Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6–7 (3773–3774), 5 мая 2008 года

Обретенный Саратов

В начале марта в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева открылась выставка из цикла «Художественные династии России». На ней были представлены живописные и графические работы ленинградских-петербургских мастеров Ксении Клементьевой, Кирилла Гущина и Александра Гущина. Нам особенно приятно, что Александр ГУЩИН — художник нашего журнала. И естественно, что после его возвращения в Петербург мы потребовали «отчета о командировке».

До марта нынешнего года я в Саратове никогда не был. Лица XIX века смотрели лишь со старых семейных фотографий. Вот «Юбилейное заседание саратовского яхт-клуба» — чинные господа сидят на венских стульях за богато накрытым столом на фоне двух портретов. На одном государь император Николай Александрович, на другом Григорий Григорьевич Дыбов. Мой прапрадед, стало быть.

Слева направо: К.А.Гущин, директор Саратовского художественного музея Т.В.Гродскова и А.К.Гущин на открытии выставки.

Слева направо: К.А.Гущин, директор Саратовского художественного музея Т.В.Гродскова и А.К.Гущин на открытии выставки.

В 1871 году Г.Г.Дыбова командируют из Петербурга в Саратов на должность старшего нотариуса окружного суда. В бурно развивающемся пореформенном Саратове он делает блестящую карьеру, становится известным человеком, попечителем школ и училищ, неоднократно избирается председателем Городской Думы. Заслуги его на ниве образования неоценимы. В 1907 году, ходатайствуя об открытии в Саратове университета, он вместе с тогдашним городским головой В.А.Коробковым посещает П.А.Столыпина. В последующем отчете сказано: «С первых же слов нашего личного ходатайства он (Столыпин) с полным и живым сочувствием высказался, что университет в Саратове был его давнишним желанием, и что если будет основан новый университет, то только Саратов может претендовать на него; при этом особенно подчеркнул, что говорит так не потому, что был саратовским губернатором, а следовательно — говорит из любезности, но потому, что Саратов по своему положению и значению действительно заслуживает того, чтобы стать университетским городом».

Г.Г.Дыбов

Г.Г.Дыбов

Был Григорий Григорьевич и главой попечительского совета Саратовского Радищевского музея. Открыт же музей был в 1885 году стараниями Алексея Петровича Боголюбова, профессора живописи, художника и общественного деятеля. Современник писал: «Несомненно, что даже в первоначальном своем виде Радищевский музей представляет собой образцовое художественное хранилище в русской провинции». Алексей Петрович Боголюбов был внуком Александра Николаевича Радищева. Супруга же Григория Григорьевича Дыбова, моя прапрабабка, Александра Гавриловна, по матери Новикова, вела свой род от Николая Ивановича Новикова, знаменитого просветителя, издателя и журналиста. Любопытно, что, таким образом, история Саратовского художественного музея связана с именами сразу двух вольнодумцев Екатерининской эпохи.

Радищевский музей и сегодня поражает великолепным собранием как западноевропейского, так и, главным образом, русского изобразительного искусства. Полотна Тенирса, Добиньи, Коро, Тройона соседствуют с первоклассными произведениями русской школы. Боровиковский, Рокотов, Левицкий, Тропинин, Щедрин, Кипренский, Иванов, Саврасов — вот далеко не полный список. Особенно интересна коллекция начала XX века: тут и мирискусники — Сомов, Бенуа, Остроумова, и блистательные саратовские уроженцы Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Александр Савинов, и художники «Бубнового валета», и так далее, вплоть до Казимира Малевича. Важнейшая роль музея в культурной жизни Саратова как в прошлом, так и в наши дни несомненна.

 

…Я возвращаюсь в яхт-клуб, с фотографии которого начал свое путешествие. Григорий Григорьевич Дыбов был его бессменным командором с 1878 года до самой смерти в 1914 году. Каждый год в апреле, на собственной яхт-клуба пристани, торжественно открывался сезон: поднимался флаг, совершался молебен.

Заседание Саратовского яхт-клуба. 10-е годы ХХ века.

Заседание Саратовского яхт-клуба. 10-е годы ХХ века.

Программа судовых гонок по Волге:

1. Аутригеры — на приз Первого гребца. Приз — розетка для ношения в петлице.

2. Байдарки. Приз — золотой жетон.

3. Прогулочные лодки. Приз рулевому — вещь.

4. Бударки трехпарные. Первый приз — 20 рублей, второй — 10 рублей.

5. Катера с матросами. Приз — по подписке членов яхт-клуба.

6. Гиги-четверки. Приз рулевому — байдарка, гребцам — вещь.

 

У Григория Григорьевича и Александры Гавриловны Дыбовых было восемь детей: сыновья Григорий, Евгений, Александр, Владимир, Сергей и дочери Мария, Ольга и Елизавета. Владимир Григорьевич, выпускник Юридического факультета Санкт-Петербургского университета, мой прадед, погиб в Ленинграде во время блокады. Мария Григорьевна Морева, урожденная Дыбова — мать художницы Ксении Клементьевой.

Старый Саратов… Невероятно поэтичный, своеобразнейший российский город. Меня не покидает ощущение того, что я очень вовремя попал сюда, что очень многое успел увидеть. Характерная застройка XIX века: каменные или деревянные, но с каменным первым этажом, двух-трехэтажные дома с обязательной подворотней, длинным ходом, ведущим во двор с деревянными пристройками и каменными флигелями. Наружные лестницы во дворах, бельевые веревки с разноцветной одеждою, подобные парусной оснастке. И серые столбы пирамидальных тополей на улицах, не оживленные пока едва просыпающейся весной. Любой старый город, где жили десятки поколений, это всегда еще немного сон, пространство, где действительность смыкается с ирреальным миром, рождающим как бы ниоткуда приходящие метафоры.

Здание Радищевского музея.

Старый двор в Саратове.

Старый двор в Саратове.

Здание Радищевского музея.

Детские воспоминания К.А.Клементьевой: «Помню пожар в Саратове, когда горели все причалы и сама Волга. Горящий пароход, оторвавшись от пристани, поплыл по течению, по дороге зажигая стоящие суда и нефть на реке». И далее:

«…неизгладимое впечатление детства. Это саратовский Глебучев овраг. Он отделял город от Соколовской горы. Глубокий, с текущей по дну зеленоватой речкой, с ютящимися по желтым песчаным обрывам деревянными домиками, амбарушками, клетушками. Все это напоминало Испанию, почти как у Греко. Народ там, по слухам, жил отчаянный».

Свидетельствую: все так до сих пор и есть, и даже фантастическое, на первый взгляд, сопоставление Глебучева оврага с «Видом города Толедо» очень точно, и народ там, по рассказам наших уже современников, вполне отчаянный. Добавлю, что замечательный вид на Глебучев овраг открывается от дома великого русского художника Павла Кузнецова. Дом этот к 80-м годам XX века практически развалился, но был бережно саратовцами восстановлен, теперь там музей. Замечательный музей открыт и во флигеле дома Борисова-Мусатова — небольшой усадьбе, где художник поселился после годов учебы и жизни в Москве, Петербурге и Париже.

Двуликий двадцатый век промчался над Саратовом и над страной. Наступил двадцать первый, имени ему еще не придумано. Мост через Волгу, о котором мечтал Григорий Григорьевич Дыбов, построен в 1960-е годы. Второй мост через «русский Нил» перекинут уже в нынешнем столетии. Электрический трамвай, для проведения которого по инициативе Дыбова был приглашен бельгийский инженер де Вильде, ходит до сих пор.

Закончу словами куратора выставки Елены Дорогиной: «Несмотря на большие различия в творчестве мастеров одной художественной династии, чувствуется сближающая их духовная основа, высокая профессиональная культура. Не чуждаясь современности, они всегда хранили верность себе, следуя в искусстве лишь влечениям своего сердца».  

Александр Гущин
Фото автора, из архива автора
и Алексея Леонтьева

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков