Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6–7 (3773–3774), 5 мая 2008 года

Прививка доброты

Мы не знали с чего начать нашу студенческую практику добрых дел. Мы — волонтеры Центра научно-практической социальной работы и студенческих инициатив Факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета. Решили отталкиваться от своих интересов и желаний. Больше всего человеку сегодняшнему, на наш взгляд, не хватает душевного понимания. Немногие пытаются сохранить себя, сберечь гармонию, которую еще не разрушила жизнь в мегаполисе, где для общения достаточно минимального словарного запаса. Молодежь занята лишь тусовками, низкосортным интернет-общением и контрстрайком. А уличные дети лишены и этих «благ» цивилизации. Двор и подвал — вот их место постижения культуры. Интернатским если и лучше, то ненамного... Но никогда не поздно стать добрее, помочь другому, приоткрыть занавес в волшебный мир. Теперь мы знаем, с чего начать: мы пойдем с ребятами в театр.

Волонтеры Центра научно-практической социальной работы и студенческих инициатив Факультета социологии СПбГУ с детьми Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Волонтеры Центра научно-практической социальной работы и студенческих инициатив Факультета социологии СПбГУ с детьми Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

В Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних на улице Веденеева, 2, живут ребята, многие из которых не были в музеях, театрах, на экскурсиях и выставках. О том, что их город – культурная столица России, они узнали из новостей. Нам захотелось помочь этим детям, сходить с ними в театр. Договорились с руководителем Центра Георгием Павловичем Куликовым. Долго решали, на какой спектакль пойти с ребятами, остановили выбор на «Песнях дождя» театра пластической драмы «ЧелоВЕК» имени Нелли Дугар-Жабон. «Своим творчеством мы пытаемся найти гармонию в хаосе, в котором живем», — это мнение Игоря Григурко, создателя и художественного руководителя театра «ЧелоВЕК» – лауреата и дипломанта множества международных фестивалей и конкурсов,. По словам Григурко, идея постановок театра — это синтез Востока и Запада. А ведь мы и живем как раз между Востоком и Западом, живем в то время, когда теряется значимость событий, а красота размывается.

Мне восемнадцать. Я не знала о Тибете практически ничего, и спектакль, поставленный на стихи Далай Ламы (XVII век) меня по- настоящему заинтересовал. Оля сидит рядом со мной, в глазах восторг, ей семь: «Аня, знаешь, когда я вырасту, буду обязательно гимнасткой или циркачкой, чтобы вот так на сцене, без страховки». Верю. Это она по поводу увиденного. Образы спектакля, и сюжет, и исполнение — мне все нравится.

Народная лирика Тибета включает много песен, которые стали лирическими с течением времени, а песни Цанджан-джамцо (Далай Ламы) создавались сразу как лирические. Любовь, верность, измена — вот содержание большинства стихов поэта. Они правдивы и жизненны. Явственно ощущается, что автор считает любовь основой человеческой жизни.

Но любовь приходит и уходит, она не может быть вечной. И нет в мире силы, способной ее вернуть:

Время цветов прошло,
И бирюзовой пчеле его не жаль.
Когда судьба разлучит меня с любимой,
Мне тоже должно быть не жаль.

Лирический герой Цанджан-джамцо считает, что непостоянство, быстротечность чувства любимой — такое качество, которое скорее принадлежит миру природы, чем человеку.

Не женщина — мать этой девушки, Рожденной, может быть, персиковым деревом. Любовь ее проходит быстрее, Чем увядают его цветы.

Язык лирики Далай Ламы прост, ясен, сдержан и выразителен. Эпитеты, сравнения употребляются экономно, с чувством такта. Лишь пластика тела способна передать сюжеты его стихов, с чем виртуозно справляются актеры театра «ЧелоВЕК». Красота движений, совершенство света и народного пения. Каждый танец — мини-спектакль, любое движение четко продумано и отработано до блеска. Сильные красивые тела кажутся хрупкими и изящными, когда путаются на сцене в полотнах ткани. Соразмеренность боя. Любовь без пошлости и цинизма.

Ваня: «Я бы тоже сражался за прекрасную даму!»

Ваня: «Я бы тоже сражался за прекрасную даму!»

Вернемся в зрительный зал. Спектакль закончился. Мы с ребятами по-прежнему в партере, только собрались все вместе и пьем морс. Нас деликатно не выгоняют.

— Вам понравилось? — спрашивает Оксана Утнасунова, моя одногруппница

— Да! Очень! — кричат ребята наперебой,

— Мне больше всего понравился танец с палками!

— Мне понравилось, когда она села на шпагат прямо в воздухе, держась за ткань!

— А мне кажется, что это был очень грустный спектакль, никто так и не поцеловался, хотя они хотели, я видела! — краснея, говорит Оля.

Они никогда не видели ничего подобного. До многих вещей надо дорастать — только не до этого спектакля: он для всех и для каждого, независимо от возраста и социального статуса. «Песни дождя» — песни влечения и боли, верности и борьбы. Знакомясь с другой культурой, обогащаешься, а если эта культура воссоздана профессионально, то она еще и гармонизирует тебя... Каждый понял, увидел что-то свое, нет слов — нет недопонимания. Нет названий — нет поводов для разногласий, у каждого своя действительность.

О своем видении мне немного рассказал Ваня по дороге к метро: «Я раньше только на «Ревизора» ходил, а теперь понял, что такое высшее искусство. Когда они на палках дрались за девушку — значит, дуэль, и она ушла с победителем. Я бы тоже сражался за прекрасную даму». «Так, значит понравилось?» — улыбаясь, спрашиваю я. «Да. А вы еще к нам придете?».

На следующей неделе мы пришли к ним и стали печь все вместе блины. Детей немного, всего пятнадцать, готовить недолго, а есть вместе вкусно. Потом играли в шарады, в светофор, смеялись. Мы теперь приходим каждую неделю. Есть график: по понедельникам оригами и игра на гитаре, в среду — тренинги и вечерний чай, по выходным стараемся вывозить ребят в театр, помогаем делать уроки. В ближайшее время планируем взять под свою опеку ребят из детского дома №3. Доброе дело не хитрое, нам не в тягость, и детям хорошо, главное ведь — понимание и забота.  

Анна Климина,
студентка Факультета социологии, 1 курс
Фото Ольги Шумилиной

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков