Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№12 (3779), 15 сентября 2008 года
страницы истории

Библиотека Бестужевских курсов:
книги и люди

Сто тридцать лет назад, в сентябре 1878 г., в Петербурге открылись Высшие женские курсы, вскоре ставшие знаменитыми как «Бестужевские» (по имени их первого директора К.Н.Бестужева-Рюмина). Курсы просуществовали сорок лет, превратившись за это время из популярного лектория в полноценное высшее учебное заведение, влившееся после революции 1917 г. в единый Петроградский университет.

Важнейшую роль в учебной и научной деятельности курсов, во всей их жизни играла библиотека, выросшая за эти 40 лет от стопки разрозненных брошюр до фундаментального книжного собрания, входящего сейчас в состав Научной библиотеки им. М.Горького. В Издательстве СПбГУ готовится к изданию книга «Библиотека Бестужевских курсов. Историческая хроника в свидетельствах и документах». В ней прослеживаются история формирования этой уникальной библиотеки, происхождения книжных коллекций, а также обстоятельства пожертвований. Особое место уделено судьбам людей, которые самоотверженным трудом внесли свой вклад в становление и развитие библиотеки ВЖК. Материалы из книги легли в основу настоящего очерка.

 

Когда Высшие женские курсы еще только начинали свою жизнь, их создатели мечтали, чтобы у них все было не хуже, чем в университете: и программы, и профессора, и аудитории, и, конечно, библиотека. Бестужевки имели возможность заниматься в Императорской Публичной и в университетской библиотеках, но все-таки Курсам нужна была своя собственная. А денег на покупку книг было мало: платы, которую вносили курсистки за обучение, и пожертвований едва хватало на аренду и содержание помещений, на жалованье преподавателям и служащим. Поэтому с первых же дней существования основным источником поступления книг были частные пожертвования: от издателей и книготорговцев, от профессоров, от совершенно посторонних частных лиц, поддерживавших идею женского образования. При организации библиотеки роль частных собраний всегда была особенно значительна: они органично вливались в фонд, при этом сохраняя «собственное лицо». Крупные собрания сохранялись в именных шкафах, которые чаще всего жертвовались вместе с книгами; таким образом сохранялась даже расстановка книг на полках, годами сложившаяся у предыдущих владельцев. В библиотеке ВЖК были именные шкафы А.Н.Серова, В.Е.Богдановской-Поповой, баронессы В.И.Икскуль-фон-Гильденбанд, светлейшего князя А.Д.Салтыкова, К.А.Клейбера, С.А.Никитенко, Н.К.Михайловского и других. При этом «именные фонды» не замыкались в себе, а становились как бы основой своих тематических разделов. Помимо пожертвований большими собраниями, очень много книг дарилось поэкземплярно; в любом случае на протяжении всей истории библиотеки число книг пожертвованных превышало число приобретенных.

Библиотека была на Курсах общим и любимым детищем. Основы ее закладывали еще «дамы-основательницы»: А.П.Философова, М.В.Трубникова, Н.В.Стасова; самое деятельное участие принимали ведущие профессора: А.Н.Бекетов, К.Н.Бестужев-Рюмин, И.М.Гревс, С.Ф.Платонов, С.Ф.Ольденбург, И.А.Шляпкин, В.А.Фаусек и другие. Внести свой вклад в книжное собрание Курсов считалось делом чести для всех — от назначенных министром директоров (В.П.Кулина и Н.П.Раева) до выпускниц ВЖК, труды которых заполнили отдельный шкаф. За сорокалетнюю историю Курсов библиотека выросла от нескольких полок разрозненных учебников до обширной, разнообразной по тематике и прекрасно организованной, истинно фундаментальной библиотеки, насчитывающей более 70 тысяч томов.

Важнейшую роль в формировании и организации повседневной деятельности библиотеки играли её заведующие (от ОДС, Общества для доставления средств ВЖК) и библиотекари. Первой настоящей заведующей стала Е. И. Лихачева, исполнявшая эту должность с 1880 по 1892 г.

 

Елена Иосифовна Лихачева (1836–1904) — публицист, переводчица, историк, общественный деятель. Аристократка по происхождению (урожденная баронесса Косинская), жена известного общественного деятеля, петербургского городского головы В.И.Лихачева, имевшая обширные связи в обществе и в литературных кругах (многолетняя дружба связывала Лихачевых с М.Е.Салтыковым-Щедриным), она с молодых лет увлеклась идеей женского образования — сначала как литератор и исследователь. Первые ее статьи печатались в «Отечественных записках», затем и в других журналах. К концу жизни она обобщила свои исследования в фундаментальном четырехтомном труде «Материалы для истории женского образования в России.

С первых же дней существования ВЖК Е.И.Лихачева стала членом Комитета ОДС и вскоре взяла на себя заботу о библиотеке. Именно при ней собрание случайных учебных пособий и брошюр превратилось в полноценную библиотеку, системно развивающуюся по основным разделам важнейших научных дисциплин. Свои обширные связи Елена Иосифовна использовала для привлечения пожертвований в библиотеку; самыми заметными из них стали книжные собрания композитора А.Н.Серова и поэта и переводчика Н.В.Гербеля. В 1888 г. Е.И.Лихачева была избрана председателем Общества для доставления средств, но и после этого до самого конца жизни продолжала уделять библиотеке особое внимание.

Уже в начале 1880-х годов стало ясно, что в библиотеке нужна не только заведующая, действующая «сверху», но и библиотекарь, то есть постоянная хозяйка, организующая и ведущая повседневную работу непосредственно с книгами и читателями. Настоящей находкой стала для библиотеки ВЖК Е.В.Балобанова.

 

Екатерина Вячеславовна Балобанова (Балабанова) (1847–1927) — историк литературы, переводчица, литератор; теоретик и практик библиотечного дела. Екатерина Вячеславовна родилась в дворянской семье, воспитывалась в нижегородском Мариинском институте благородных девиц (1857–1862); часто гостила у родни в Бретони. Во второй половине 1860-х годов Екатерина Вячеславовна обучалась в Сорбонне на отделении кельтских языков, но не закончила курса из-за начала Франко-прусской войны; свои занятия она продолжила в Гейдельберге вольнослушательницей, а также в различных европейских архивах и библиотеках. В 1875 г. Екатерина Вячеславовна «намеревалась уже вернуться на родину, но в это время получила письмо из России от брата, который давал ей средства на образование. Брат задавал ей вопрос: “Что ты думаешь делать в России с твоими проклятыми кельтами? Не лучше ли тебе выучиться еще чему-нибудь, чтоб иметь средства к существованию”» (Мазюкевич Т. Памяти Е.В.Балобановой. — Библиотечное обозрение. 1927. № 1-2. С.90). Ответом на слова брата было поступление на библиотечные курсы Геттингенского университета, которые Екатерина Вячеславовна закончила по двум отделениям: теоретического и практического библиотековедения. Вскоре по возвращении в Россию Екатерина Вячеславовна поступила на историко-филологическое отделение только что открывшихся ВЖК, занималась в семинаре А.Н.Веселовского и окончила курс в 1882 г. (I выпуск). Главным предметом занятий Екатерины Вячеславовны (еще с Сорбонны) был западноевропейский эпос, и в особенности — Оссиановские поэмы Дж.Макферсона; главным итогом — их издание в собственном переводе на русский язык, с исследованием и примечаниями (Поэмы Оссиана Джемса Макферсона. Исследование, перевод и примечания Е.В.Балобановой. — Пантеон литературы. 1890. № 1-12; отд. изд.: СПб., 1897). Кроме того, по результатам собственных исторических разысканий, а также сбора фольклорных материалов во время неоднократных путешествий по Германии, Франции, Испании, Шотландии, Скандинавии, Балобанова написала целый ряд историко-литературных и популярных статей и книг . В 1893 году Кельто-ирландское общество удостоило ее Оссиановским золотым жетоном (медалью) «Нonoris causa».

Поступив на службу в Библиотеку ВЖК, Екатерина Вячеславовна смогла применить на практике свои библиотечные познания. В первую очередь это касалось последовательного проведения принципа поформатной, а затем и поразмерной крепостной («Собольщиковской») расстановки книг; налаживания статистики и учета деятельности библиотеки; организации каталогов, в том числе систематического по самой актуальной на тот момент классификации Брюне; организации взаимно удобного порядка работы со слушательницами. Итогом библиографической работы Екатерины Вячеславовны стал составленный ею (с помощью Н.Ф.Петрушевской) «Каталог библиотеки Санкт-Петербургских высших женских курсов» (3 чч. СПб., 1908-09; на правах рукописи).

«Библиотека живет столетиями, а не десятилетиями», — говаривала Екатерина Вячеславовна, и идеальное будущее соединялось с деятельным настоящим. «К числу особенностей Е.В. как библиотекаря надо отнести ее исключительное знание книги вообще и в частности — книг своей библиотеки. Своими обширными знаниями она широко делилась и всегда приходила на помощь курсисткам и нам, ее помощницам, когда мы не знали, чем заменить ту или иную книгу. Она часто говорила: «Ах, дети мои, что будет, когда меня не станет». На книгу она смотрела как на ценность особого рода, нуждающуюся в бережном обращении, удобном месте и защите от «лихого» читателя, курсистки, а иногда и профессора. [...] Она знала — пройдут годы, эту волну курсисток сменит другая, придут и уйдут профессора, сменятся комитетские дамы, а книга — хранительница мысли, радостей и страданий человека — должна передаться последующим поколениям. [...] Вот почему была эта охрана книг от долгоносиков, служащие в библиотеку принимались некурящие, и были долго неудовольствия на архитектора за то, что он близко провел какие-то трубы, опасные для библиотеки в пожарном отношении» (Мазюкевич, цит.соч., с.90-91).

Опыт работы в библиотеке ВЖК был подведен Екатериной Вячеславовной в книге «Библиотечное дело» (СПб., 1901; 2-е изд. — 1903) — первом библиотековедческом пособии на русском языке.

Екатерина Вячеславовна жила одиноко, собственную семью не завела. Ее семьей были Бестужевские курсы; с самого окончания курсов она была членом ОДС; с самого основания Общества вспоможения окончившим ВЖК она была членом его Совета. Многолетняя дружба связывала Екатерину Вячеславовну с ее однокурсницей О.М.Петерсон: с ней вместе она занималась исследованиями средневекового эпоса и романа, с ней совершала летние путешествия по Европе, по Германии и Скандинавии (большей частью пешком или, как бы сейчас сказали, автостопом); она помогала О.М.Петерсон организовать частную женскую гимназию, ставшую самой доступной (дешевой) из платных учебных заведений Санкт-Петербурга, и вела в ней уроки, покуда хватало сил.

Библиотека Курсов была для Екатерины Вячеславовныы делом всей жизни, она приняла ее, можно сказать, во младенчестве, свободно располагающейся в двух небольших шкафах, — и практически пережила ее, покинув стотысячную библиотеку уже после, присоединения к Университету. В равной степени Екатерина Вячеславовна была для библиотеки человеком всей жизни: библиотека встретила Екатерину Вячеславовну молодой, полной сил тридцатипятилетней женщиной — и отпустила без малого восьмидесятилетней старухой...

Екатерину Вячеславовну покинула службу в 1924 г., одряхлевшей и практически ослепшей, когда не смогла уже больше работать. Пенсии по какой-то причине ей не дали. Умерла Екатерина Вячеславовна 7 февраля 1927 г.

«В своей земле обширной
        ты приюта,
Расставшись с службою,
        не обрела нигде...
Была горчайшая
        сознанию минута,
Когда прислужница
        ей помогла в беде,
Сама с детьми,
        а дряхлую старуху,
В квартире поселив,
        кормила, берегла,
И, посетив ее
        в гражданскую разруху,
Постигнул я всю боль
        с морщинами чела».

Эти неумелые, но искренние стихи были произнесены над могилой Екатерины Вячеславовны на Смоленском кладбище (Шах-Паронианц Л.М. Великой гражданке. Памяти Екатерины Вячеславовны Балобановой. [Л.], [1927]. З с.)

В 1900 г. библиотека ВЖК переехала в новое, специально для нее выстроенное помещение в новом флигеле — помещение, спроектированное академиком архитектуры А.Ф.Красовским при активнейшем участии Е.В.Балобановой. Новая библиотека была прекрасной и удобной одновременно. Обширный зал в два света со встроенными в стены шкафами мореного дуба, барьер и балюстрада на хорах, декорированные в псевдоготическом стиле, винтовая лестница, травленое стекло массивной дубовой двери, — все это с первого взгляда завораживало, почти гипнотизировало красотой и значительностью, устанавливало в читателях особенное уважительное отношение к книге и гордость за свои Курсы. Вместе с тем, полки на шкафах были спроектированы под форматы таким образом, что минимальный просвет защищал книги от пыли. Основная масса литературы располагалась в главном зале и просторном книгохранилище таким образом, что выполнение требований занимало считанные минуты. Новая библиотека как бы приручала читателей; в нее стали приходить чаще, и не только за книгами, но и чтобы узнать и обсудить новости или даже просто повидаться с друзьями. Библиотека стала неофициальной штаб-квартирой Общества вспоможения окончившим курс наук на ВЖК, членом Совета которого была Е.В.Балобанова.

К этому времени в библиотеку ВЖК пришли новые люди. Заведование библиотекой в 1892 г. от Е.И.Лихачевой приняла Е.П.Султанова.

Екатерина Павловна Султанова (урожденная Леткова, — подпись «Ек. Леткова» осталась литературным псевдонимом на всю жизнь; 1856–1937) — писательница, переводчица, общественный деятель. Окончила Высшие женские курсы В.И.Герье в Москве; будучи человеком деятельным и общительным, с юности установила знакомства со многими представителями либеральной профессуры, адвокатами, писателями (в том числе познакомилась с И.С.Тургеневым, И.А.Гончаровым, Ф.М.Достоевским и другими); особо близкие отношения связывали Екатерину Павловну с Н.К.Михайловским. С начала 1880-х годов публиковала в различных журналах беллетристические произведения, популярные очерки из русской истории, а затем и мемуарно-биографические очерки. В 1884 году вышла замуж за архитектора Н.В.Султанова (1850–1908) и переехала в Санкт-Петербург.

Член ОДС ВЖК с 1884 г., с 1889 г. избрана кандидатом в члены Комитета (действительный член — с 1899 г.) и приняла активное участие в заведовании библиотекой. Разросшееся библиотечное хозяйство ВЖК уже не могло ограничиваться единоличным управлением, требовал коллегиальности и активного участия профессуры. Султанова бессменно участвовала в этой работе до 1918 г. и именно ее (а также свою деятельность в Литературном фонде) считала главным делом своей жизни.

После 1918 г. занималась литературным трудом, много переводила; сотрудничала в издательстве «Всемирная литература», в 1919 г. по инициативе М.Горького поселилась в Доме искусств, затем жила в общежитии Дома ученых.

Заведование разросшейся библиотекой уже стало не под силу одному человеку. В 1894 году к Е.П.Султановой присоединилась В.И.Икскуль.

 

Варвара Ивановна Икскуль-фон-Гильденбанд, баронесса (урожденная Лутковская; в первом браке Глинка-Маврина; 1850–1928) — общественная деятельница, литератор, издатель. Варвара Ивановна — одна из самых ярких русских женщин конца XIX — начала XX вв., совместившая в своей жизни практически все увлечения и противоречия своего времени. Она написала роман из великосветской заграничной жизни и выпустила (с помощью И.Сытина) серию книжек для народа (более 60); она пережила увлечения Л.Н.Толстым и Г.Е.Распутиным; она участвовала в освобождении из-под ареста М.Горького (в 1898 г.) и прятала у себя дома нелегальщину; ее салон посещали Вл.Соловьев, Н.К.Михайловский, В.Г.Короленко, Д.С.Мережковский и многие другие; она организовывала столовые для голодающих крестьян и подготавливала Пироговские съезды; с отрядом сестер милосердия она выезжала в 1912–1913 годах в Болгарию, а с начала Мировой войны — на германский фронт

(в 1916 г. за участие в перевязках раненых под огнем неприятеля награждена Георгиевским крестом).

С 1900 г. активное участие в заведовании библиотекой принимала С.А.Кареева.

 

Софья Андреевна Кареева (урожденная Линберг; 1863–1926) — дочь географа Андрея Леонардовича Линберга; жена историка, профессора СПбУ и ВЖК Николая Ивановича Кареева. Супруги Кареевы стали членами ОДС ВЖК в 1889 г.; Софья Андреевна была избрана кандидатом в члены Комитета ОДС в 1891 г.; при этом «безвозмездная скромная работа в библиотеке курсов» (по выражению Н.И.Кареева), не всегда обозначенная при формальном распределении обязанностей, постоянно находилась в сфере занятий Софьи Андреевны.

Увеличивался и штат собственно библиотечных сотрудников (к 1917 г. у Е.В.Балобановой было 7 помощниц и 2 служителя при библиотеке). Е.В.Балобанова подбирала себе помощниц сама, исключительно из числа бывших слушательниц. Она принимала на работу в первую очередь единомышленников, людей, любивших книгу и умевших с ней работать. Некоторые из них, по жизненным обстоятельствам, ненадолго оставались в библиотеке, как, например, М.М. Замятнина, принятая на службу в 1897 г.

 

Мария Михайловна Замятнина (1865–1919) — внучка Д.Н.Замятнина, министра юстиции при Александре II и одного из авторов судебной реформы, выпускница историко-филологического отделения ВЖК, была, по словам биографа Вячеслава Иванова Ольги Дешарт, «женщина незаурядная», «самостоятельно мыслящая, энергичная», «обладала врожденным организаторским талантом». С юности она дружила с Л.Д.Зиновьевой-Аннибал (впоследствии вышедшей замуж за поэта и философа Вячеслава Иванова); установившаяся тесная связь с этой семьей определила ее дальнейшую судьбу: в 1901 г. она оставила свою должность в библиотеке ВЖК и посвятила себя целиком заботам о семье Ивановых... Она сопровождала их всюду, куда они ездили со всей семьей, а в их отсутствие вела весь дом и воспитывала детей». Лидия, дочь Вячеслава Иванова, вспоминала, что в голодную и холодную московскую зиму 1918 г. «Маруся стала слабеть, тело ее опухло; от слабости предметы начали падать у нее из рук. По совету докторов ее поместили в больницу, где было тепло и кормили более сносно». Весной 1919 г. в больнице началась эпидемия сыпного тифа, Мария Михайловна заразилась и умерла.

Но большинство пришедших в библиотеку оставались в ней надолго. Так, например, пришла в 1909 г. К. М. Милорадович.

Ксения Михайловна Милорадович (1882 — после 1927) — выпускница историко-филологического отделения 1906 г. В библиотеке ей поручили философский отдел, и помимо собственно библиотечной работы, она написала нескольких статей и переводов по философии; под ее редакцией в 1915 г. вышел сборник «Современные течения религиозно-философской мысли во Франции».

В 1919 г. Ксения Михайловна приняла заведование у Е.В.Балобановой и прослужила в этой должности до 1926 г. Вероятно, все это время она продолжала и свою философскую работу. В январе 1927 г. (уже будучи сотрудником библиотеки Академии наук), она была арестована и провела три месяца в заключении, но затем отпущена без предъявления обвинений. Репрессии против философов начались чуть позже, когда были разгромлены религиозно-философский кружок А.А.Мейера и «Братство Серафима Саровского» (с которыми, весьма вероятно, К.М.Милорадович была связана). Ксения Михайловна избежала Соловков, уехав из Петербурга буквально за несколько месяцев до начала арестов. В дальнейшем ее следы потерялись.

 

В 1919 г. Бестужевские курсы были окончательно присоединены к Петроградскому университету, а библиотека вошла в состав университетской на правах 1 Филиального отделения (в скобках еще долго уточнялось: «б. библиотека Бестужевских курсов»). У «Бестужевской библиотеки» начался новый этап жизни — теперь общей с Университетом.  

А.В.Востриков,
заведующий сектором НБ им. М.Горького

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков