасад Нового Эрмитажа. Так что те самые атланты, которые «держат небо», тоже отчасти родом из дома № 42 по 3-й линии.

И это еще не все тропки, расходящиеся от ворот такого скромного, на первый, легкий взгляд, здания…  

Александр Гущин
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков