Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 6–7 (3773–3774), 5 мая 2008 года
образование

Какие требуются специалисты
по природопользованию

Известно, что действующие образовательные программы большинства вузов разрабатываются без учета потребностей работодателей, чьи интересы не рассматриваются в образовательной политике учебных заведений. В результате отсутствия взаимодействия высшей школы с работодателями молодые специалисты сталкиваются с несоответствием профессионального образования потребностям рынка труда.

Ю. А.Грачева

Ю. А.Грачева

Биолого-почвенный факультет Санкт-Петербургского государственного университета провел исследование требований работодателей, которые они предъявляют к своим потенциальным сотрудникам — выпускникам Университета. Это исследование было проведено в рамках открытия в СПбГУ новой  магистерской программы «Биоразнообразие и охрана природы». Информация, полученная при обработке результатов исследования, позволит максимально приблизить учебный план к требованиям рынка труда.

По результатам исследования, проведенного в июле-октябре 2007 года среди более 300 представителей государственных и частных организаций, были сделаны следующие выводы.

Знание иностранных языков наиболее востребовано в некоммерческих организациях (НКО) —  100%, в меньшей степени значение этому придают государственные органы — 67% и лишь меньше половины — 47% из опрошенных коммерческих организаций заинтересованы в этом.

Умение управлять коллективом не нужно будущим сотрудникам госструктур (33%) и коммерческим организациям (47%), в этом качестве заинтересованы лишь НКО (80%). Вместе с тем, некоммерческие организации не заинтересованы (20%) в умении сотрудников анализировать данные, составлять и согласовывать отчеты для контролирующих органов, в коммерческих и государственных организациях этот показатель соответственно составляет 87% и 50%. Кроме того, способность к научно-исследовательской деятельности и комплексному анализу не востребована в коммерческих (7%) и государственных организациях (17%), а в НКО этому показателю придают значение 60% опрошенных.

Разработкой методологии исследования и проведением опроса под руководством профессора Андрея Константиновича Бродского занималась некоммерческая организация «Оптимальный мир», которая выросла из студенческого сообщества Университета. Аспирантка Биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, директор некоммерческого объединения «Оптимальный мир» Юлия Александровна Грачева анализирует итоги опроса.

— Юлия Александровна, расскажите, пожалуйста, о том, как проходило Ваше исследование?

— За основу были взяты знания, умения и навыки, прописанные ранее для подобных программ. В тех организациях, где предварительный опрос провести не удалось, мы изучали должностные инструкции. После чего началась разработка методики исследования. Первая анкета была составлена достаточно быстро, примерно за месяц. Долго создавалась база организаций, и еще дольше проходил сам опрос.

— Завершена большая работа, как Вы оцениваете ее значение для Университета?

— Подобное исследование позволит Университету получить от потенциальных работодателей обратную связь. Разработчики магистерской программы не будут вариться в собственном соку, а начнут учитывать пожелания рынка труда. Сами студенты более охотно пойдут именно на ту программу обучения, где будут предлагаться знания и умения, востребованные в трудовой деятельности.

— И как отнеслись к Вашему исследованию создатели других образовательных программ Университета?

— Многие руководители магистерских программ, созданных в рамках национального проекта «Образование», заинтересовались нашими результатами.

— А чем исследование может заинтересовать студента?

— Сегодня мы можем предоставить студентам перечень организаций, где они могли бы работать по окончании Университета.

— Какие профессиональные качества выпускников Университета привлекают современного работодателя?

— Многие работодатели называли в качестве требуемого общепрофессионального уровня ориентирование в нормативно-правовых актах. У нас, к сожалению, курсы правовых дисциплин достаточно ограниченны.  Как всегда, одно из основных требований потенциальных работодателей — это знание иностранных языков.

— Понятно, что каждый работодатель стремится заполучить специалиста, обладающего максимальным набором профессиональных качеств. А как быть с умениями, которые приобретаются только в процессе работы? Ставился ли перед участниками опроса вопрос об их готовности принять на работу специалиста без опыта?

— Анкета была по большей части закрытая. Часто на предлагаемые возможности работодатели отвечали «да», но понятно, что в некоторых случаях, если этих навыков не будет, то при наличии определенных личностных качеств всему остальному работодатели готовы учить.

— Это объяснимо, ведь именно человеческий ресурс становится главным фактором, определяющим успешность любой современной организации. Какие же личностные характеристики специалиста без опыта работы можно считать главными для успешного трудоустройства?

— Самое главное — это умение учиться, умение получать, анализировать и осваивать новую информацию.

— Можно ли этому умению научиться в вузе?

— Посредством включения в образовательный процесс разнообразных семинаров, мини-конференций мы формируем эти навыки у студентов: они учатся излагать свои знания, анализировать материал, проводить свои маленькие собственные исследования.

— Получается, что проведенное исследование непосредственно влияет на программу обучения студентов?

— В нашей магистерской программе все результаты этого исследования будут учтены.

— В результатах Вашего исследования отмечена целесообразность использования разнообразных форм подачи учебного материала, внедрения интерактивных методов обучения, включения в программу индивидуальной проектной работы молодых специалистов. Какие действующие элементы рекомендуемой методики обучения можно считать особенно успешными?

— Кроме традиционных лекций и семинаров большую популярность получила система walk&talk, в процессе которой студентов можно непосредственно познакомить с предприятием потенциального работодателя, показать, как работает производство, что на этом производстве делает эколог, за что он отвечает.

— Исследование обеспечило контакт с представителями различных предприятий, которые готовы оказывать консультативную помощь создателям программы обучения. Получается, что вы создаете программу обучения в сотрудничестве с потенциальными работодателями?

— Многие работодатели уже активно участвуют в формировании методических руководств для студентов, планируют читать лекции. Так и осуществляется практическая связь. С некоторыми предприятиями нам удалось договориться о возможности прохождения нашими студентами производственной практики.

— Результаты проведенного опроса уже используются в работе, но Ваша работа продолжается?

— Сейчас исследование планируется провести в Ленинградской области. Сложно заранее предугадать, где нужен наш специалист, часто это не совсем явно видно. Важная задача теперь — охватить больше разных организаций. Идет работа по подготовке анкет, готовятся официальные письма от руководства Университета.

Методика опроса полностью сформирована и опробована на практике. Результаты проведенного исследования используются при составлении учебного плана магистерской программы на Биолого-почвенном факультете СПбГУ. Аналогичные исследования могут быть проведены и на других факультетах. Только во взаимосвязи с потенциальными работодателями можно подготовить специалистов, необходимых для современного рынка труда.

Отмечено, что даже равноценные по статусу должности в различных компаниях порой предполагают разный уровень квалификации специалиста. Внимательное изучение нюансов рынка труда — перспективный проект.

Усовершенствование магистерских программ позволит сегодня СПбГУ в очередной раз подтвердить свои лидирующие позиции в российской образовательной среде и успешно войти в европейское пространство высшего образования.

Изучение компетенций будущих выпускников — первый и очень важный шаг в системе обеспечения качества обучения. За ним должен последовать второй шаг — коррекция учебного плана в зависимости от того, насколько выпускники соответствуют ожиданиям работодателей. Эта функция возложена на Совет программы, в состав которого входят представители предприятий-работодателей.  

Наталья Давыдова
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков