Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 9 (3776), 10 июня 2008 года
наука

Вся университетская наука —
как на ладони

Любая аналитика начинается прежде всего с учета, со сбора данных. Факультетов в нашем Университете девятнадцать, кафедр и лабораторий — несколько сотен, сотрудников — тысячи. А система регистрации научной деятельности должна быть единая, общая для всех, эффективная да еще и удобная — как для пользователей, так и для управляющих, контролирующих органов. Но прежде всего она задумывалась как система, удобная для факультетов. Задача, согласитесь, сложная.

— Разработать внутриуниверситетские общие критерии оценки эффективности научной деятельности подразделений — такое решение было принято в январе на заседании Ученого совета СПбГУ после доклада И.А.Горлинского, проректора по научной работе СПбГУ, — сообщила Ольга Васильевна МОСКАЛЁВА, начальник Управления научных исследований. — Основные критерии уже намечены и проработаны. В соответствии с ними и выстраивается информационно-аналитическая система сопровождения научно-исследовательской деятельности Университета (ИАС НИД).

К ее разработке в Управлении научных исследований приступили около года назад, а практическая реализация началась в сентябре 2007 года, когда приобрели необходимое оборудование. В декабре прошла презентация проекта для факультетов Университета, после чего была запущена тестовая версия системы — с учетом замечаний факультетов. С 1 апреля информационно-аналитическую систему ввели в действие, и на двух специальных обучающих семинарах (в Санкт-Петербурге и в Петергофе) представителям факультетов, ответственным за работу с ИАС НИД, объясняли, как с нею обращаться. В течение месяца сотрудники УНИ работали с факультетами в режиме опытной эксплуатации: были исправлены недочеты, сделаны необходимые дополнения. В настоящее время первая очередь ИАС — база данных «Проекты» — уже может эксплуатироваться в полнофункциональном режиме ввода информации. Одновременно разрабатываются необходимые шаблоны для формирования отчетов.

Нарисовать общую картину

Рособразование, Комитет по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, Госкомстат и другие ведомства несколько раз в год запрашивают разнообразные сводные данные о научных исследованиях, проводимых в Университете. А еще просят сообщить статистическую информацию то по одному вопросу, то по другому… И раньше было так: сотрудники Управления научных исследований СПбГУ собирали эти данные с факультетов. Затем обобщали их и отправляли отчеты то в электронном виде, то в виде распечаток с цифрами об исследованиях ученых, о научных проектах, о публикациях в журналах, об издании монографий — в зависимости от вида запроса. Но общая картина научной деятельности СПбГУ в этих отчетах не была видна. Руководство Университета поставило задачу: системно обобщить научную работу в Университете и создать рабочую систему анализа научных исследований, базирующуюся на четких объективных критериях.

Н.Н.Шубин

Н.Н.Шубин

Такая задача успешно решается сейчас путем создания ИАС НИД. Только для этого необходимо, чтобы данные о научной деятельности собирались не от случая к случаю, не раз в полгода и даже не раз в месяц, а НЕПРЕРЫВНО. В идеале заполняют базы данных сами ученые. Провел ученый исследование, написал статью в российском или зарубежном журнале, опубликовал монографию, защитил диссертацию, получил грант на участие в каком-то проекте — и сразу заполнил соответствующую строчку в своем индивидуальном разделе общей базе данных. Базу данных могут заполнять, при принятии соответствующего регламента, также и ответственные от кафедр или факультетов. Из этих данных формируются базы данных кафедры, лаборатории, факультета и, наконец, всего Университета. Когда фиксируется каждый шаг, то из таких отдельных «звеньев» складывается траектория развития и приращения знаний всего сложного и многочисленного научного коллектива Университета. Появляется возможность проводить оценку эффективности организации научной деятельности и выявлять возможные организационные ошибки.

— Об этом иногда забывают, но у каждого сотрудника есть обязанность сообщать в 10-дневный срок научному руководителю о своих публикациях, — напомнил Николай Николаевич ШУБИН, начальник отдела информационно-аналитического обеспечения НИР Управления научных исследований. — Сообщать он может не обязательно письменно, а путем внесения информации в базу данных в режиме online. Как только сотрудник вносит эти данные в общую базу, он добавляет еще один «мазок» в общую картину. На основе анализа этих данных будет выявляться результативность научной деятельности самого сотрудника, его кафедры или лаборатории, факультета.

Информационно-аналитическая система сопровождения научно-исследовательской деятельности СПбГУ помогает собирать информацию о научной работе универсантов и систематизировать ее. С описанием системы можно ознакомиться по адресу http://csr.spbu.ru/files/IAS_YNI_4.ppt.

В перспективе предполагается повышение уровня автоматизации сбора данных о научной деятельности Университета. Можно будет легко узнать о деятельности любого сотрудника Университета, каждой кафедры, лаборатории, факультета и всего Университета в целом. Извлечение такой информации без труда будет осуществляться подачей простого запроса в базу данных.

База данных «Публикации»

Разработанная Управлением научных исследований система ИАС НИД состоит из ключевых баз данных: «Проекты», «Публикации», «Научные мероприятия» и «Оборудование».

В базе данных «Публикации» печатные труды сотрудников Университета фиксируются с учетом их статуса: одних только видов статей насчитывается пять — от статей в российских журналах из докторского списка ВАК до статей в зарегистрированных электронных изданиях. Это важные различия, потому что научные журналы имеют разный рейтинг, который показывает качество и востребованность издания. Его «вес» определяется импакт-фактором (он подсчитывается как количество цитируемых статей, отнесенное к общему числу опубликованных статей) — показателем динамичным, изменяющимся каждый месяц. В престижном журнале труднее опубликоваться, но зато его рейтинг выше. При расчете результативности научной деятельности учитывается также количество соавторов статьи. В итоге самый высокий результат получается, если автор публикации один, а статья опубликована в журнале с высоким импакт-фактором.

О.В.Москалёва

О.В.Москалёва

База данных «Публикации» позволит сотрудникам и администрации СПбГУ составлять любые списки публикаций по тематике, видам публикаций, изданиям, подразделениям, отдельным сотрудникам и так далее. Это значительно облегчит работу по оценке эффективности научно-исследовательской деятельности и организации конкурсных процедур (например, при избрании на должности и рекомендации к присвоению званий).

Участие в конференциях или организация конференций на базе СПбГУ (будет отражаться в базе данных «Научные мероприятия») тоже считается по-разному: учитывается ранг конференции (российская или международная) и вид доклада (устный, стендовый, постерный или приглашенный).

База данных «Проекты»

Информация о текущих проектах, о поданных и отклоненных заявках собирается в базе данных «Проекты». Она позволит оперативно контролировать все этапы выполняемых на факультетах тем НИР и учитывать результаты, полученные в ходе их выполнения. Причем информация о научных проектах вводится сюда уже на стадии формирования заявки, когда гранта еще нет. Для чего это необходимо?

— Когда появляется информация о конкурсах каких-либо грантов или научных программ, мы публикуем ее на сайте Управления научных исследований, однако если мы знаем научные интересы сотрудников Университета, то можем отправлять адресные предложения. Или если запросы сотрудников разных факультетов совпадают, мы можем предложить сформировать совместные проекты и активно стимулировать сотрудников к деятельности, — объясняет Н.Н.Шубин. — Сейчас поиск грантов — личное дело, инициатива каждого, и порой ученый углубляется в исследования в своей области, не всегда умея эффективно привлекать финансирование. Для системного поиска грантов нужна соответствующая информация.

Сотрудники Управления научных исследований, имея системную информацию о поданных и выигранных заявках на гранты, смогут проконсультировать универсантов по вопросам подачи заявок, например, в РФФИ. Иногда нужно изменить формулировку темы, а иногда просто лучше подавать заявку в другой фонд.

Кроме того, введение в эту базу данных информации о научных проектах уже на стадии формирования заявки позволит оценить результативность подачи заявок и осуществлять регулярный мониторинг направлений научных исследований, планируемых и реально осуществляемых на факультетах. Наличие централизованной базы данных заявок на выполнение НИР позволяет эффективнее организовать экспертизу заявок, например, на предмет патентоспособности запланированных исследований, причем эта экспертиза может быть проведена сотрудниками Отдела интеллектуальной собственности интерактивно и оперативно. Это поможет как руководству Университета, так и деканам более эффективно осуществлять работу по формированию и реализации научной политики в подразделениях и в Университете в целом. Ну и конечно, регулярное обновление информации сотрудниками факультетов позволит значительно сократить трудозатраты на сопровождение НИР (подготовка разнообразных отчетов и аналитических материалов). Не нужно будет постоянно «дергать» факультеты для срочного сбора той или иной информации, появится возможность работать спокойно, без авралов.

Общеуниверситетской базы данных сотрудников СПбГУ пока нет — Управление кадров обещает, что она будет только к концу 2008 года. В Управлении научных исследований ждать не стали, и базу данных «Проекты» начали формировать самостоятельно. На 19 мая в нее введены уже 329 проектов разных факультетов. Сотрудники УНИ регистрируют пользователя, активация пользователей осуществляется администратором подразделения. Кроме этого, ученые могут регистрироваться самостоятельно с последующей их активацией администратором факультета (подразделения). Такая процедура введена специально, чтобы «подтолкнуть» сотрудников Университета к сотрудничеству с УНИ через формирование базы данных.

База данных «Оборудование»

С оборудованием иногда тоже происходят удивительные казусы. Бывает и такое: сотрудникам одной лаборатории требуется какой-то ценный прибор (например, электронный микроскоп или спектрометр), и они достают, «выбивают» деньги, чтобы его купить. А прибор стоит… на соседней кафедре, и коллеги узнают об этом случайно, в бытовом разговоре. Если же нужное оборудование находится на другом факультете, то информация об этом ещё недоступнее.

Формируемая в ИАС НИД база данных «Оборудование» сделает эту информацию доступной для всех. Она даст возможность исключить многократные затраты, более рационально использовать уже имеющееся в СПбГУ сложное научное оборудование и планировать покупку нового оборудования с учетом имеющихся ресурсов.

— Идеология центров коллективного пользования дает возможность наладить эффективную работу оборудования, установить график, электронный календарь его использования, — поясняет О.В.Москалёва. — Мы планируем ввести удобные сервисы так, чтобы была возможность найти в базе данных нужное оборудование, посмотреть, когда, в какие дни и часы оно свободно, какие виды работ на нем можно выполнить — и после этого заполнить и отослать интерактивную заявку на его использование. Всё это будут делать сами пользователи, с факультетов или внешние. А наша задача: учесть оборудование и предоставить сервис.

Сроки и результаты

Ввод в действие ИАС НИД осуществляется поэтапно:
Этап опытной эксплуатации системы заполнения базы данных «Проекты» подразделениями СПбГУ с целью отладки программного продукта и регламента взаимодействия пользователей ИАС — до 15.05.08.
Этап полнофункциональной эксплуатации системы заполнения базы данных «Проекты» подразделениями СПбГУ — с 15.05.08. Этап опытной эксплуатации системы заполнения баз данных «Публикации», «Научные мероприятия» и «Оборудование» — с 15.06.08 до 15.09.08.
Этап полнофункциональной эксплуатации системы заполнения баз данных «Публикации», «Научные мероприятия» и «Оборудование» — с 15.09.08.

Наукометрические данные нужны для решения многих вопросов. Все создаваемые базы данных связаны между собой и позволяют оценить как эффективность каждого отдельного сотрудника, так и результативность выполнения отдельного проекта, эффективность использования оборудования и так далее. Комплекс информации, содержащейся во внедряемых базах данных, может быть использован для оценки эффективности НИР на факультетах и в Университете, для сбора статистических данных и построения аналитических исследований на их основе (как внутри Университета, так и вне его), а также при аттестации сотрудников Университета

Очень важно и то, что с 1 октября вступают в силу новые правила ВАК, согласно которым при защите диссертаций статьи соискателя должны вводиться в базу данных Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru. Университетская ИАС НИД устроена так, чтобы можно было использовать данные ее базы и для eLIBRARY.ru, о чем уже достигнута принципиальная договоренность. Необходимо отработать технологию взаимодействия разных информационных систем.

— В системе Академии наук после введения отраслевой системы оплаты труда (в качестве пилотного проекта) при аттестации ученых учитываются индивидуальные показатели результативности научной деятельности, что непосредственно влияет на зарплату сотрудников в институтах РАН. В системе высшего образования отраслевая система оплаты труда должна быть введена до конца 2008 года, поэтому весьма вероятно, что скоро и у нас будет нечто подобное, — считает О.В.Москалёва.

Доступ к системе

А трудно ли войти в Информационно-аналитическую систему сопровождения научно-исследовательской деятельности Университета? Как ею воспользоваться?

— Сотрудники Университета часто работают дома, в дороге, в командировках, даже за границей — и мы это учитывали при разработке системы ИАС НИД, — рассказывает Н.Н.Шубин. — Доступ в эту систему возможен отовсюду, с любого устройства с web-интерфейсом: с настольного компьютера (на рабочем месте в институте или на кафедре), с ноутбука, коммуникатора, карманного компьютера (так называемого «наладонника»). Компьютерные технологии быстро развиваются, и не исключаю, что очень скоро можно будет работать в системе, заходя в нее с мобильного телефона.

Работать с ИАС НИД можно в разных режимах — от ознакомительного до административного, в зависимости от уровня доступа. Справки о регистрации в системе можно получить у назначенных деканами администраторов факультетов и в Управлении научных исследований.  

Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков