Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3776), 10 июня 2008 года
уходящая натура

Сворачивая на Кожевенную

Сворачивая на Кожевенную линию с набережной Масляного канала, которого не существует... «Это уж совсем непостижимо», — сказал бы Николай Васильевич Гоголь. И сказал-таки по другому поводу в повести «Нос». Полно, дамы и господа, настоящие чудеса впереди.

Кожевенная линия, 3. Дом начала XVIII в.

Кожевенная линия, 3. Дом начала XVIII в.

Дом Парамоновых. Фрагмент фасада.

Дом Парамоновых. Фрагмент фасада.

Описываемая местность издавна именовалась Чекуши. Этимология связана с названием деревянных колотушек — чекушей, которыми разбивали слежавшуюся муку в мучных амбарах, расположенных здесь

в XVIII веке. Масляный канал после Великой Отечественной войны был засыпан, территория Кожевенной линии от 27-й линии до Косой линии отошла к Балтийскому заводу. И тем не менее здесь, посреди сюрреалистического индустриального пейзажа, сохранился интереснейший архитектурный комплекс завода Парамонова, включающий в себя в том числе особняк первой трети XIX века и жилой дом начала XVIII века — времени основания нашего города.

Основой для застройки Васильевского острова в петровское время служили так называемые «образцовые проекты». Проекты для «подлых людей» и для людей среднего достатка создал Доменико Трезини. Проект «дома для именитых» разработал французский архитектор Жан-Батист Леблон. И как раз к этому проекту восходит дошедшее до наших дней здание по адресу: Кожевенная линия, дом 3. Жан-Батист Леблон проработал в Петербурге около двух с половиною лет — в начале 1719 года он скончался от оспы, и руководство строительством окончательно перешло к Трезини. Это нашло свое отражение и в пояснении к чертежам: «Кто пожелает дом себе лутче сего построить, оному надлежит у архитектора Тресина истребовать рисунку». Дом №3 по Кожевенной линии неоднократно за свою почти трехсотлетнюю историю переделывался, менялись форма и размеры (а возможно, и количество) оконных проемов, но в общих чертах сохранил лаконичный облик петровской эпохи. В разное время там размещались и общежитие, и рабочая столовая. Перед последней переделкой в 2004 году нам удалось зафиксировать ряд интерьеров, относящихся к XIX веку. На тот момент в доме еще сохранялись двери с ромбообразными филенками, кафельные печи. Теперь в окнах стеклопакеты, за окнами, по всей видимости, офисы.

Другой замечательный памятник находится совсем рядом, на углу набережной Масляного канала и Кожевенной линии. Этот двухэтажный дом, построенный в первой трети XIX века в формах классицизма, до революции принадлежал владельцам завода, купеческой семье Парамоновых. Фасад дома со скругленным углом, тонко прорисованными деталями почти без изменения дошел до нашего времени, если не считать, конечно, грубо прорубленной непропорциональной двери со стеклопакетом и несуразно-провинциальными бетонными ступенями, а также труб вентиляции, вделанных прямо в окна с ампирными замковыми камнями. Внутри остались фрагменты лепной отделки, старинные двери и — о чудо! — росписи, недавно поновленные.

Впрочем, чудо — оно всегда неподалеку. Надо лишь оглядеться вокруг.  

Александр Гущин
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков