Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3777), 27 июня 2008 года
уходящая натура

Жилище немногих старцев

«…на берегу Невы находится Киновия, состоящая
в ведении Александро-Невской лавры.
При этой Киновии состоит особый игумен,
управляющий живущей здесь небольшой братиею».
“Православные русские обители”, 1910 г.

Лето недолго. Северное в особенности. Самое время для волшебного путешествия. Хотя бы недалеко. На правый берег Невы, скажем. В киновию Александро-Невской лавры.

Местность эта издавна была обитаема. В 1714 году Петр I даровал участок земли близ деревни Клочки Александро-Невскому монастырю. В XVIII веке тут существовал принадлежавший лавре кирпичный завод, затем земли сдавались в аренду крестьянам, с начала XIX века возникли по указанию лаврского наместника Товии монастырские покосы и огороды. В 1820 г. по инициативе петербургского митрополита Михаила (Десницкого) здесь был основан монастырь для больных и престарелых монахов лавры — киновия (в буквальном переводе с греческого «общежитие»). В 1820–21 годах выстроена самая старая церковь киновии, освященная во имя Всех Святых. Деревянный храм, в 1861 году возобновлявшийся архитектором К.И.Брандтом, до наших дней не дошел — закрытый в 1931 году, во время блокады он был разобран на дрова. Центром всего ансамбля теперь является монументальное здание Троицкого храма (Октябрьская набережная, 18), созданное архитектором Г.И.Карповым в 1861–1868 годах.

Братский корпус и набережная Невы Двор Братского корпуса

Братский корпус и набережная Невы

Двор Братского корпуса

Творчество Григория Ивановича Карпова (1824–1900) особенно интересно тем, что работал он на границе нескольких архитектурных эпох. Известен он как епархиальный архитектор и как автор многочисленных доходных домов. И если в ранних своих работах, таких как, например, дом №17 по 2-ой линии, созданный в 1858 году, он следует скромным традициям гражданской архитектуры первой половины XIX века, то уже в оформлении фасада дома №31, выстроенного на той же 2-ой линии в том же 1858 году, возникают яркие эллинистические мотивы — декоративный ордер, кариатиды.

В пятиглавом храме Св.Троицы, возведенном на пожертвования купеческой семьи Набилковых, Карпов использовал формы византийского и древнерусского зодчества — боковые луковичные главки удивительным образом сочетались с романским порталом, а шатровое завершение центрального купола напоминало о другом, увы, уничтоженном петербургском памятнике — знаменитой Благовещенской церкви К.А.Тона.

Троицкая церковь. Вид с алтарной стороны Храм Св.Троицы

Троицкая церковь. Вид с алтарной стороны

Храм Св.Троицы

История Троицкого храма драматична и типична для русской церковной архитектуры: закрытый в 1937 году — как раз на престольный праздник! — храм использовался под производственные мастерские. Были сооружены межэтажные перекрытия, сломаны купола, изуродованы фасады. Однако и в таком обезображенном виде храм производит сильное впечатление, особенно с восточной, алтарной стороны. В 1992 году здание частично возвращено верующим, на Троицу 1993 года были возобновлены богослужения. Теперь здесь подворье Череменецкого мужского монастыря.

Интерьер Троицкого храма

Интерьер Троицкого храма

Удачнее сложилась судьба двух других памятников киновии. Настоятельский и братский келейные корпуса (Октябрьская набережная, 16, 20) построены в 1845–47 годах академиком архитектуры Александром Петровичем Гемилианом и архитектором Карлом Ивановичем Брандтом. Дошедшие до нашего времени лаконичные двухэтажные симметричные здания эффектно вписаны в панораму Невы. Частично сохранилась и внутренняя галерейная планировка братского и настоятельского корпусов с небольшой домовой церковью Михаила Архангела. Сооружения киновии, будто бы укрытые зеленым древесным покровом старинного кладбища, являются важным контрапунктом в застройке Правого берега.

Сто с небольшим лет назад мостов в этой части города не существовало. Не было ни моста Петра Великого, ни Финляндского, ни, тем более, Александра Невского и Володарского мостов. Между левым берегом и монастырем курсировал небольшой пароходик. Назывался он «Киновия». В летние престольные праздники пассажиров было много. Народ разночинный — купцы, военные, ремесленники. Ветер трепал ленточки дамских шляпок, бескозырок мальчишек. Придерживал картуз рабочий. С колокольни доносился звон. В 30-е годы XX века колокольню, выстроенную в 1840–41 годах по проекту архитектора А.З.Комарова, взорвали.

А когда-то лаврский наместник архимандрит Аарон писал: «Сия обитель чрез воздвижение здесь колокольни получила гораздо лучший вид… теперь каждый проходящий мимо ея по берегу или плывущий по Неве уже невольно обращает взоры свои на сие жилище немногих старцев, благоговеет к славимому здесь Творцу и Промыслителю Богу…».

Ныне трогательная звонница в два колокола обустроена на чердаке Троицкой церкви. И спустя почти два столетия со дня основания киновии колокольный звон, хоть и слабый, вновь звучит дальним эхом над широкой рекой.  

Александр Гущин
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков