— Естественно: ведь опыт проектного подхода был реализован пока только в работе отдельных групп над большим проектом СПбГУ «Инновационная образовательная среда в классическом университете» в 2006–2007 гг. И к тому же многие в Университете привыкли к стабильности, а проектный подход предполагает гораздо большую динамику… — Я бы избегал противопоставления понятий «стабильность» и «динамика» — это не разные вещи. Хотя деликатность Вашей мысли мне понятна. — Простите, Илья Александрович, некое противопоставление все же напрашивается, и вот в каком смысле. Многие, мне кажется, привыкли к тому, что сегодня на их рабочем месте всё так же, как вчера, а вчера — так же, как позавчера. И эта стабильность в их деятельности, повторяемость одних и тех же действий (лекция, семинар, консультация, семестр, сессия…) привлекательна предсказуемостью событий. А при проектном подходе всё быстро меняется: сегодня ты работаешь над одним проектом, а завтра он закончился, и надо переключаться на другой… И если ориентиры держит только руководство Университета, то… Факультеты и подразделения знают о новых ориентирах? — В этом и состоит задача информационной политики, которая на сегодняшний день исповедуется в Университете. Если знаю только я, то можно считать, что я зря это знаю. — То есть необходим мощный поток информации? — Конечно. В этом ключевая задача и состоит — моя в том числе. — Если судить по вопросам, которые звучали из зала во время обсуждения Стратегии на заседании Ученого совета СПбГУ и на университетской конференции, можно понять, что не все знакомы с текстом проекта Стратегии. — Давайте посмотрим на ситуацию с другого ракурса. Возможно, что в этой информационной цепочке мы не дорабатываем — мне только важно понять, где именно. И критика со стороны коллег для меня — это инструмент правильного выстраивания работы… Информация об «этапах большого пути» доводится на любых заседаниях коллегиальных органов управления Университетом — на заседаниях Сената, Ученого совета, на конференции, как Вы уже заметили. Доводится она и непосредственно, текстуально до деканов факультетов — такова понятная управленческая логика. И я не думаю, что деканы заинтересованы в том, чтобы скрывать эту информацию от коллег. Тут есть и иной аспект. Информационное общество в его современном понимании требует инициативы не только тех, кто направляет информацию, но и тех, кто рассчитывает ее получить. Если у кого-то есть желание изучить текст Стратегии, они легко могут это сделать, получить текст в электронном виде через мою приемную, послав запрос на электронный адрес education@edu.spbu.ru. Остановка 3.
|
|
— Хороший вопрос: интересно понять, почему внешние обстоятельства потребовали ревизии «старой» Стратегии. И почему предлагаемый вариант — при изменяющихся внешних условиях — предполагается более успешным… Давайте для этого взглянем на документ 2002 года и на задачи, которые Университет ставил тогда, например, в учебной деятельности. Одна из задач — увеличение числа иностранных студентов, другая — создание подразделения, готовящего специалистов в области педагогики. Задачи эти — конечные, локальные, описанные в виде конкретных действий. И в сегодняшнем понимании это не элемент Стратегии, а лишь инструмент ее реализации.
Новый вариант Стратегии построен на формулировании безусловных ценностей, сложившихся и сохраненных в Университете, в применении к стратегическому видению. Взгляните на них внимательно. Изменится ли через пять или десять лет отношение Университета к компетентности или к академической свободе? Вряд ли… В этом разделе описано то, что позволяет позиционировать наш Университет при любых внешних обстоятельствах.
— Эти ценности — только наши? Или они присущи какому-то другому университету? — Ничто не мешает эти ценности исповедовать и другому вузу. Если другой университет готов к тому, чтоб не быть замкнутым учреждением, а открытым. Если готов в своей шкале ставить на ведущее место ценность превосходства в профессиональной деятельности… С моей точки зрения, каждый университет должен очень тщательно взвешивать свои ценности. И замечу вот еще что: среди тех университетов, которые на слуху, которые заметны, — среди них нет похожих. И наши ценности не идентичны тем ценностям, которые декларированы крупнейшими университетами мира.
— То есть некоторые из этих ценностей могут не разделять Оксфорд, Кембридж, Беркли или Гарвард?
— Конечно, мы ни с кого их не списывали. На основании предложений наших коллег с факультетов мы выстраивали круг ценностей Санкт-Петербургского государственного университета.
— А всё ли вы учли? Может, ценностей не семь, а восемь — или всего пять?..
— Это не вопрос деления чего-то целого на части, поэтому нет опасности забыть какую-то часть и не создать целого. Это процесс, если угодно, определения в океане жизни островов устойчивости. На самом деле, их может быть в реальной жизни и больше — а мы не планируем на какие-то из них опираться. Может быть и меньше — например, в нашей российской действительности почти нет корпоративности. Тогда это означает, что надо такую культуру создавать. Придется «сажать» кораллы и ждать, когда вырастут рифы… Может быть, этот список требует дополнений. Именно этого мы и ждем от коллег-универсантов. Ради этого информация о Стратегии и рассылается в подразделения. Мнения 5,5 тысяч человек более полно отражают Университет, чем мнения двух-трех или даже сотни человек.
— С ценностями разобрались. Каков следующий шаг?
— На этих ценностях мы пытаемся выстроить то, каким нам представляется Университет 2020 года. Это записано в стратегическом видении, и это видение не зависит от внешнего влияния. Наоборот, оно должно сформировать внешнюю среду.
Ключевой лозунг сегодняшнего дня: «Стратегия превосходства». И в Стратегии описано, как это превосходство обеспечивать, в каких областях достигать, какими средствами. И что мы видим как критерии, которые позволят нам в 2020 году сказать: мы являемся лучшим университетом. Мы старались делать так, чтобы эти пункты — независимо от того, какова экономическая ситуация в стране, каков политический акцент на сегодняшний день — являлись вектором развития для каждого из факультетов, для каждого сотрудника.
|
— Не может ли случиться такое: пройдет лет пять-шесть, и какие-то из целей окажутся достигнутыми. И что тогда? Насколько намеченные цели бесконечны (для того чтобы являться путеводными звездами)?
— С нашей точки зрения, эти «планки» бесконечно высоки. Нельзя будет сказать: этого мы достигли, больше делать такого не будем… Потому что трудно сказать, как можно достичь предела академической мобильности. Можно ее обеспечивать регулярно — это другое дело… Или мы говорим об обеспечении преподавателей возможностями для профессиональной деятельности. В 2008 году, например, этих возможностей меньше, чем в 2020-м…
— Как эти стратегические приоритеты связаны с количественными критериями? Поясните, пожалуйста, на конкретном примере.
— Возьмем хотя бы такой приоритет: востребованность выпускников Университета на рынке труда. Здесь мы прежде всего говорим о том, каков портфель образовательных программ, какова доля подготовки магистров и доля бакалавров. Ведь квалификация выпускника напрямую связана с его возможностью трудоустройства. Количественным критерием в данном случае является число трудоустроившихся выпускников.
— Трудоустройство Вы ставите как задачу Университета? Или выпускники устраиваются сами, а вы отслеживаете, насколько успешно это проис-ходит?
— Задача Университета — готовить специалистов. А дальше всё кажется простым: если мы готовим хорошо, они будут легко трудоустраиваться. Мы содействуем трудоустройству выпускников, понимая, что это содействие является стимулом для развития образовательных программ. Чем больше мы общаемся с работодателями, тем лучше понимаем их потребности. Но если вместо содействия мы видим принудительное трудоустройство выпускников с тем, чтобы повысить процент, улучшить статистику, то этим заниматься не стоит...
— Любопытный поворот темы, который многое объясняет в новом и старом подходе. Если поставить во главу угла выполнение каких-то заданных показателей, то мы быстро приходим к тупику… Например, можно считать количество отличников или число трудоустроившихся в этом году — и все силы сосредоточить на достижении этого показателя.
— Да, таков и был прежний подход. А ведь, знаете, «как вы яхту назовете, так она и поплывет…». Для нас важен анализ ситуации: кем работают наши выпускники, в каких компаниях, какие должности занимают, насколько их деятельность совпадает профессионально с тем, чему они учились в Университете. Всё это необходимо для анализа образовательной составляющей. Логика простая: чем выше должность химика, работающего в крупной химической корпорации, тем больше он прикладывает общих знаний, менеджерских качеств — в дополнение к тем профессиональным компетенциям, которые получил во время учебы на Химическом факультете.
— На низших должностных ступеньках так и происходит. Но с другой стороны, если посмотреть, как управленцы пересаживаются из одного командного кресла в другое, то увидим, что для высшего менеджмента уже неважно, кем ты был — химиком или экономистом, математиком или юристом. Разве не так?
— Я бы не стал так утрировать. Но мы можем повернуть нашу беседу и взглянуть в эту сторону тоже. Менеджерские способности в большой степени базируются на общем уровне образования. Элементы деловой этики студент получает не только изучая те или иные специальные дисциплины, но и наблюдая за тем, как профессор входит в аудиторию, как проводится консультация, как общаются между собой преподаватели Университета, как выстроена система управления жизнью студента на конкретном факультете. И чем больший опыт получает студент в Университете, чем качественнее его воспитание здесь, тем у него больше потенциальных возможностей в движении по карьерной лестнице. Разумеется, в дополнение к подготовке профессиональной.
— Прекрасно! Хотя я и пытаюсь критически взглянуть на некоторые пункты проекта Стратегии, но, Вы знаете, я, наконец, понял, что мне нравится в самом замысле Стратегии. Вы пытаетесь ввести в довольно жесткие рамки документа то, что универсанты и так понимают, потому что впитали это со студенческой скамьи. Многие рассказывают: когда выпускник нашего Университета приходит преподавать в другой вуз, он легко видит разницу — здесь и там — в подходах ко всему — к обучению, к научным исследованиям, к общению со студентами. Это не плохо и не хорошо, просто там — по-другому…
— Мы пытаемся не только ввести это в критерии, но и стимулировать новые качества преподавателей. Хотя это, конечно, сверхзадача.
— Приближаемся к финишу нашего «путешествия». И пора уже сформулировать, какие же задачи Университет ставит, когда впервые в России предлагает свою Стратегию для утверждения на правительственном уровне.
— Мы хотим, чтобы наша деятельность оценивалась по результату, а организация процесса обучения оставалась нашим внутренним делом. Мы понимаем, что сейчас вузы настолько разнообразны и дают образование такого разного уровня, что государство вынуждено вводить некий стандарт, унификацию, и при этом задавать нижнюю планку, а не верхнюю. Мы же хотим (и получили право) ввести свой собственный стандарт образования, который гораздо выше среднего. И эту возможность мы должны закрепить, выдавая свой собственный диплом — диплом СПбГУ. Такой диплом будет означать прежде всего то, что мы учим так, как мы считаем нужным — а не так, как это предписано нижними планками государства. У государства при этом остаются все функции контроля. И еще будет контроль со стороны общества. Если будем плохо учить — перестанут брать наших выпускников на работу — и студенты к нам не пойдут...
Хотим также задуматься над системой присвоения ученых степеней и званий. Почувствуйте разницу: просто профессор — и профессор Санкт-Петербургского университета (но этого пока нет). Я считаю, что надо придать больший вес учёному званию, потому что сегодня ученое звание «профессор» — это скорее позиция тарифной сетки, инструмент трудовых отношений, а не вопрос профессионального признания, каким оно должно быть.
— Постепенно мы дошагали и до миссии Университета. Вы можете ее определить одной фразой, не глядя в проект Стратегии?
— Пожалуйста: миссия нашего Университета — служение обществу.
— А в документе обозначено по-другому, не так кратко и точно. Целых четыре строки мелким шрифтом.
— Все правильно. В этих строках есть точное позиционирование Университета — для тех, кто будет читать текст Стратегии. Обозначено всё: зачем служение обществу? Где? Каковы цели? И наконец, каков инструмент служения? Миссия должна быть понятна не только сотрудникам Университета. Нас, по моим подсчетам, около миллиона, универсантов, выпускников и «сочувствующих». Остальных — 142 млн, и им тоже должно быть понятно. В эти три строчки вписаны предыдущие 7 страниц Стратегии.
|
— В миссии употреблено слово «превосходство». Превосходство над кем? И где — в России, в Европе, в мире?
— Русский язык не только велик, но и могуч… Слово «превосходство» дает ответ не только на вопрос: над кем? — но и на вопрос: где? в какой сфере? И в миссии обозначено: превосходство в академической области.
— В России?
— Почему же только в России?..
Безусловно, я здесь должен оговориться: слово «превосходство» в таком понимании не очень часто употребляется у нас, это чуть более англосаксонская интерпретация. Но здесь мы употребили его в правильном контексте: не Университет превосходит, но Университет является центром превосходства — академического, научного и ресурсного. То есть в его работе создаются условия, позволяющие превосходить существующее положение дел по направлениям, в которых деятельность Университета является основной — по образованию и науке.
— Цели развития Университета реализуются, согласно Стратегии, через приоритетные программы и проекты. Через какие, как?
— На сегодняшний день эти программы и проекты существуют в виде некоторого перечня, с предварительной проработкой информационных документов. Самих проектов пока нет, их еще надо разрабатывать. Есть цели и понимание, что хотим. Например, возьмем проект университетской клиники. Или создание IT-парка… Перечень проектов достаточно велик.
— И он включает все факультеты?
— Безусловно, но он построен не по факультетам, а по проектам, почти все из которых — межфакультетские, междисциплинарные. Скажем, мы проектируем университетскую клинику, а не поликлинику Медицинского факультета. Это центр, где в практической теме «Человек и его здоровье» реализуются междисциплинарные проекты. Ведь тут не обойтись без биологов, физиков, химиков, психологов, социологов?
— Информационной политики мы немного коснулись чуть ранее. А какова роль журнала «Санкт-Петербургский университет» в реализации Стратегии?
— Роль любого органа средства массовой информации состоит в том, чтобы путем доведения полной и достоверной информации формировать современное общество. Чем больше журнал будет информировать коллег-универсантов о Стратегии, об отдельных проектах, целях и задачах каждого факультета, тем лучше. Больше рассказывать о том, что делается в Университете в образовательной деятельности. Показывать, какие проблемы существуют в той или иной области. В этом смысле журнал бесценен, потому что таких инструментов немного. Журнал популярен, имеет свою аудиторию. То, что публикуется на страницах журнала, интересно многим универсантам.
На этапе реализации Стратегии роль университетского журнала будет не менее важной. Мы должны систематически наблюдать за динамикой процесса, и пусть эти наблюдения публикуются на страницах журнала. Причем не только в виде отчетов или статистики, цифр в столбик, но и в оценках этих цифр. Стало больше или меньше — почему? Что-то происходит плохо или хорошо — почему? Важна аналитическая составляющая журналистских материалов. И мне кажется, должны присутствовать по крайней мере две точки зрения: мнение ньюсмейкера — сотрудника Университета, ставшего героем материала, и мнение журналиста. Смысл в том, чтобы не просто донести чью-то точку зрения, но и проанализировать ее. Тогда мы увидим, что делается в том или ином подразделении, что за этим стоит.
Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова
© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков