Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 8 (3775), 20 мая 2008 года
инновации

Компьютерные технологии
в вузовской педагогике

Известна история про Н.Н.Миклухо-Маклая. Во время своих путешествий по Гвинее-Папуа он прибыл на один остров, где местное население жило впроголодь. Их хижины стояли у реки, рядом с огромным водопадом — и аборигены голодными глазами следили за огромными рыбами, пролетающими мимо в потоках воды. Миклухо-Маклай быстро сообразил, что делать. Он не только накормил аборигенов рыбой — но, главное, научил ее ловить! И местные жители сложили легенды о бледнолицем герое, который явил чудо: рыба сама прыгала в плетеные корзины, которые они лишь подставляли под струи воды… Так происходит в любой деятельности, особенно в обучении. Одни могут только накормить — а другие научат ловить рыбу.

Рабочий семинар лаборатории сетевой педагогики. Слева направо: А.Б.Глыбина, Н.А.Кабанова, О.В.Миловидова, А.В.Бояркина.

Рабочий семинар лаборатории сетевой педагогики. Слева направо: А.Б.Глыбина, Н.А.Кабанова, О.В.Миловидова, А.В.Бояркина.

Возьмем для примера аспирантуру. Она включает ряд всем привычных процедур: учебный план, семинары аспирантов, общение с преподавателями, регулярные встречи с научным руководителем, сдачу экзаменов по кандидатскому минимуму и, наконец, защиту диссертации. И очень часто аспиранты (да и докторанты) приезжают в Петербург из других городов, месяцами живут в тяжелых условиях, снимая комнату, без работы — для того, чтобы посещать занятия… Что же делать? Можно ли в этом традиционном процессе что-либо изменить?

— Можно и нужно, — считает кандидат педагогических наук Ольга Витальевна МИЛОВИДОВА, руководитель Лаборатории сетевой педагогики Института современных иностранных языков Факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета. — Научную деятельность и обучение аспирантов можно вести дистанционно, через Интернет. Конечно, личные встречи с преподавателем ничем не заменишь, но их можно оптимизировать.

Ольга Витальевна рассказывает об опыте Финляндии, где создан Виртуальный университет, в котором студенты обучаются даже не заочно (в нашем понимании), а действительно виртуально. Но, понятное дело, обучение в Сети происходит совсем иначе, чем «вживую» — и этому преподавателей специально обучают. В Университете Хельсинки задачи по сопровождению и развитию сетевого дистанционного обучения решает Образовательный центр по информационно-коммуникационным технологиям, созданный сначала как проект в 2000 году и ставший в 2004 авторитетным подразделением университета с годовым бюджетом в 500 000 евро.

— Для того чтобы грамотно организовать дистанционное обучение студентов или аспирантов, преподаватели должны обладать соответствующими знаниями не только в области технологий компьютерного программного обеспечения, но и целым арсеналом сетевых педагогических решений. Преподаватель должен быть не просто лектором — он должен стать продюсером мультимедийного дидактического ресурса, — объясняет О.В.Миловидова. — Этому мы как раз и обучаем их в нашей Лаборатории.

— Какие шаги для этого уже сделаны в Санкт-Петербургском университете?

— К декабрю 2007 года на сервере Института современных иностранных языков Факультета филологии и искусств начал работать портал дистанционного повышения квалификации по лингводидактике Lingv@Tarining (http://lingva.iml.pu.ru). В этом году мы продолжаем работу по наполнению ресурса интерактивными модулями – форумом и виртуальным классом. Эту работу наш коллектив ведет по внутреннему гранту Факультета филологии и искусств СПбГУ. Руководство института и факультета понимают: за этим направлением — будущее. Технологию дистанционного обучения мы вначале опробовали на курсах повышения квалификации для филологов. В рамках развития системы постдипломного образования сейчас впервые ведется разработка курса английского языка для аспирантов обществоведческих факультетов.

— Ольга Витальевна, ваши слова о том, что преподаватель из лектора должен превратиться в продюсера мультимедийного дидактического ресурса, не всем понятны. Что они означают? В чем проблема и как она решается в сетевой педагогике?

— Вы откройте любую книгу или конспект лекции — а я выйду в Интернет. Давайте сравним: в чем отличие книжного формата от формата мультимедиа? Интернет технологии позволяют создавать гипертекст, т.е. текст, выстроенный не в линейной последовательности, как в книге, а представляющий собой систему переходов на любой уровень. Переход осуществляется с помощью гиперссылки, которая может быть и звуковым файлом, и изображением, фотографией и другим текстом, например, переводом слова, толкованием или ссылкой на файл или веб-страницу. Для создания такого учебного гипертекста необходимо обладать навыками навигации, знаниями о наполнении текста ландшафтными знаками, а также об особенностях экранного формата. Ведь считывание информации с экрана, в том числе и текстовой, осуществляется не линейно, как в книге, а в соответствии с законами визуального восприятия.

Второе отличие мультимедиа-формата: мы переносим реальную среду в виртуальную. Самой важной и полезной для учебной деятельности в сети является возможность интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентом, а также группой студентов. В отличие от очного занятия, которое проходит в традиционном аудиторном формате, и результатом которого является, в лучшем случае, запись лекции, сетевое взаимодействие позволяет вернуться к содержанию, переосмыслить его, даже при необходимости провести снова. А при использовании программы компьютерной телефонии Skype можно поддержать дискуссию с помощью чата или голосовой конференции.

Для того чтобы наглядно показать преимущества сетевой педагогики, Ольга Витальевна выходит на сайт портала, разработанного по сценарному плану нашей Лаборатории компанией Гудтейст, специализирующейся в разработке и продвижении профессиональных коммерческих и академических сайтов с интерактивным элементом. Портал Lingv@Training создан для продолжения лингводидактического образования в сети. Пользователи портала – преподаватели и аспиранты Факультета филологии и искусств, прежде всего Института современных иностранных языков. Первичное знакомство не требует особых прав. Но для участия в дистанционном курсе повышения квалификации необходимо получить права доверенного пользователя, то есть слушателя дистанционного курса повышения квалификации. Дистанционные курсы на портале выкладывают сами авторы, в нашем случае, это методисты Лаборатории сетевой педагогики. Сегодня уже работает форум, который позволит преподавателю – автору курса вести диалог со своими коллегами — слушателями курсов.

Параллельно с разработкой дистанционных курсов повышения квалификации методисты Лаборатории стали первопроходцами и в сфере дистанционного обучения иностранным языкам на нашем факультете.

Вот, например, Альбина Витальевна Бояркина, старший преподаватель Центра повышения квалификации по филологии, с 15 октября по 23 декабря 2007 года провела курс немецкого языка для студентов Консерватории по теме «Семья Моцарта». А старший преподаватель кафедры английского языка для обществоведческих факультетов Анна Борисовна Глыбина составила курс для студентов-заочников факультета социологии. Курс включает разнообразные методические приемы: «мозговой штурм» для проверки уровня лексических знаний студентов, форумы, где студенты обмениваются найденными в сети материалами и обсуждают их, творческие задания, например, составление глоссария по заданной теме. Такая модель проектной деятельности легко применима и при обучении аспирантов.

Интересный опыт в реализации задач по развитию сетевого дистанционного обучения представляют специалисты кафедры иностранных языков для математических факультетов. Старший преподаватель кафедры, методист нашей Лаборатории Надежда Александровна Кабанова разработала очень полезный дистанционный курс по подготовке к популярному в России тесту по английскому языку на получение Кэмбриджского сертификата. Буквально на днях, Н.А.Кабанова завершила свой тьюторский семинар со своими коллегами по кафедре. В результате был подготовлен еще один дистанционный курс Master English для студентов математических факультетов. Дистанционное обучение по этому курсу начнется уже в будущем учебном году.

Ольга Витальевна Миловидова считает, что аспирантам и преподавателям надо по-новому подойти к решению задач своего дальнейшего образования, будь-то повышение квалификации или постдипломное образование:

— Взрослый человек современного мира, студент или аспирант Университета, должен осознать, что его успешная карьера и научная деятельность во многом зависят от того, насколько он готов к переменам, к поиску новых решений, — к непрерывному образованию, в конце концов. Мы сами формируем свою среду. И виртуальная среда становится местом нашего учебного взаимодействия, в том числе и в решении серьезных задач научного развития.

Другими словами, преподавателям, студентам и аспирантам надо давать не рыбу, а удочку. Для того чтобы они сами научились рыбу ловить…  

Игорь Тихонравов
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков