Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 5 (3772), 10 апреля 2008 года
от первого лица

«IT-инструменты
изменят облик Университета…»

Еще каких-то лет 25-30 назад в России не было компьютеров, только громоздкие ЭВМ. Первые «персоналки» появились в начале 80-х — японские «Ямахи», насколько я помню. Век мобильных телефонов еще короче. А сегодняшней молодежи уже кажется, что без «мобильника» и «компа» и жизни нет… Пространство вокруг меняется стремительно. Мы теперь живем в информационном обществе, IT-инструменты окружают нас везде. Во всем мире они достаточно активно используются для управления крупными структурами: фирмами, корпорациями и, в том числе, университетами. Очевидно, что информационные технологии (ИТ) сегодня стали насущно необходимыми для укрепления конкурентоспособности и нашего Университета.

И.Г.Горбунов

И.Г.Горбунов

Из досье журнала «СПбУ»:
Родился в 1974 году.
Окончил Экономический факультет СПбГУ. Учился в аспирантуре Факультета менеджмента, защитил кандидатскую диссертацию. Стажировался в Индии, Германии, США и Швеции. В 2007 году прошел обучение в Гарвардской школе бизнеса по курсу «Delivering Information Services», где стал первым слушателем из России, закончившим этот курс.
С 2004 года работает в Санкт-Петербургском государственном университете: сначала директором по информационным технологиям в Высшей школе менеджмента, а с 2007 года возглавляет Управление информационных технологий СПбГУ. В настоящее время осуществляет реализацию проекта информатизации СПбГУ.

Управление информационных технологий было создано в Университете не так давно — в августе 2007 года. Консолидация усилий по информатизации СПбГУ, создание единой информационной системы Университета, координация работ по ее развитию, объединение ресурсов национальных проектов и работ по созданию корпоративной информационной среды — такие цели поставило перед новым управлением руководство Университета. При создании управления в его состав вошли три структурных подразделения ректората: Василеостровский и Петродворцовый телекоммуникационные центры и отдел программного обеспечения общеуниверситетских служб.

— Одно из ключевых условий успешного развития Университета — всестороннее и ускоренное создание и совершенствование его информационных ресурсов на уровне, соответствующем мировым стандартам, — убежден Илья Геннадьевич ГОРБУНОВ, начальник Управления информационных технологий СПбГУ. — Сейчас разрабатывается Стратегия развития Университета до 2020 года. В ее основе лежит информационная прозрачность и консолидированный бюджет. Для достижения этих целей необходима общеуниверситетская стратегия по информационным технологиям.

Каких успехов в управлении вузом можно достичь с помощью информационных технологий? Илья Геннадьевич продемонстрировал это мне на конкретном примере — примере Высшей школы менеджмента СПбГУ. Это и понятно: в 2004-2007 годах И.Г.Горбунов работал директором по информационным технологиям ВШМ и выстраивал там современную IT-инфраструктуру. Но разбирая в деталях пример с ВШМ, мы оба понимали, что речь-то идет о реализации системы информационных технологий в масштабах всего Университета. Пример из прошлого на самом-то деле говорит о будущем. Он дает некоторое видение того, как изменится Университет в ближайшие год–два.

С низкого старта

Итак, с чего же начинали в 2004 году на Факультете менеджмента? Вот показательные факты, которые были выявлены:
самосборные компьютеры и серверы;
отсутствие телефонной связи между зданиями;
практическое отсутствие лицензионного ПО;
отсутствие единой локальной сети;
время восстановления работоспособности инфраструктуры — до 6 часов;
отсутствие единой службы поддержки пользователей.

— С одной стороны, уровень качества работы IT-инфраструктуры был довольно низким, — признает Илья Геннадьевич. — А с другой стороны, миссия проекта ВШМ (создание российской школы бизнеса мирового уровня для подготовки национальной элиты управленческих кадров) была амбициозной. Да и миссия ВШМ в области использования информационных технологий тоже «держала планку»: обеспечение Высшей школой менеджмента СПбГУ ведущих позиций в использовании информационных технологий в университетском бизнес-образовании.

Для того чтобы от существовавшего уровня «дорасти» до реализации миссии, была намечена четкая последовательность действий. Причем намечена сверху вниз:

Стратегия развития ИТ до 2007 года.

План развития ИT на период 2004-2007 гг. (тактика).

Создание Службы ИТ.

Создание операционного годового бюджета.

Создание системного проекта.

Создание рабочих проектов.

Экспертная оценка проектов.

Согласования с различными инстанциями.

Для того чтобы уменьшить количество ошибок при реализации плана развития ИТ, служба информационных технологий Факультета менеджмента выпустила системный проект — Илья Геннадьевич достает из шкафа и показывает объемный документ страниц на 300-400 формата А4. В нем подробно, в деталях описано, что, когда, как, в какой последовательности необходимо было сделать. Проект этот был заказан внешней организации — системному интегратору, и специалисты, человек тридцать, на протяжении года над ним работали.

Что же удалось сделать? Мы перешли к конкретным деталям — и Горбунов (с удовольствием, как я заметил) стал листать странички презентации на своем ноутбуке, сопоставляя их со страницами и разделами системного проекта. В результате такого «параллельного путешествия» я увидел, что было запланировано и в какой форме эти планы реализовались.

Японцам на удивление

Вот два зала для видеоконференцсвязи. Один зал — лекционный (стулья рядами и стол для лектора), другой — дискуссионный (круглый стол «бубликом» и стулья по кругу). Но!.. Самое главное в ИT не стулья и столы, а оснащение, «начинка» залов. В дискуссионном зале очень удобно проводить пресс-конференции или устраивать заседания круглого стола со специалистами. Видеокамера стоит в центре «бублика», и когда начинает говорить один выступающий, допустим, слева — камера поворачивается к нему. Следом выступает докладчик справа — камера внимательно смотрит на него. Никакого диспетчера, камерой управляют сами участники дискуссии. Легкое нажатие клавиши на столе — и камера смотрит на вас, а все остальные видят на экранах плазменных панелей вашу широкую улыбку и уверенную позу…

Учебный ситуационный центр ВШМ Зал для видеоконференцсвязи ВШМ

Учебный ситуационный центр ВШМ

Зал для видеоконференцсвязи ВШМ

По уровню оснащенности система видеоконфе-ренцсвязи, построенная в ВШМ, даже привела в замешательство одного уважаемого специалиста из японского университета.. Он прибыл в Петербург, чтобы прочитать лекцию о лидерстве Японии в построении информационного общества, но в конце своей лекции выглядел не очень уверенно — из-за того, что увидел в Санкт-Петербургском университете столь блестящий уровень IТ-оснащенности. И в кулуарах после лекции даже признался, что не ожидал подобных успехов в России.

— Мы просто изучили опыт применения ИТ в ведущих бизнес-школах мира — в Гарварде, Беркли, Лондоне — и оборудовали залы лучше, чем у них. Элементы стандартные, но комбинация их — наша, — с улыбкой объясняет Горбунов. — Сделали даже с опережением — учтя то, что, пока мы строим, возникнут какие-то новые возможности, и их тоже нужно будет реализовывать.

Библиотека открытого доступа

Следующая страничка презентации — RFID-библиотека. В обычной библиотеке самое «узкое место», как правило, библиотекарь. Вспомните, мы заказываем нужную нам книгу — и ждем полчаса, а то и больше, пока ее найдут и принесут. А в RFID-библиотеке (англ. Radio-frequency identification (RFID) — «радиочастотная идентификация») каждая книга снабжена электронным чипом с радиочастотными метками, и доступ к книгохранилищу открытый. Посетитель библиотеки проходит к полкам, самостоятельно просматривает и отбирает книги, а затем со стопкой выбранных изданий подходит к киоску книговыдачи. Там он сам кладет всю стопку на стол, и сканер считывает коды сразу всех книг. Весь перечень выданных книг записывается в электронную карточку читателя. А когда книгу возвращаешь, метки стираются. Вот и вся процедура!

Если посетитель библиотеки по оплошности какую-то книгу не записал, на выходе из библиотеки звучит сигнал тревоги, и забывчивого читателя тут же останавливает бдительный охранник и направляет к киоску книговыдачи… А что же с библиотекарем, про которого мы на время забыли? Библиотекарь в такой системе RFID-библиотеки превращается в консультанта по информационным ресурсам. Он подсказывает, где и как найти нужную литературу, открывает читателям доступ к базам данных.

Как «разрулить» ситуацию

Мы с Ильей Геннадьевичем Горбуновым листаем презентацию дальше и переходим к учебному ситуационному центру. Он предназначен для обучения топ-менеджеров, и его техническое оснащение позволяет руководителю крупной организации быстро оценивать сложную ситуацию, складывающуюся в удаленных от него точках, и принимать адекватное решение. Такую ситуацию не раз эффектно показывали нам в каком-нибудь голливудском блокбастере — например, в фильме «Люди в черном» (помните: руководитель Зед слышит предупреждение: «Люди в черном, отдайте Галактику!» и, обозревая всю страну на экране, видит каждого из инопланетян, работающих в разных точках Америки).

Или, к примеру, один из руководителей, скажем, Газпрома на экранах в своем кабинете видит ситуацию по транзиту газа — одновременно где-нибудь в Ханты-Мансийском округе, на Камчатке и в Архангельске — и принимает соответствующее решение… В учебном ситуационном центре ВШМ будущих лидеров бизнеса учат пользоваться такой техникой. Топ-менеджеры обучаются здесь применению современных информационных технологий для анализа ситуации и принятия управленческих решений.

Лекции «по-умному»

Есть в здании ВШМ и «умные» аудитории. Их так назвали за возможность проводить конференции, лекции, презентации на ином, технологически высоком уровне. Например, можно провести видеоконференцию с участниками, которые находятся в нескольких географически удаленных точках — допустим, в Петербурге и в городах Литвы и Германии. Или можно сделать наглядную и интересную презентацию. Три видеокамеры (одна нацелена на докладчика, другая — на аудиторию, третья — на документы, демонстрационные материалы) дают возможность каждому участнику, сидящему в такой «умной» аудитории, на двух больших экранах видеть все подробности происходящего. Система синхронного перевода позволяет слушателям выбирать, на каком языке прослушать лекцию. А если на улице яркий солнечный день, можно закрыть шторы, спускающиеся автоматически, включить кондиционер. Уровень комфорта — повышенный и для лектора, и для слушающей его аудитории.

Для справки:

Поддержка пользователей:

В Санкт-Петербурге:
для пользователей подразделений ректората:
тел. 326 4990, м. 1018, 1019
E-mail: support@spb.edu
для абонентов сети:
тел. 326 4949, м. 1020, 1021
E-mail: support@spb.edu

В Петродворце:

для пользователей подразделений ректората:
тел. 428 4351, м.4351
E-mail: support@spb.edu; info@ptc.spbu.ru
для абонентов сети:
тел. 428 4536 , м. 4536
E-mail: support@spb.edu; info@ptc.spbu.ru
по высокопроизводительным вычислениям:
тел. 428 4536, м. 4536
E-mail: info@ptc.spbu.ru

— В Финляндии, в Лаппеенрантском технологическом университете все аудитории так оборудованы, — рассказывает Горбунов. — В такую «умную» аудиторию не стыдно приглашать и лекторов с высокими гонорарами за выступление.

Остановить мгновенье

Наше знакомство с возможностями информационных технологий для Университета продолжил цифровой медиа-архив. Горбунов пояснил, что если рассматривать наш Университет как промышленную компанию, то у нас производится два вида «продукции» — это выпускники и знания. Знания наших преподавателей, ученых, студентов, аспирантов оцениваются количеством и качеством выпускаемых публикаций — монографий, учебников, статей в научных журналах, в сборниках конференций.

— А ведь есть еще и устные выступления! — напомнил Илья Геннадьевич. — Преподаватель читает захватывающую лекцию, ученый делает доклад в представительном научном собрании, студент представляет результаты своих исследований на конференции. Прежде эти выступления оставались только в памяти слушателей. А как «перевести» эмоции участников в печатный вид?.. Теперь это возможно сделать, записав лекцию или выступление на видео и переведя эту запись в «цифру». И так постепенно пополняется библиотека записей (медиатека), накапливается цифровой медиа-архив.

Когда И.Г.Горбунов рассказывал о цифровом медиа-архиве, мы вспомнили о недавнем историческом событии в жизни Университета — на заседании Ученого совета Людмила Алексеевна Вербицкая была избрана Президентом СПбГУ. Илья Геннадьевич согласился: если бы в Актовом зале стояли видеокамеры, это событие можно было бы заснять на видео и сохранить в архиве. Для истории, для потомков…

Видеозаписи выступлений, лекций и слайды поступают в цифровой медиа-архив ВШМ для хранения. И этим архивом можно пользоваться очень активно. Посетители библиотеки и другие пользователи через стандартный Internet Explorer подключаются к хранилищу в онлайне или в оффлайне — для просмотра видеоматериалов. Можно познакомиться с выступлением от начала до конца, а можно выбрать нужный слайд и внимательно посмотреть и прослушать отдельный фрагмент видеозаписи с комментариями лектора к выбранному слайду. И даже через несколько лет легко восстановить в памяти давно прошедшие события. Кроме того, на основе записей лекций преподавателей и гостей ВШМ создается собственный продукт — целая коллекция лучших лекторов в формате CD и DVD. Таким образом, цифровой медиа-архив выступает в качестве инструмента для сохранения знаний.

Активная точка роста

Закончив знакомство с IT-ресурсами ВШМ, вернемся к системе информационных технологий всего Университета.

— Одна из главных задач нашего Управления — формирование единых технологических стандартов СПбГУ в области информационных технологий, — считает Илья Геннадьевич Горбунов. — Факультетам даны большие правомочия, и многое они делают самостоятельно. Но тем важнее стандартизация ИТ — для создания и поддерживания общеуниверситетского информационного пространства. Защита информации и персональных данных, предоставление и обеспечение сервисов, доступ к электронной почте — это все наши задачи.

Кроме того, можно выделить следующие направления деятельности Управления:

  • создание, развитие, аналитическая поддержка и программно-техническое сопровождение работы информационно-аналитической интегрированной системы (ИАИС) СПбГУ;
  • организация информационного взаимодействия подразделений СПбГУ между собой, интегрированной информационной системой и информационными ресурсами совместного пользования;
  • технологическое сопровождение комплексной информатизации СПбГУ, в том числе создание, развитие и эксплуатация единой телекоммуникационной сети;
  • создание и развитие распределенного высокопроизводительного вычислительного комплекса СПбГУ;

И о каждой задаче, о каждом направлении деятельности можно рассказывать отдельно.

 

… Жизнь вокруг меняется стремительно. Похоже на то, что спустя совсем немного времени мы не узнаем свой Университет. И одна из активных точек роста сегодня — система информационных технологий.  

Евгений Голубев
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков