Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№11 (3778), 29 августа 2008
культура

В актеры — без экзаменов

Сергей Юрский, Игорь Горбачев, Андрей Толубеев, Иван Краско, Сергей Лосев… Что связывает этих замечательных артистов? А связывает их, конечно же, театр. В данном случае — Университетский театр. Именно на его сцене сыграли они свои первые роли. Студента-философа Игоря Горбачева роль Хлестакова в студенческом спектакле привела в кино. Недоучился на филфаке Иван Краско. На юрфаке учился первый Остап Бендер нашего кино Сергей Юрский. Математик Сергей Лосев — без малого 30 лет артист БДТ им. Г.Товстоногова.

Театр СПбГУ работает уже почти 65 лет, и все эти годы он был известен в городе и за его пределами как сильная школа театрального мастерства. Руководителем театра со дня его основания в 1944 году и на протяжении последующих 15 лет была замечательная русская актриса, педагог и режиссер Евгения Владимировна Карпова — выпускница Императорского Театрального училища, актриса Передвижного Общедоступного театра, Народного дома, БДТ им. М.Горького, Театра

им. А.Пушкина. На смену Е.В.Карповой пришел Владимир Викторович Петров, актер драмы и комедии, заслуженный деятель искусств, профессор, заведующий кафедрой актерского мастерства Санкт-Петербургской Театральной академии, который руководил театром на протяжении почти 20 лет. В 1979 году художественным руководителем Театра-студии СПбГУ становится Вадим Голиков, выпускник Философского факультета Университета, сам питомец университетского театра, ученик Г.А.Товстоногова, профессор кафедры режиссуры Театральной академии. Он руководил театром 35 лет, до самой смерти в 2004 году.

Сцена из спектакля по пьесе Марины Ладо «Очень простая история». Постановка Антона Милочкина.

Сцена из спектакля по пьесе Марины Ладо «Очень простая история». Постановка Антона Милочкина.

Все руководители были чрезвычайно преданы студии и своим ученикам. С именем каждого из них связана целая эпоха в истории Театра СПбГУ. Многие студийцы на протяжении долгих лет поддерживали связь с университетским театром, продолжали принимать участие в постановках и ставить спектакли. Игорь Горбачев и Андрей Толубеев представили здесь свои первые режиссерские работы.

Из личного опыта

В школе, где я училась, была замечательная театральная студия. Нашим дружным театральным коллективом мы ставили спектакли на все мыслимые праздники и годовщины, вели торжественные ассамблеи выпускников, и еще придумывали спектакли «просто так», поэтому все участники студии были школьными знаменитостями. Здесь у меня были слава, успех и полнейшая творческая самореализация.

А потом я поступила в Университет. Моя новая жизнь в первые недели после детства была прекрасна, но театра отчаянно не хватало. Хотелось играть. Я что-то слышала о театральной студии Университета, но для меня оставалось загадкой, как туда попадают. Наверное, моего хилого стремления не хватило бы на самостоятельное выяснение подробностей поступления в студию. И тут на помощь пришел сокурсник, который рассказал о том, что на днях проходил отбор в Театр-студию СПбГУ. Он сказал, что нужно читать на отборе, и даже нарисовал мне в блокнотике, как добраться до особняка Бобринских, где тогда располагалась «творческая мастерская» университетского театра.

Отбор проходил там же, где впоследствии мы занимались актерским мастерством и, в другие дни, сценической речью — в одном из залов особняка Бобринских. Поговаривали, что именно в этом зале на одном из балов Пушкин познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой… Это, конечно, впечатляло. Не меньше впечатляло и количество людей, пришедших поступать в Театр-студию. Нас было человек сто, а может и больше. Люди сидели и стояли везде, где можно было сидеть и стоять — в креслах зала, на ступенях, на подоконниках, вдоль стен. Отбор начинался в два часа дня и продолжался без перерыва до десяти часов вечера, когда, наконец, был оглашен список принятых. «Приемная комиссия» состояла из трех человек: руководителя Театра-студии Вадима Голикова, Людмилы Ивановны Хлопотовой, которая впоследствии вела у нас занятия по актерскому мастерству; и Людмилы Александровны Голиковой, которая преподавала нам сценическую речь.

Каждый претендент выходил на сцену, комиссия задавала ему пару общих вопросов о его театральном прошлом и о том, почему он пришел в студию, затем нужно было прочитать подготовленную программу. Как и полагается, необходимо было прочесть отрывок из прозы, басню и стихотворение.

Выступать перед комиссией в зале, полном «конкурентов», тяжело и «бывалым», что уж говорить о тех, кто выходит на сцену впервые. Густой воздух в помещении, как острый соус, приправленный разными специями, был насыщен взаимным интересом, любопытством и нервным напряжением. Некоторые забывали строки стихотворений, сбивались, начинали читать снова. В целом, члены комиссии всех подбадривали, успокаивали и терпеливо ждали, пока человек «настроится».

Кстати, передаваемые годами легенды и предания Театра-студии СПбГУ изобилуют примерами того, как некоторые ее участники, ставшие впоследствии известными артистами, проходили отбор с немалыми психологическими трудностями. Например, история о том, как в студию поступал Сергей Юрский (он занимался здесь в 1950-е годы), была утешением для всех последующих поколений поступавших. На отборе Сергей Юрский начал читать стихи, но почти сразу сбился и умолк. Его попросили успокоиться и начать заново. Он начал во второй раз, но опять сбился. Комиссия молчала, давая ему время настроиться; зрители ждали. Сергей Юрский отошел к окну, встал, повернувшись спиной к залу, и долго молчал. Потом попробовал снова начать стихотворение. Но ничего не выходило. Тогда он обратился к руководителю студии: «Я не могу так читать. Я бы хотел, чтобы все, кроме вас, вышли из зала!». В это сложно поверить, но все встали и, действительно, покинули зал, столпившись за дверью. Оставшись один на один с Е.В.Карповой, Сергей Юрский, наконец, смог прочитать подготовленную программу. Его приняли в труппу театра. Очень скоро он уже исполнял роль Хлестакова в студийной постановке «Ревизора»…

…Поздним вечером нам огласили список принятых. При этом руководители настойчиво и деликатно убеждали присутствующих в том, что наличие или отсутствие твоей фамилии в списке решающего значения не имеет: они, мол, только отметили претендентов, чье выступление произвело на них впечатление, и которым они рекомендовали бы заниматься. Тем не менее, посещать студию могут все желающие, поскольку самое главное — желание.

Я оказалась в этом заветном списке. Сказать, что я была рада этому, значит малодушно погрешить против истины. Я испытывала безумный восторг и счастье оттого, что меня отметили! Это окрыляло.

До метро я шла с Леной — студенткой матмеха, девушкой невероятной, пронзительной и утонченной красоты, с которой только что познакомилась. Лену тоже заметили, выбрали и объявили. Испытывая нестерпимое, совершенно детское счастье, мы бежали вдоль Мойки вприпрыжку, пели песни, и казалось, что нам обеим лет по пять, не больше. Восторг расходился от нас волнами цунами и колыхал воду в реке.

Итак, мы стали членами университетской театральной студии. Людмила Ивановна называла всех нас «детьми» или «малышами», независимо от возраста, потому что мы занимались в театре первый год. «Малыши» не принимают участие в спектаклях, которые ставят «взрослые» — старшие участники студии, и не ставят собственных спектаклей, а только занимаются актерским мастерством.

В течение первого года занятий нам буквально запрещали пользоваться речью на занятиях по мастерству — мы должны были научиться «показывать», передавать смысл сцены пластическими средствами. На первом же занятии Людмила Ивановна сказала нам: «Не думайте, что, придя сюда, вы сразу будете участвовать в спектаклях. Я знаю, что вы можете выйти на сцену и прочитать слова. Каждый может, так или иначе. И зритель сможет понять вас, услышав слова, но это было бы слишком просто. Это еще не есть актерское мастерство. Попробуйте выйти на сцену и без слов и предметов изобразить простое действие — как вы зажигаете спичку или открываете холодильник. Это гораздо сложнее. Мастерство заключается в том, чтобы уловить и передать мельчайшие нюансы движений, мимики, чтобы зритель понял, «увидел»: вот вы открываете холодильник (именно холодильник, а не стенной шкаф!); вот вы сидите, раскинувшись, в кресле; вот пьете кофе из маленькой чашечки. И все это на совершенно пустой сцене и без единого звука!».

Заниматься в студии было сложнее, чем участвовать в школьных спектаклях, но и гораздо интереснее. На занятиях по мастерству мы играли в «молчаливые» игры, и Людмила Ивановна задавала нам элементарные задания, которые, однако, оказывались трудновыполнимыми. Например, достоверно изобразить черепаху или щенка на деле оказывается не так-то просто. Мне очень нравилось задание, когда один из участников придумывал себе какое-то дело и должен был изобразить его на сцене. Например, начинал мыть пол воображаемой шваброй, отжимая тряпку в воображаемое ведро. Остальные участники тоже придумывали себе дело, вписывающееся в контекст действий первого, и по очереди «добавлялись» на сцену. Кто-то начинал двигать несуществующую мебель, позволяя первому протереть пол «за диваном». Другой приносил ведра с чистой водой. Еще один начинал вытирать пыль или мыть окна. Следующий выходил на сцену и изображал, что он ходит по «комнате» и раздает указания остальным (без звука, естественно), а потом спотыкается о ведро. И так далее. В итоге на сцене собиралось человек десять, занятых каждый своим делом, но составляющих общую картину. Действия необходимо было изображать не схематично, а максимально точно и подробно, обыгрывая все микродвижения, продумывая характер своего героя. Каждый рисовал отдельный образ: этот — растяпа, тот — веселый, другой — сосредоточенный и хмурый. Потом каждого участника спрашивали, что он делал и каков был характер его героя, чтобы узнать, правильно ли были истолкованы его действия.

Занятия в студии психологически раскрепощали, помогали избавиться от комплексов, излишней застенчивости или ложной скромности. Приходя на отбор, ты думаешь, что хочешь играть в театре во что бы то ни стало. Но только когда начинаются занятия, и тебе приходится, изображая змею, ползать по полу перед еще мало знакомыми людьми, ты всерьез задумываешься о своем желании и делаешь самый главный выбор. Если ты готов стереть с себя все напускное, надуманное; если готов преодолеть страх выглядеть глупо, то ты остаешься в театре. Те, кто не может преодолеть себя, уходят после первых же занятий. Зато остаются такие же, как ты, а значит, им можно доверять.

И вечером после учебы, работы и дневной суеты ты торопишься в студию, чтобы окунуться в другой мир, и здесь, наконец-то, стать настоящим — стать собой.

***

Сегодня Театром-студией СПбГУ руководит Маргарита Николаевна Дульченко. Здесь по-прежнему преподают режиссёры-педагоги Людмила Ивановна Хлопотова и Людмила Александровна Голикова, а также работают режиссёр Антон Валерьевич Милочкин, балетмейстер Николай Иванович Козлов и музыкальный руководитель Театра-студии, композитор Илья Кузнецов.

В репертуаре театра спектакли «Охота на носорога» по пьесе Николая Гумилёва; «З Садур З» по пьесам Нины Садур (в 2001 году спектакль стал лауреатом

Первого всероссийского фестиваля студенческих театров); сценическая композиция по рассказам Виктора Пелевина «Гримасы истории», спектакль по повести Константина Воробьёва «Крик»; «Двух королев не бывает» — спектакль режиссера Бориса Преображенского с Людмилой Хлопотовой и Татьяной Морозовой в главных ролях, и другие. Университетский театр регулярно гастролирует по городам России и за рубежом, принимает участие в различных театральных фестивалях. Сегодня Театр-студия размещается в доме № 52 по Галерной улице.

Набор в студию будет проводиться, по традиции, в начале октября. Об этом вы можете узнать на сайте театра www.studio.pu.ru.  

Дарья Мельникова
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков