Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№12 (3779), 15 сентября 2008 года
люди науки

Человек яркого таланта
и непростой судьбы

Наталья Марковна родилась 2 февраля 1944 года в г. Енисейске Красноярского края, куда ее родители выехали в эвакуацию из блокадного Ленинграда, и где сама Наталья Марковна и ее сестра Ноэми Марковна провели первые десять месяцев своей жизни. Их родители, Ирина Павловна Суздальская и Марк Наумович Ботвинник, были подлинными представителями ленинградской-петербургской научной интеллигенции, с ее презрением к мирским благам и верой в абсолютную ценность научного знания. Оба они внесли большой вклад в российскую науку и культуру: Ирина Павловна, доктор биологических наук, свыше 40 лет проработала в ЛГУ и возглавляла лабораторию физиологии клетки при биофаке Университета, а Марк Наумович был известным историком античности, автором и соавтором большого количества научных и научно-популярных изданий по истории и культуре Древней Греции и Рима, блестящим переводчиком и лектором.

По окончании школы в 1961 году Наталья Марковна поступила на вечернее отделение Исторического факультета ЛГУ и, совмещая учебу с работой, посещала в качестве вольнослушателя также лекции преподавателей Филологического факультета, на второй курс которого она и перевелась через два года. С этого момента и до последних дней ее жизнь была связана с кафедрой классической филологии. Ее преподавателями на кафедре были ученые, составившие славу отечественной науки: А.И.Доватур, Я.М.Боровский, А.И.Зайцев. Она училась увлеченно и стала одной из блестящих выпускниц Филологического факультета — сыграли роль ее живой острый ум, великолепная, почти феноменальная память и, конечно, высочайшая культура и эрудиция, воспринятые ею в академической среде ее семьи.

По окончании Университета в 1967 году она была принята на кафедру классической филологии в должности лаборанта и — ввиду известной политической атмосферы той эпохи — проработала в этой должности более двадцати лет. Однако, будучи лаборантом, она в то же время преподавала латынь на Филологическом и Историческом факультетах, готовила аспирантов-романистов к сдаче кандидатского экзамена, руководила археолого-эпиграфической практикой студентов, под руководством А.И.Зайцева работала над кандидатской диссертацией, выступала на международных научных конференциях в Ленинграде, Тбилиси и Ереване, публиковала научные статьи, переводила с древнегреческого Геродиана и Псевдо-Каллисфена…

Перемена в политическом климате конца 80-х привела к тому, что в 1988 году Наталья Марковна прошла по конкурсу и была, наконец, зачислена в штат преподавателей кафедры классической филологии в должности ассистента, в июне 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию «Редакция «Романа об Александре», ее место в традиции и жанровая природа» — и дальше все пошло уже своим чередом: в 1991 г. она получила должность старшего преподавателя, в 1994 г. — должность доцента, а в 1997 г. — звание доцента. В эти годы увеличивается и расширяется диапазон читаемых ею курсов: помимо комментированного чтения античных авторов, она становится одним из главных лекторов, читающих общий курс лекций по истории античной литературы, преподает римскую литературу студентам отделения истории Древней Греции и Рима, руководит курсовыми, дипломными, а затем магистерскими и кандидатскими работами. Впечатляет разнообразие тем, по которым защищались ее студенты и аспиранты, — разнообразие, требующее от научного руководителя известной смелости и в то же время щедрости (ведь на каждую новую тему затрачивается много сил и времени). В этот круг тем входят Александр Македонский и Причерноморская эпиграфика, Апулей и Тацит, Аврелий Августин и Сидоний Аполлинарий, наконец, совершенно «экзотическое» для филологов наследственное и морское римское право.

За плодотворную научно-педагогическую деятельность и значительный вклад в дело подготовки квалифицированных специалистов Н.М.Ботвинник награждена бронзовой медалью «Филологический факультет» к 275-летию СПбГУ и Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.

Наталья Марковна успешно сочетала педагогическую, научную и научно-методическую деятельность. Она много печаталась и выступала с докладами на конференциях в Санкт-Петрбурге, Симферополе, Берлине, Иерусалиме и других городах. Наталья Марковна является автором 58 научных и научно-методических работ по самым разнообразным темам: эпиграфика и история Северного Причерноморья, позднеантичный «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена, рецепция античности в творчестве Пушкина, переводы с латинского и древнегреческого языков, воспоминания об ушедших учителях, «крылатая латынь» и многое другое.

Но все-таки главной ее стихией было преподавание. Преподавала она невероятно много, увлеченно и виртуозно. Кроме Университета, Наталья Марковна — в разные периоды своей жизни — преподавала латынь в медучилище, в Музее истории религии и атеизма, на Высших гуманитарных курсах, в Санкт-Петербургской классической гимназии. С начала 90-х годов ее жизнь была связана с гимназией не меньше, чем с Университетом. Она не только учила детей понимать и любить античность, но и вела большую научно-методическую работу. Придя в школу из вузовской аудитории, она сразу сумела не просто найти подход к детям, но по-настоящему увлечь их, так что юные гимназисты, как и студенты, испытали на себе обаяние ее личности.

В ее манере преподавать не было ничего искусственного, нарочитого: здесь реализовывался, возможно, самый яркий ее талант — талант общения. Она обращалась к студентам и ученикам скорее как собеседник, чем как наставник, позволяя себе разнообразные отступления, вкрапляя исторические анекдоты и забавные случаи из собственной преподавательской практики, пересыпая все это блестками своего неподражаемого остроумия. Она была великолепным рассказчиком, умным и ироничным, с необыкновенным чувством юмора, спасавшим ее в самые трудные минуты, и где бы она ни оказалась, вокруг нее всегда было много друзей.

Она любила людей. Люди были ей интересны, причем этот интерес имел не созерцательный, а деятельный характер. Ее наблюдательность, психологическое чутье и абсолютная убежденность в том, что чужого горя не бывает, приводили к тому, что Наталья Марковна всегда оказывалась рядом в трудную минуту и помогала, даже если нуждавшийся в помощи человек ее об этом не просил и — более того — не догадывался, от кого исходит помощь. Просто от ее присутствия в этом мире люди чувствовали себя более защищенными.

Друзья Натальи Марковны хорошо знают, какой она, столь отзывчивая и чуткая к людям, была в кругу близких, с какой теплотой относилась к своим родителям, сестре, мужу Евгению Николаевичу Грузову, сыну Роману, племянницам Стеше и Саше и их детям — своим внукам, как она гордилась своими родными, как волновалась за них.

Наталья Марковна была человеком исключительного мужества. Последние три года она тяжело болела, но не оставляла при этом ни одного из своих многочисленных видов деятельности: преподавала в Университете и в гимназии, занималась научно-методической и редакторской работой, организовывала конференции и заседания, посвященные памяти учителей и коллег, выступала с докладами, писала рецензии… Только близко знавшие ее люди понимали, чего ей это стоило, но она до самого конца оставалась верна неоднократно высказывавшемуся ею принципу: пока ноги носят, надо работать. Вот почему для большинства людей ее уход показался таким неожиданным…

От нас ушел человек необыкновенной нравственной силы, отзывчивый, открытый, светлый, жизнерадостный. Эта потеря невосполнима. Особенно тяжела она для семьи, но и все, кто ее знал, разделяют в этот тяжелый момент боль утраты. Наталья Марковна Ботвинник навсегда останется в нашей памяти, она продолжает жить в своих трудах, в своих родных, друзьях, учениках.  

Е.В.Желтова,
доцент кафедры классической филологии
Факультета филологии и искусств СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков