Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8 (3775), 20 мая 2008 года
уходящая натура

Дом Брюллова

А ведь, собственно, мы говорим о загадке. Уже долгое время мы говорим о загадке, имя которой — Старый Петербург. Первый в нашем городе музей, посвященный этой тайне — Музей Старого Петербурга, находился совсем неподалеку от здания Двенадцати коллегий, на Кадетской линии, в доме №21 (адрес по Тучкову переулку — дом №16.)

В 1780-х годах неизвестный зодчий возвел для купца Василия Грехова каменный дом, фасад которого по Кадетской линии практически без изменений дошел до наших дней. Пилястры коринфского ордера, изысканные барельефы, маскароны цокольного этажа, выдержанные пропорции — характерные приметы классицизма конца XVIII века. Впоследствии дом менял владельцев, в том числе был и в собственности купцов Билибиных, чей потомок — художник Иван Билибин прославился уже в XX веке. В 1845 году дом приобрел Александр Павлович Брюллов, знаменитый архитектор, академик архитектуры, член-корреспондент Академии художеств в Париже, почетный профессор Миланской академии, действительный член Лондонского королевского института искусств. Среди самых известных построек Брюллова — лютеранская церковь Св. Петра на Невском проспекте, здание Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади, Пулковская обсерватория.

Сразу по приобретении Брюллов затеял перестройку дома в римском духе, разделив двор надвое, создав в первом дворе подобие атриума со статуей Аполлона на стене. Был возведен также корпус, выходящий на Тучков переулок, с монументальной аркою и дворовыми конюшнями. Будучи профессором Академии художеств, Брюллов занимал казенную квартиру и в доме на Кадетской не жил. В 1870-х годах дом перешел к его дочери, С.А.Сюзор, супруге другого виднейшего петербургского зодчего — графа Павла Юльевича Сюзора. Сюзор, почетный председатель Общества архитекторов-художников, работал много и плодотворно — в массовом сознании он прежде всего автор дома акционерного общества “Зингер” на Невском. Среди других его построек упомянем здание Общества взаимного кредита на Екатерининском (Грибоедова) канале, 13, и доходный дом Ратькова-Рожнова на Пантелеймоновской (Пестеля) улице, 13-15. Кстати, во многих работах Сюзора присутствует мотив гигантской арки — уж не от монументальной ли брюлловской арки, быть может подсознательно, отталкивался он?

В 1907 году в доме П.Ю.Сюзора Обществом архитекторов-художников был основан Музей Старого Петербурга. Мотивы его создания именно в то время нам, спустя сто лет, близки и понятны: тогда, как и сейчас, в эпоху “тотальной капитализации общества” жертвою становились памятники архитектуры. Правда, между тогдашней и нынешней ситуациями есть некоторые фатальные различия, обусловленные, с одной стороны, развитием технического прогресса, а с другой, некоторым, как бы это помягче выразиться, падением нравов.

Деятельность Музея и общества “Старый Петербург”, а также общества “Старый Петербург — Новый Ленинград” настолько неоценима и разнопланова, что, разумеется, рассказать о ней вкратце невозможно. Скажем лишь, что замечательные коллекции, хранившиеся в доме П.Ю.Сюзора, положили начало Музею истории Санкт-Петербурга. Процитируем воспоминания художницы Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой, относящиеся к голодному 1918 году: “За спиной мешок с сушеной воблой и пшеном. А настроение, несмотря ни на что, хорошее, бодрое. Ходили со студентами в Музей Старого Петербурга, в Эрмитаж, в Русский музей”. В 1920 году Остроумова-Лебедева вырезала восемь гравюр для великолепной книги Н.П.Анциферова “Душа Петербурга”. А жил Анциферов одно время прямо по соседству с Музеем, в доме №23 по Кадетской…

Теперь дом 21 по Кадетской линии опустел. Лишь в первом этаже работают магазинчик и фотография. Стекла местами выбиты, окна заделаны фанерой, парадная находится в плачевном состоянии. Проход во двор-атриум перекрыт металлическим забором, в самом дворе запустение. Совсем не повезло упоминавшейся статуе Аполлона Мусагета, она возбуждала особую ярость граждан. На нашей памяти терракотовая скульптура дважды реставрировалась и дважды была безжалостно расколочена, теперь от нее осталась лишь небольшая консоль на стене. Во втором (жилом) дворе недавно уничтожена одна из гранитных колесоотбойных тумб. Серьезную тревогу вызывает также судьба интереснейших деревянных ворот со стороны Тучкова переулка, чудом сохранившихся с брюлловских времен. Следует напомнить, что аналогичные деревянные ворота ясным майским днем два года назад исчезли с дома №45 по 2-й линии и были заменены уродливой сварной железной рамой.

Говоря о доме Брюллова-Сюзора, нельзя не упомянуть и о чудесной малоизвестной скульптуре льва, находящейся на верхней площадке лестницы в жилом флигеле. Стоит себе этот лев сто шестьдесят с лишним лет, глядит белыми ночами на влюбленные парочки. Дай Бог, чтобы простоял еще столько же.  

Александр Гущин
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков