Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3772), 10 апреля 2008 года
из дальних странствий

Направление – Мачу-Пикчу

Из Лимы можно попасть в Мачу-Пикчу двумя способами: самолетом в Куско и оттуда поездом и автомобилем, или на автобусе через Писко, Наска, Арекипу и Пуно.

Окрестности Лимы

Окрестности Лимы

Уличный рынок около Лимы

Уличный рынок около Лимы

Мы выбрали второй путь, потому что, двигаясь по нему, можно многое увидеть. Всего у нас было 16 дней. Это не так много, чтобы осмотреть такую насыщенную достопримечательностями страну, как Перу. Поэтому, как и во многих других аналогичных случаях, пришлось решать оптимизационную задачу при временных ограничениях. Сначала, конечно, надо было осмотреть Лиму. Город оказался неожиданно богат достопримечательностями. Это кафедральный собор с недавно обнаруженным захоронением Франциско Писсаро – первооткрывателя Южной Америки; церкви и монастыри, буквально забитые драгоценностями и сверкающие золотом алтарей, колониальные постройки с деревянными резными балконами и музеи, хранящие предметы обихода древних индейцев и их золото. Золота так много, что невольно думаешь, что это и есть страна Эльдорадо, которую пришельцы из Европы якобы не могли найти (на самом деле, в сегодняшней правовой терминологии, ее просто грабители) . Однако на фоне такого богатства уровень жизни в стране невысок (средний доход на душу населения составляет около 200 долларов США в месяц). В то же время голодных не видно, и, как и другие страны Латинской Америки, Перу имеет сегодня неплохие макроэкономические показатели. За имевшиеся в нашем распоряжении полтора дня удалось посетить музей Рафаел Ларко Херера (именно здесь находятся богатая коллекция золотых изделий доиспанского периода, относящаяся к тому же периоду коллекция керамических изделий эротического характера и богатое собрание бытовой керамики индейцев), все основные соборы и монастыри и основательно осмотреть и сфотографировать старый город. Фотографии из музея Рафаел Ларко Херера могут представлять дополнительный интерес для искусствоведов и историков, поскольку, как нам стало известно, никаких альбомов или иллюстрированных каталогов предметов из этого музея нигде никогда не публиковалось. Нам удалось сделать в помещениях музея около 100 фотографий фотоаппаратом SONY DSC-F828 с объектовом ZEIS vario-sonnar 2-2,8/7,1-51, и хотя на эту работу было потрачено в общей сложности 30 минут, фотографии получились просто превосходными.

Особенно интересны системы хранения музейных экспонатов. Они, с одной стороны, вмещают в себя огромное количество предметов, а с другой — дают возможность ознакомления с ними в открытом доступе. Я, конечно, не позволяю себе сомневаться в том, что руководство Эрмитажа знает о подобных технологиях хранения экспонатов и, что еще более вероятно, уже научно обосновало их неприемлемость для условий Санкт-Петербурга.

Купив на центральном автовокзале билеты на автобус Лима–Ла-Пас, мы выехали днем из Лимы в направлении Писко. Писко — небольшой городок на тихоокеанском берегу рядом с Национальным парком Паракас, который надо было обязательно посетить. Примерно через 65 километров автострада закончилась, и мы попали на обычную дорогу, похожую на те, что соединяют в нашей стране крупные города. Движение, несмотря на близость столицы, не было интенсивным, здесь так же, как и в Китае конца прошлого века, изредка встречаются рейсовые и туристические автобусы и грузовики устаревших конструкций, перемещающиеся на небольшой скорости. Легковые машины очень редки. В основном это устаревшие азиатские или европейские модели. Настоящими королями дорог являются новенькие Тойота Ланд Крузеры, которыми (и только ими) оснащена вся дорожная полиция Перу. По сравнению с Европой и Северной Америкой, удивляет обилие контрольно-пропускных постов, но международные рейсовые автобусы полиция не останавливает. Мы сидели на втором этаже полупустой машины напротив фронтового стекла, и поэтому могли свободно фотографировать и наблюдать окружающий необычный для нас пейзаж. Справа вплоть до самого океана простиралась необъятная пустыня. Слева она переходила в такой же пустынный горный массив.

 

Золото инков. Музей Рафаел Ларко Херера

Золото инков. Музей Рафаел Ларко Херера

Экспонаты Музея Рафаел Ларко Херера: золото и керамика
Экспонаты Музея Рафаел Ларко Херера: золото и керамика

Экспонаты Музея Рафаел Ларко Херера: золото и керамика

Через 4 часа мы уже вышли в Писко и направились в небольшую гостиницу – одно из немногих зданий, отстроенных после сильного землетрясения, разрушившего город 15 августа 2007 года. Улицы города в настоящее время уже очищены от развалин и по ним можно спокойно передвигаться. Но многие здания и три основных собора лежат в развалинах, и мы не заметили никаких признаков восстановительных работ в центре. Как и в любом латиноамериканском городе, в центральной части Писко находится квадратная площадь, неизменно называющаяся Пласа де Армас, на которой в вечернее время встречаются жители. На ней установлен памятник жертвам землетрясения, унесшего жизни 250 жителей. Жертв могло быть гораздо больше, но землетрясение произошло около 18 часов, когда большинство жителей находились на улице. Здесь мы познакомились с радостными и дружелюбными перуанками, которые рассказали нам о подробностях случившегося и пожаловались на нерасторопность чиновников и, как следствие этого, медленные восстановительные работы.

Следующий день был напряженным. С утра мы поехали в Национальный парк, включающий в себя полуостров Паракас и несколько близлежащих островов. На небольшой лодке с мощным подвесным мотором мы выехали прямо в океан к группе островов Балестас, где, по рассказам очевидцев, можно встретить целые колонии пингвинов, фламинго, кондоров, морских котиков, моржей и других животных. Трудно было поверить, что пингвины и морские котики могут найти пристанище в непосредственной близости от экватора.

Океан был спокоен (оправдывая свое название), слева простирался желтый холмистый берег, а прямо по курсу вырисовывался зигзагообразный контур островов Балестас. Неожиданно слева по курсу на почти отвесной ярко-желтой поверхности холма показался огромный трезубец, направленный своими заостренными пиками в глубь материка. Я вспомнил фильм “Воспоминание о будущем” начала семидесятых годов. В нем авторы пытались обосновать гипотезу о посещении земли инопланетянами несколько тысяч лет назад. С этой целью они прилетели в Перу и на маленьком самолете, следуя направлению, указанному трезубцем, полетели вглубь материка и оказались прямо над пустыней Наска, над полосой, так напоминающей взлетно-посадочные полосы современных аэродромов. Авторы фильма рискнули совершить посадку. К удивлению зрителей и самих авторов фильма, все закончилось благополучно. Аэродром, когда-то по их версии обслуживавший космических пришельцев, без особых проблем принял современный самолет с кинооператорами. Мы же приблизились к берегу, чтобы сфотографировать таинственный трезубец, и направились дальше к островам Балестас, решив, что завтра обязательно должны облететь на самолете пустыню Наска, чтобы воочию убедиться в существовании на ней взлетно-посадочных полос.

Острова Балестас оказались мощным скалистым массивом, возвышающимся над ослепительно-голубой поверхностью океана. Многочисленные гроты, естественные туннели, небольшие пляжи были сплошь забиты разнообразными стаями птиц, морских котиков, моржей, морских львов и других животных. Выходить на берег здесь практически невозможно, и мы ограничились внешним осмотром. Неожиданно за одним из многочисленных мысов показалась колония пингвинов, с удивлением, но без всякого страха наблюдавшая за нашим появлением.

Таинственный трезубец указывает направление на «космодром» Наска. Изображение «космонавта» в пустыне Наска. Вид с самолета

Таинственный трезубец указывает направление на «космодром» Наска.

Изображение «космонавта» в пустыне Наска. Вид с самолета

Оставалось еще несколько часов, и мы решили осмотреть сам полуостров Паракас. Он полностью входит в одноименный Национальный парк и, как рассказывал путеводитель, содержит большое число объектов, которые можно отнести к красивейшим памятникам природы. Сам полуостров представляет собой песчаную пустыню, по которой проходит одна-единственная асфальтированная дорога, поэтому все перемещения необходимо производить на вездеходе. В южной части находится бухта с совершенно отвесным песчаным склоном, обрывающимся к океану на 100–150 метров. Там же находилась и громадная естественная арка, соединявшая небольшой скалистый остров с берегом, разрушившаяся после землетрясения, что лишило заповедник одной из наиболее привлекательных природных достопримечательностей.

Когда мы подъехали к краю обрыва, океан был покрыт туманом, и его практически не было видно. Сформировался неестественный пейзаж, включающий четкий край обрыва и огромное серое облако, целиком закрывающее бухту и точно примыкающее к краю таким образом, что при взгляде в сторону океана казалось, будто желтая плоскость берега плавно переходит в серую плоскость облака с четко очерченной ломаной линией. Поскольку обрыв состоял из песчаника, то подойти близко к его границе было опасно из-за возможности оползней. Мы прождали некоторое время в надежде, что туман рассеется, но этого не произошло, и мы поехали дальше.

Северная часть полуострова менее сурова, и хотя она также лишена растительности, линия берега более разнообразна: здесь живописные скалы чередуются с песчаными пляжами, и желтизна берега удачно контрастирует с яркой голубизной океана. Особенно интересна северная бухта, где прибрежный пляж имеет красный оттенок и покрыт мелкими разноцветными камнями размером 1,5–2 миллиметра. Я попросил своего сына Ованеса собрать эти камешки. Мы воспользовались пустой бутылкой из-под кока-колы, и за несколько минут собрали хорошую коллекцию. Не знаю, насколько эти камешки интересны для геологов, но они могут занять достойное место в интерьере современной квартиры.

Однако надо было возвращаться в город, чтобы сесть на автобус, идущий в Наска. С трудом найдя такси, мы возвратились в гостиницу и, забрав вещи, поехали на автобусный вокзал. Следует отметить, что основным такси в Перу являются машины Дэву Тико. Из-за своих маленьких габаритов они успешно продвигаются по узким улочкам старинных колониальных городов, но, конечно, сидеть в них не очень удобно. И хотя мы сильно спешили, все-таки опоздали. На наше счастье автобус тоже опоздал, что довольно часто происходит в Перу, и мы благополучно поехали дальше. Здесь, как и раньше, мы воспользовались международным рейсом Лима–Ла-Пас, устроившись, на втором этаже перед лобовым стеклом.

Почти пустая дорога шла вдоль берега океана по безжизненной пустыне, дул сильный боковой ветер. Через два часа ветер усилился настолько, что песок начал перекатываться через дорогу, а еще через некоторое время на дороге стали образовываться песчаные дюны. Огромный двухэтажный автобус был вынужден снижать скорость, объезжая опасные места. В какой-то момент казалось, что дальнейшее движение будет невозможным. Именно в это время дорога от океана резко свернула в горы. Песок сменился скалистыми кряжами, и песчаная буря перестала нам угрожать.

 

Город Наска

Город Наска

 Мумии из пустыни Наска

Мумии из пустыни Наска

Как меняются люди за 2,5 тыс. лет...

Как меняются люди за 2,5 тыс. лет...

Поздно ночью прибыли в Наска. Наска — типичный современный латиноамериканский город. Здесь можно увидеть многочисленные Интернет-кафе, старые обшарпанные магазины, современные рестораны и допотопные автомобили. Как и всюду, в центре находится Пласа де Армас, и если в других случаях на подобных площадях можно увидеть интересные постройки колониального периода, то здесь ничего такого нам обнаружить не удалось. Но нас интересовал не сам город, а пустыня в 25 километрах к северу от него. Именно в пустыне Наска находились загадочные полосы, которые создатели фильма «Воспоминания о будущем» приняли за взлетно-посадочные полосы космических кораблей, посетивших землю несколько тысяч лет назад. Здесь же находились громадные изображения (геоглифы) нереальных существ размерами от 15 до 150 метров, некоторые из них при определенной фантазии можно было принять за изображения инопланетян. Но вся особенность заключалась в том, что увидеть эти изображения можно было лишь с воздуха, а находясь в плоской пустыне Земли, невозможно увидеть их в полном объеме. Именно поэтому и возникла гипотеза, что эти изображения предназначены не для людей, которые ходят по земле, а для некоторых немыслимых существ (возможно, пришельцев из космоса), способных подняться в небо и оттуда увидеть нарисованное. Довольно очевидно, что несколько тысяч лет назад, когда эти геоглифы были созданы, обитатели этой части Южной Америки едва ли могли взлететь в воздух и увидеть грандиозные и загадочные рисунки. Такая же проблема возникла и у нас: надо было где-то взять самолет, чтобы с воздуха увидеть, а в лучшем случае — и сфотографировать таинственные линии. Поскольку в самое последнее время появилось сравнительно много литературы о пустыне Наска, я предположил, что самолеты, которые можно нанять с этой целью, должны где-то существовать. Я не ошибся. Совсем рядом с пустыней находится небольшой аэродром, где можно нанять трехместный самолет, пилот которого в течение часа будет летать с вами над пустыней, показывая наиболее интересные места. Поскольку времени было мало (на следующий день надо было ехать дальше в Арикипу, один из важнейших городов Перу, включенный ЮНЕСКО в мировое культурное наследие), мы рано утром отправились в аэропорт. На наше счастье, остальные желающие появились несколько позже, и мы, оказавшись одними из первых, без труда наняли необходимую машину.

 

Маленький четырехместный биплан, легко оторвавшись от земли, уже через пять минут висел над пустыней Наска. Летчик каждый раз наклонял самолет над загадочными изображениями таким образом, чтобы мне удавалось сделать фотографию. Я и раньше часто летал на отечественном биплане АН-2, но в данном случае из-за беспорядочных поворотов и непрерывно чередующихся крутых виражей полет превратился в мучительную процедуру. Однако, взяв себя в руки, мы героически выдержали его до конца. Прямо перед нами появилась полоса «космодрома», на которую, следуя направлению, указанному трезубцем из Паракаса, сели авторы фильма «Воспоминания о будущем». Вдруг слева по борту появилась огромная фигура человека в скафандре, по-видимому, именно она считалась похожей на пришельца из космоса. Справа и слева по борту стали показываться огромные птицы с распростертыми крыльями, далее возникло существо, похожее на обезьяну с огромным спиралевидным хвостом. Многие линии изображали совершенно фантастических существ, и хотя каждый рисунок получил свое название на туристической карте, можно было лишь с большой натяжкой считать эти названия адекватными содержанию рисунков.

Неожиданно прямо под нами показались огромные идентичные круглые ямы с отвесными ступенчатыми стенками. Это были раскопанные совсем недавно колодцы, построенные несколько тысяч лет назад обитателями этих мест. Казалась удивительной геометрическая точность и совершенство форм этих древних сооружений.

Мы возвратились обратно на аэродром. Стояла нестерпимая жара. И хотя у нас оставалось мало времени, надо было посетить еще одно важное место. Южнее города, примерно в 30 километрах от аэродрома, в безжизненной пустыне несколько лет назад были обнаружены древние захоронения. Теперь на них можно было взглянуть. Мы не могли туда не поехать. Взяв свободную Дэву Тико, мы направились к захоронениям, но водитель, по-видимому, сначала не понял, куда мы хотели ехать. Когда он это уяснил, то стал возражать, потому что ехать приходилось по разбитой грунтовой дороге. Здесь надо отметить, что перуанцы в целом дружелюбны и хорошо относятся к юмору, поэтому нам удалось, хоть и с некоторым трудом, убедить нашего водителя свернуть с панамериканской автострады и углубиться в песчаную пустыню. Машина, не привыкшая к бездорожью, с трудом перемещалась по песчаному грунту. Вид пустыни был поистине мрачным. Слева — огромные дюны, высота одной из них, как рассказал нам водитель, достигала километра. И, как он утверждал, это была самая высокая песчаная дюна в мире. Солнце стояло высоко над горизонтом, температура достигала 40 градусов. То здесь, то там появлялись небольшие торнадо. Мы остановились у одного из захоронений. Они представляют собой геометрически точные кубы или параллелепипеды с верхней плоскостью, сливающейся с плоскостью пустыни. Но поскольку крыша была снята, мы могли видеть и фотографировать сверху эти удивительные жилища, построенные несколько тысяч лет назад, для тех, кто ушел в другой мир. Древние индейцы, жившие здесь, мумифицировали тела умерших и оставляли их в этих подземных домах в сидячем положении, лицом на восток. Качество мумификации было настолько высоким, что при взгляде на сидящую мумию сзади можно было подумать, что перед тобой сидит живой человек. У женщин в ряде случаев полностью сохранились густые волосы, спускающиеся ниже плеч. Рядом лежит посуда, которой должны были пользоваться умершие в другом мире. Как нам объяснил водитель, здесь находилось много предметов из золота. Однако североамериканцы, которые первыми провели эти раскопки, переплавили его и использовали в коммерческих целях. Древние индейцы верили, что когда-нибудь умершие воскреснут, и поэтому оставили им все необходимое для дальнейшей жизни в настоящем мире. Этим их отношение к умершим сильно отличалось от взглядов древних египтян, которые, хотя и мумифицировали умерших, но считали, что возврата из того мира не существует. Сегодня можно сказать с большой вероятностью, что представления древних индейцев могут сбыться, поскольку сидящие в пустыне мумии содержат огромное количество живых клеток. И вполне вероятно, что совсем скоро путем клонирования эти мумии можно будет воскресить. Совершенно ясно, что могилы, которые сегодня открыты для обозрения (их всего несколько десятков), представляют лишь ничтожную часть того, что еще находится вокруг, поскольку, как известно, древние индейцы хоронили таким образом всех умерших, независимо от их общественного положения. Разница могла быть лишь в ценности предметов, которые оставлялись умершим для их будущей жизни. Как это следует из состояния захоронений, до контактов с ними европейцев и североамериканцев никто из местных жителей не пытался их ограбить. Этим древние индейцы отличались от древних египтян, где грабители могил могли появляться вскоре после захоронения.

Мы осмотрели почти все могилы и вернулись в Наску. Надо было успеть пообедать. Автобус на Арекипу отходил через час.  

Продолжение следует
Л.А.Петросян,
профессор
Фото автора

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков