Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 10 (3777), 27 июня 2008 года
конференц-зал

Требуется
инновационный менеджер

Бизнес для науки является основным источником практической энергии, используя который, изобретатели и промышленные предприятия вместе готовы двигаться в верном направлении.

Участие бизнеса в развитии инновационной научной деятельности для России особенно актуально. Во всем мире выделяется чуть более 20 стран с высокими показателями инновационной активности (США, Япония, республика Корея, Финляндия). Критериями являются такие основные характеристики, как внедрение в массовое производство не менее 70% передовых разработок и не превышающая 30% зависимость от импорта инноваций. Ни тем, ни другим Россия пока не отличается, и это при наличии 12% российских ученых от общемирового количества научных работников.

Подпись

До сих пор в России отсутствует ясное представление об этапах прохождения научного открытия новых технологий и материалов до создания опытных продуктов малыми венчурными предприятиями, к широкому коммерческому тиражированию с помощью инвестиционных и организационных возможностей среднего и малого бизнеса.

Во всем мире большинство изобретений существуют только на бумаге и никогда не реализуются, тем более не становятся популярным товаром. Так и в России изобретение остается необходимым, но недостаточным условием для создания инновационного продукта. А успешность любого бизнеса определяется ростом прибыли от реализации продуктов.

Поддержка бизнеса

В России только с 2005 года активно финансируются и разворачиваются мероприятия, призванные стимулировать генерацию научных знаний из различных областей. Развитие науки, как и образования, в России остается приоритетом государственной политики. В текущем году государственное финансирование достигнет 200 млрд рублей. На сегодня в стране организовано 4 технико-внедренческих зоны, создано более 20 венчурных фондов для финансирования инновационных предприятий, и общий объем венчурных средств в 2008 году превысит 70 млрд рублей. Уже вложено не менее 20 млрд рублей в строительство инфраструктурных объектов инновационного назначения. Планируется дальнейшее увеличение расходов из федерального бюджета на генерацию новых знаний. Однако в силу отсутствия доступных объектов инновационного предпринимательства создаваемая структура поддержки бизнеса работает неэффективно. В прошедшем 2007 году в России состоялось менее 10 венчурных сделок, а разворачиваемая Правительством деятельность по поддержке инновационных проектов требует не менее 500–600 инновационных предприятий в год.

На заседаниях круглых столов минувшего форума высказывалось множество практических рекомендаций по выходу из сложившегося положения. Александр Александрович Хасин — директор ООО «Бюро управления инновационными проектами», представивший на форуме практический опыт коммерциализации научных разработок, — рекомендовал начать работы по созданию сектора «посевного» проектного менеджмента в российской экономике.

По его словам, это позволит в минимальные сроки обеспечить создание необходимого количества инновационных предприятий. Деятельность «Бюро управления инновационными проектами» достаточно продуктивна. Работа ведется с учетом интересов науки и бизнеса в рамках реализации программ Международного фонда технологий и инвестиций.

Опыт Бюро показал, что для успешной коммерциализации научных разработок необходима четкая организационная и финансовая поддержка инновационных проектов на самых ранних стадиях. Сегодня уже создан Частный фонд посевного финансирования, который за 4 года профинансировал начальные этапы 24 таких проектов.

Промышленные предприятия оценивают перспективность внедрения того или иного инновационного проекта, бизнесмены вкладывают деньги, государство улучшает условия для разработки и внедрения инноваций. Почему же путь от научной работы к прибыльному инновационному бизнесу остается таким сложным?

Опора на образование

Сохранение и развитие отечественного интеллектуального потенциала основано на науке и образовании. Именно российские вузы, лидирующие университеты, где развивается инновационное мышление будущих ученых и специалистов, являются почвой для совершенствования необходимых научных знаний.

Между наукой и бизнесом, на стыке исследований, образования и инноваций находятся университеты. Участвуя в научно-исследовательской деятельности, университеты способствуют практическому применению ее результатов и повышению образовательного уровня всех задействованных специалистов. На форуме было приведено множество примеров стимуляции повышения качества инновационного образования.

Саратовским государственным техническим университетом предложен к созданию Студенческий инновационный центр. Одна из основных задач создания центра состоит в том, чтобы студенты могли активно проявить себя и определиться в своих интересах, найти себе применение.

По инициативе Ассоциации технических университетов уже создана специальность «менеджер в области высоких технологий», в которой предусмотрено изучение инженерных, экономических и менеджерских дисциплин.

Но пока в российской экономике, как и в науке, отсутствует спрос на инновационных менеджеров. Теоретически руководителями предприятий и образовательных учреждений признается потребность в инновационных менеджерах, однако практического интереса они не проявляют.

Участник форума Алексей Феликсович Власов, генеральный директор Центра акционирования инновационных разработок, стал в 2007 году участником или посетителем более 20 московских и региональных выставок, где в общей сложности представлялось более 3 тыс. инновационных проектов. На всех мероприятиях подробно представлялась научно-техническая часть проекта и очень редко присутствовала информация о практических перспективах разработок.

— Таким образом, — подчеркивает Алексей Феликсович, — под лозунгом «инновации» проводятся выставки научных результатов, как правило, имеющие отдаленное отношение к реальным проблемам.

Комиссия Европейского сообщества по проблемам инновационной деятельности, проводя ежегодную оценку ее состояния, подчеркивает, что инновационная деятельность в XXI веке становится основой истинного богатства каждой страны. Именно интеллектуальная собственность, берущая свои истоки в образовательных учреждениях, дает возможность развиваться инновационным процессам.

Разрешение противоречий, очевидных в системе реализации инновационных проектов, и станет самой главной долгожданной инновацией. Для этого необходимы скоординированные совместные действия образования, бизнеса и государства.  

Наталья Давыдова
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков