Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№12 (3779), 15 сентября 2008 года

Кукол дергают за нитки…

В университетской жизни студентам приходится не раз воздействовать на преподавателей (цели могут быть разными). Преподавателям тоже требуется влиять на студентов: чтобы те слушали на лекциях и семинарах, чтобы вовремя сдавали домашние задания, чтобы просто учились, а не валяли дурака… Целей воздействия предостаточно, и их достигать, я думаю, умеют многие. А вот как противостоять влиянию со стороны преподавателя или студента (это ведь тоже необходимо)? Как не поддаться, как удержать свои эмоции? Как дать достойный ответ «противнику»? Как противодействовать человеку, который не слушает аргументов?

Во многих пособиях о психологическом воздействии одних людей на других, к сожалению, просто дан разбор нескольких ситуаций, а что делать в остальных случаях — неясно. Как мне кажется, только советы Елены Васильевны СИДОРЕНКО, доцента кафедры социальной психологии СПбГУ, из ее книги «Тренинг влияния и противостояния влиянию» можно использовать на практике. Эти приёмы я попыталась применить к реальным случаям из студенческой жизни.

Играя на струнах души

Прежде всего: влияние бывает открытое и скрытое. Виды открытого влияния (от нападения и принуждения до внушения, игнорирования и заражения) не столь интересны, как влияние скрытое — то есть манипуляция.

Вот пример — хоть и детский, но понятный всем. У сестры машинка закатилась под мой стул. Она ноет:

— Дай мне машинку!

— Не дам. Возьми сама.

— Ты что, ленивая? Неужели ты такая ленивая?

— Да нет, ты что?!

— А если не ленивая, так дай машинку!

Такова манипуляция: чтобы достичь своей цели, сестренка обижает меня, обзывает, чтобы я захотела доказать обратное и исполнила ее просьбу. Она ставит меня в неловкое положение: либо я сделаю то, что она хочет (и чего не хочу я), либо подтвержу свою леность.

— Манипуляция — способ добиться реализации собственных интересов бесконфликтно и скрыто. Это способ добиться своих целей путем, непонятным для марионетки, — объясняет Е.В.Сидоренко. — Можно сказать, что манипуляция — это «потемкинская деревня», где вместо настоящих домов — нарисованные фасады. И многие люди предпочитают обманываться, вместо того чтобы узнавать правду, возможно, горькую.

Манипулятор умеет «играть на струнах» чужой души — самолюбии, страхе, гордости, любопытстве, стремлении быть похожим на других. Адресат воздействия в такой ситуации подобен некоему музыкальному инструменту, вроде арфы, а манипулятор, чтобы задеть струны, использует своего рода «щипки». Они бывают трех видов: «сверху», «снизу» и «универсальные».

Щипок сверху — это, например, льстивые фразы, преувеличение качеств адресата («Переведи эту фразу, ты-то ведь её хорошо понимаешь, не то что я…»). Щипок снизу — нечто вроде насмешки, принижения собеседника («Вы, как всегда, не сделали домашнего задания, а впрочем, что еще можно было от вас ожидать!»). Универсальный щипок уникален тем, что его можно воспринимать по-разному: и как щипок сверху, и как щипок снизу («Только ты со своим упорством можешь работать над безнадежным проектом…»). Можно вообще не понять, критикуют тебя либо хвалят, и остаться в недоумении, то есть потерять душевное равновесие, что, собственно, и нужно манипулятору…

Естественно, манипуляции хочется противостоять. Но что же делать? Психологи предлагают разные техники контрвлияния. Какую выбрать? Это зависит, в первую очередь, от вас и от ситуации, в которой вы оказались.

Студент — преподавателю: «Поставьте мне зачёт!»

Представьте ситуацию: идет экзамен или зачет. Беседуют студент и преподаватель, цель последнего — проверить знания, а цель студента в Университете — получить знания и на экзамене их продемонстрировать. В реальности же студент иногда просто добивается хорошей оценки — или «выбивает» ее…

Вот один из вариантов манипуляция преподавателем:

— Поставьте мне зачёт, — просит инициатор (студент).

— Увы, не могу, — говорит ему в ответ адресат (преподаватель).

— Поставьте, а то папа прибьёт (как вариант: «…а то в армию заберут»).

— Ну хорошо, сдавай…

— Да не могу я сдать сейчас — голова болит (бывает и такой вариант: «…у меня брат умер»).

И что же делать в таком случае преподавателю? Как осадить студента, высказывающего свои, мягко скажем, не совсем законные требования? Для этого существуют приемы «психологического самбо» — допустимой саомообороны. Один из вариантов — «техника испорченной пластинки». В данном случае, игнорируя реплики студента, преподаватель должен все время отвечать одно и тоже: «Вы не знаете материала», с некоторыми вариациями, но без эмоций. Выглядеть подобный диалог может примерно так:

— Поставьте мне зачёт.

— Вы не знаете материала.

— Поставьте, а то через час у меня поезд уходит.

— С радостью, но вы же не знаете материала.

— Если вы мне не поставите зачёта, я здесь всю мебель переломаю! (О таком случае рассказала преподаватель другого вуза.)

— Правда? Но материала-то вы не знаете…

Существует также «техника внешнего согласия», или «наведения тумана». По мнению психологов, каждому человеку очень важно, чтобы с ним соглашались. По крайней мере, использование этой техники показывает, что адресат готов принять к рассмотрению точку зрения инициатора. Такое отношение к собеседнику не может того не порадовать, каким бы ни был итог разговора.

В ситуации с выпрашиванием зачета преподаватель в ответ на требование студента может заметить что-нибудь вроде: «Какая неожиданная мысль! Нужно будет её обдумать…» или: «Я подумаю над тем, как мне учесть ваше пожелание». Студент, явно не ожидавший такой реакции, скорей всего, замолчит и задумается.

Впрочем, способы психологической самообороны на этом не исчерпываются. На очереди «техника английского профессора». Судите сами, насколько эффективно применение этой техники в данном случае. Одно ясно: студент наверняка был бы ошарашен.

— Поставьте мне зачёт.

— Не могу. Видите ли, не ставить зачеты по требованию студентов — это моя особенность (вариант: «это часть моей личности», или: «если я сделаю так, то это буду уже не я…»).

Преподаватель — студенту:

«Не мешайте мне вести занятия!»

Думаю, вы не раз сталкивались с такой ситуацией. Идет занятие, преподаватель объясняет новый материал. Одному студенту непонятно происходящее, и он начинает задавать вопросы. Раз спросил, другой, третий… Вскоре преподавателю такое положение вещей явно надоедает. Что же ему сделать, чтоб прервать поползновения учащегося сорвать пару?

Есть один простой способ, я о нем узнала от опытных старшекурсников, когда мне предстояло объяснять материал аудитории (школьникам 8–11-х классов). Мне посоветовали: если не смогу сразу ответить на какой-нибудь вопрос, нужно тут же предложить спрашивающему подойти после занятия. Скорее всего, и ученик замолчит, и потом отвечать не надо будет:

То же самое порой происходит на лекции, только иногда в более «изящном» исполнении. Преподаватель вместо ответа на вопрос студента бросает реплику:

— У нас, я вижу, есть некоторые студенты, для которых и так все ясно, и которым наши занятия не интересны.

Студент:

— Да нет, я как раз не все понимаю, а понять хочется…

В результате, студент (а точнее, студентка — это вообще-то была я) — так вот, я замялась, а потом и вовсе замолчала. Я понимала, что доказывать свою правоту преподавателю — дело неблагодарное, и к тому же лекция была на самом деле очень интересной, просто один момент я никак не могла понять… Уже позже, познакомившись с приемами скрытого влияния, я увидела, что это была чистой воды манипуляция. Мне даже стала ясна цель преподавателя: он хотел, чтобы я своими вопросами не сбивала его с намеченного плана занятия. Если бы я возразила, что мне интересно, ему было бы легко ответить: «Тогда слушай и не перебивай». Что же можно было сделать? Теперь я знаю: тут, как и в предыдущем случае, помогли бы способы контрвлияния.

Во время обсуждения первой ситуации («Поставьте мне зачет») мы рассмотрели три вида техник психологической самообороны. Остается разобраться еще с одной — это «техника бесконечного уточнения». Ну, до бесконечности дело вряд ли дойдёт, но уточнить всегда полезно. А эта техника, ко всему прочему, предлагает выяснить позицию манипулятора.

И в ответ на тираду преподавателя о «некоторых студентах, которым не интересно…» можно, например, спросить: «А что вы бы посоветовали таким студентам?» По-моему, в данном случае это был бы достойный ответ, к тому же не провоцирующий преподавателя. Хотя, конечно, после использования такой техники мне вряд ли пришлось бы рассчитывать на прояснение непонятного для меня момента…

Как распознать,
что мной манипулируют?

Мы познакомились только с некоторыми приемами контрвлияния — противостояния манипуляции. Если стало интересно, обязательно попробуйте использовать эти советы на практике. А как понять, что меня используют? Как распознать, марионетка я уже или еще нет?

— Самый важный признак манипуляции — эмоциональная реакция, которая не соответствует стимулу. Это сигнал: хотят сыграть на какой-то вашей чувствительной струне, — объясняет Елена Васильевна СИДОРЕНКО, — Например, коллега спрашивает: «Так ты берешься за этот провальный проект? Умные люди от него отказались...» И человек отказывается от удачного проекта. Или: «Эта вещь слишком дорогая для тебя...» — и человек покупает безделушку, которая ему совершенно не нужна. Почему? Потому что его эмоция («Ах, слишком дорогая?! Ну, так я докажу, что это не так!») затмила разум — чего, собственно, и добивался манипулятор.

Но вот что важно для вас, чтобы не попасть на удочку — ваша сильная эмоция может, кроме того, служить «маркером», сигналом для вас: стоп! идет манипуляция!

Что же в таком случае делать? Как справиться со своими эмоциями? Американцы советуют: переходите в режим компьютера. Ведь компьютер вам просто сообщает: «Система сделала недопустимую ошибку и сейчас будет закрыта» — вместо того, чтобы ругаться: «С ума сошел?! Зачем ты нажал на эти клавиши! Сейчас все рухнет!..» Или просто спрашивает: «Вы действительно хотите стереть запись?» — вместо того чтобы заорать: «Ты что, обалдел совсем?! Три часа работы — псу под хвост!..» Этот «режим компьютера» надо тренировать в себе. Анализ убивает эмоцию. В любви это плохо, а в противостоянии манипуляции помогает.  

Маргарита Голубева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков