Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6–7 (3773–3774), 5 мая 2008 года

Санкт-Петербургский университет
и олимпийское движение в России

Первый Олимпийский конгресс 1894 г. в Париже, провозгласивший возрождение Олимпийских игр, положил начало олимпийскому движению, к которому примкнули сначала несколько стран, а ныне уже 202 национальных олимпийских комитета входят в международное олимпийское движение.

Среди первых стран-учредителей Международного олимпийского комитета (МОК) была и Россия. Историки спорта, как правило, сразу называют только генерала А.Д.Бутовского — члена первого состава МОКа. Ему принадлежит одно из красивейших в отечественной литературе описаний Первых Олимпийских игр 1896 г. в Афинах.

Итак, в 1894 г. в Париже состоялся 1-й Олимпийский конг­ресс, на котором официальным статусом обладали предс­тавители 20 стран. Россия в числе 8 государств была представлена и почетными членами, и делегатами. Право принимать решения на рабочих заседаниях Кон­гресса предоставлялось только делегатам. Участие почетных членов в рабочих заседаниях было не обязательным.

От России были приглашены 4 представителя. В офи­циальном списке участников Конгресса значатся: Великий князь Владимир; генерал А.Д.Бутов­ский — атташе управления военных учебных заведений; Д.Меленевский — почетный (дворянский) депутат из Киева. Все они были приглашены в качестве почетных членов. Единственным делегатом был Алексей Лебедев, представлявший гимнастическое общество Санкт-Петербурга.

Заседание Олимпийского комитета. Афины, 1896 г. Сидят слева направо: Пьер де Кубертен (Франция), Димитрос Бикелас (Греция), А.Д.Бутовский (Россия). Стоят слева направо: В.Гебхард (Германия), И.Гут-Ярковский (Богемия), Ф.Кемени (Венгрия), В.Балк (Швеция).

Заседание Олимпийского комитета. Афины, 1896 г. Сидят слева направо: Пьер де Кубертен (Франция), Димитрос Бикелас (Греция), А.Д.Бутовский (Россия). Стоят слева направо: В.Гебхард (Германия), И.Гут-Ярковский (Богемия), Ф.Кемени (Венгрия), В.Балк (Швеция).

Алексей Лебедев (1857–1923) — выпускник Юри­дического факультета Санкт-Петербургского университета (1881 г.), разносторонний спортсмен, один из учредителей гимнастического общества в Петербурге. К 1894 г. был уже достаточно популярной и известной (и даже знаменитой) фигурой в спортивном мире, благодаря своим победам в фигурном катании, особенно в так называемом «неофициальном первенстве мира» 1890 г. в Петербурге, после которого он и был назван «дедушкой русских фигуристов».

После Парижского конгресса уже в 1895 г. А.П.Лебедев поднимает вопрос об участии российских спортсменов в Олимпийских играх, но не встречает понимания среди многих своих соотечественников.

В Олимпийских играх 1896 г. в Афинах русские спортсмены не участвовали.

В 1897 г. состоялся 2-й Олимпийский конгресс в Гав­ре, и снова среди делегатов был наш универсант А.П.Ле­бедев, но уже в компании с Н.Риттером (Москва) и Бергом (Москва). Российские делегаты вообще играли видную роль на Конгрессе, а при его открытии А.П.Лебедев на чистейшем французском языке поблагодарил мэра города Гавра за гостеприимство от имени всех иностранных делегатов.

27 октября 1897 г. в гостинице «Виктория» (СПб, Казанская ул., 29) А.П.Лебедев собирает представителей спортивных организаций Петербурга и обсуждает с ними вопрос об участии русских спортсменов в Олимпийских играх в Париже 1900 г. Из протокола этого собрания явствует, что уже в это время ставится вопрос о создании национального олимпийского комитета, и в постановлении записано — «просить генерал-майора А.Д.Бутовского принять участие как члена МОК».

А.П.Лебедев, пожалуй, наиболее яркая фигура в российском спорте и олимпийском движении последнего десятилетия ХIХ века. Он и в дальнейшем не прекратил этой деятельности, и признанием его заслуг было избрание А.П.Лебедева в первый состав Российского олимпийского комитета (1911 г.).

Не менее значимой для российского спорта фигурой был и другой универсант — Вячеслав Измайлович Срезневский (1849–1937), а для современников он был целой эпохой в русском спорте.

Несомненно, очень заметной фигурой в русском спорте в период его становления был Георгий Алек­сандрович Дюперрон (1877–1934).

Историк футбола Ю.П.Лукосяк полагает, что Г.А.Дюп­ер­рон был ключевой (центральной) фигурой дореволюционного спорта России. Но он был блестящим организатором и популяризатором спорта в России. Уже в студенческие годы он становится секретарем нескольких спортивных кружков, проявляет себя на журналистском поприще. Его фантастическая работоспособность и потрясающая эрудиция снискали ему славу «живого энциклопедического словаря». Признанием заслуг Г.А.Дюперрона было избрание его секретарем РОКа (1911 г.) и членом Международного олимпийского комитета (1913 г.).

Говоря об участии универсантов в олимпийском движении и их роли, следует заметить, что из шести Олимпийских конгрессов, состоявшихся до 1-й мировой войны, наши универсанты участвовали в четырех. На I и II делегатом был А.П.Лебедев, на V и VI — Г.А.Дюперрон и на VI — Вяч.И.Срезневский. Все трое участвовали в Олимпийских играх 1912 г. в Стокгольме как представители РОКа, а Г.А.Дюперрон выступал еще и в качестве судьи по легкой атлетике.

Наконец, самый знаменитый из универсантов в области спорта — первый олимпийский чемпион (1908 г., Лондон) по фигурному катанию на коньках Нико­лай Александрович Панин-Коломенкин (1874–1956).

В настоящее время точно уже известно, что российские спортсмены участвовали еще в Олимпийских играх 1900 г. в Париже. Составителя справочника «Все об Олимпийских играх» Б.Н.Хавина, видимо, смутила нерусская фамилия Юлиана Александровича Мишо, и он поставил вслед за его фамилией (Фр.), то есть Франция. На самом деле в протоколе против фамилии Мишо стоит Russe. Так же, как и против фамилии его ученика Заковорот (Петр Антонович) тоже стоит Russe. Оба они заняли соответственно 5-е и 7-е места.

Н.А.Панин-Коломенкин личность уникальная во многих отношениях. Он не только обладатель единственной золотой олимпийской медали, но и единственный в царской России участник двух Олимпиад (1908, 1912); 5-кратный чемпион России по фигурному катанию на коньках (1901–1903, 1905, 1907); 12-кратный чемпион России в стрельбе из пистолета (1906–1917) и 11-кратный — по стрельбе из боевого револьвера (1907–1917), а в возрасте уже 54 лет стал победителем Всесоюзной спартакиады в стрельбе из пистолета (1928 г.). Он считал своей главной победой в фигурном катании завоевание Кубка памяти А.Н.Панина (1908, Петербург).

В самом начале того далекого олимпийского года сошлись в феврале на льду Юсуповского сада в очном поединке 7-кратный чемпион мира швед У.Сальхов и 5-крат­ный чемпион России Н.А.Панин. Победа россиянина была бесспорной. Он выиграл школьное катание и специальные фигуры, победив в общем зачете. У.Сальхов же довольствовался победой лишь в произвольном катании. На радостях Николай Александрович послал в Царское Село телеграмму жене: «Побил Сальхова. Три кубка в собственность. Один переходящий. Приеду, вероятно, вечером».

О многом умолчал в своих мемуарах Н.А.Панин-Коломенкин, но сейчас доподлинно известно, что в 1915–1917 гг. он был секретарем Российского олимпийского комитета. В разные годы в состав Российского олимпийского комитета входили универсанты — известные спортсмены Е.Е.Тевяшов и Д.Д.Маршалов.

Просматривая списки Российского олимпийского комитета, обнаруживаешь, что он иногда на треть состоял из выпускников Санкт-Петербургского университета. В большинстве своем это были люди, преданные русскому спорту и немало поработавшие для его развития. Спортивная юность их протекала в XIX в. Они занимались различного рода деятельностью: наукой, педагогической работой, коммерцией, юриспруденцией. Но всех их объединяла бескорыстная любовь к спорту.

Российский олимпийский комитет, благодаря вхождению в него универсантов, представлял собою организацию, члены которой были высокообразованными людьми, владевшими европейскими, да и древними языками, имевшие собственные труды по физической культуре и спорту и пользовавшиеся авторитетом в международных спортивных кругах.

Русская интеллигенция, стоявшая у истоков российского спорта и олимпийского движения в России, смотрела далеко вперед. После поражения на Олимпиаде в Стокгольме (1912 г.) она взялась за организацию Российских олимпиад, развивая идеи основателя современного олимпизма Пьера де Кубертена на русской почве. Ничего подобного еще не знала практика спортивного движения ни в одной из зарубежных стран. Плодотворная идея проведения собственных олимпиад была подхвачена уже в советское время в форме Спартакиад. Но суть одна — подготовка и генеральная репетиция перед Олимпийскими играми.  

В.Н.Смирнов,
кандидат исторических наук

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков