Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3771), 28 марта 2008 года
образование

Нужно попробовать,
чтобы понять...

После сеанса видеоконференцсвязи декан Физического факультета Александр Сергеевич Чирцов ответил на вопросы нашего корреспондента.

— Как вы считаете, эффективно ли обучение посредством таких видеоконференций? Адекватно ли слушатели воспринимают материал?

— Многие преподаватели считают, что всякие опосредованные методы преподавания неэффективны, потому что необходимо живое общение. Но только не физики. Потому что физики понимают, что студент видит не преподавателя, а вторичные электромагнитные поля, которые рассеиваются его атомами. Потом в сетчатке глаза эти поля создают электрические сигналы, в сетчатке происходит нечто аналогичное: Фурье-преобразования формируемого глазом изображения, закодированный образ этой картинки передается в мозг, а мозг снова строит картинку. Поэтому ни о каком живом общении речь, на самом деле, не идет! Весь вопрос в ширине канала общения, в том, сколько мы можем пропустить информации. Пока каналы не очень широкие. И, конечно, я не вижу аудитории… Пока не вижу — это проблема теперь уже даже не техническая, а скорее финансовая.

А.С.Чирцов

А.С.Чирцов

— Вам тяжело читать лекцию в почти пустом помещении, не имея возможности видеть реакцию тех, к кому вы обращаетесь?

— Конечно, когда читаешь лекцию, ориентируешься на то, как аудитория это воспринимает. Но когда ты в пятый раз читаешь одну и ту же лекцию, уже и так представляешь, что происходит в аудитории. Другой и гораздо более важный вопрос, что в это время видят твои слушатели. Я категорически против видеолекций, в которых показывают говорящую голову — это просто бессмысленная трата сетевого трафика. С равным успехом можно показывать просто фотографию! А вот демонстрировать слушателям эксперименты или компьютерные модели изучаемых явлений — это достаточно эффективно, на мой взгляд. Правда, качество картинки, передаваемой через спутник, пока далеко от совершенства, но это только вопрос времени и денег.

— Видеоконференции все-таки полезны?

— Во-первых, удаленные лекции нужны хотя бы потому, что многие слушатели не могут сюда приехать. Согласитесь, будет лучше, если они прослушают лекцию так, чем никак?

Во-вторых, это наиболее эффективный способ использования компьютерных сетей. Лучше использовать сеть для видеолекций, чем для игр в «стрелялки». Кроме того, видеоконференцсвязь позволяет транслировать не только лекции, но и другие события. У нас на Физическом факультете проходит День физика, на который просто не могут попасть все желающие. Теперь ситуация немного разрядилась, поскольку мы транслируем День физика в Интернет в режиме он-лайн, еще в несколько аудиторий на Физфаке и в город. И многие смотрят, а значит, им это действительно интересно, потому что эти трансляции никто никого смотреть не заставляет.

— То есть это перспективно?

— Да, надо просто постепенно учиться использовать новые технологии. В перспективе мы планируем организовать так называемые «распределенные» лекции. Университет имеет две площадки — в городе и в Петергофе. Зачем студентам из города ездить в Петродворец, а студентам из Петродворца — в город? Преподаватели могут читать лекции там, где им удобно, студенты — находиться там, где им удобно, а эксперименты проводить там, где для этого есть условия, и транслировать эти лекции в разные аудитории для множества слушателей, в том числе по всей стране. Конечно, на каждой площадке должен работать оператор, и это связано с затратами, но согласитесь, что это дешевле, чем слетать в другой город и провести там лекцию!

— А в чем отличие транслируемой лекции от видеозаписи? Возможно, было бы дешевле записать определенный курс лекций на СD или DVD, либо разместить лекции в общем доступе в Интернете, чем транслировать их через спутник?

— Одно другому не мешает — мы делаем записи лекций, которые транслируем. Мы делаем мультимедийные диски по этим курсам. В создаваемых на дисках обучающих курсах некоторые формы обучения могут быть реализованы даже лучше, чем традиционные. Например, текст лекции может по-прежнему звучать в изложении лектора, но вместо традиционной аудиторной доски, на которой крошащимся мелом и иногда неразборчивым почерком пишутся формулы и создаются не всегда совершенные рисунки и схемы, на экране присутствует «мультипликационная доска» со своевременно возникающими математическими выкладками и поясняющими их анимированными схемами и моделями. И конспект лекции лежит рядом уже готовый. Электронный конспект. В который можно внести свои правки, который можно в любой момент распечатать или прочитать на экране компьютера. А можно и не читать, а просто прослушать лекцию еще раз, например, в качестве «вечерней сказки». Но изготовление такого диска — это дорогостоящее дело, кроме того, создаваемая сейчас серия таких дисков будет ориентирована только на студенческую аудиторию. Года через три мы сможем сделать аналог подобного курса, адаптированного для школьников, и то при условии, что для этого найдутся деньги. Кроме того, лекции, видеоконференцсвязь подразумевают возможность общения с аудиторией, со слушателями, которые могут задавать вопросы. Конечно, пока они этого не делают, потому что еще не привыкли.

— Как Вы считаете, как аудитория воспринимает такие лекции?

— Те лекции, которые мы сейчас читаем — это, скорее, шоу, а не образовательные лекции. Мне не хочется на таких лекциях повторять учебник — это просто бессмысленно, поэтому лекции несколько шокируют аудиторию, и слушатели не могут «с ходу» задавать мне вопросы. Но как показывает практика, даже когда школьникам «вживую» рассказывают что-то о современной физике, вопросы возникают, как правило, несерьезные. Разумные вопросы могут возникнуть, когда последовательно читаешь стабильный курс лекций. Но посредством видеоконференцсвязи организовать стабильный курс лекций сложно, ведь в разных точках страны разное время, и в школах не очень-то приветствуются срывы занятий ради просмотра лекций.

— То есть пока это просто проба, «прививка инноваций»?

— Да, мы пока просто смотрим, что из этого получится. Еще одно направление, в котором мы работаем, — удаленные лабораторные работы. Почти все современные экспериментальные установки сопряжены с компьютером, и через Интернет вы можете управлять специальной установкой и получать данные о ее работе. Когда я впервые задумался о такой возможности, у меня сразу возник вопрос: зачем вообще нужна установка, ведь можно снять с нее все показания и просто поместить их в Интернет. Но пока не попробуешь — не поймешь, работает ли это. И мы решили в это «поиграть». Построили две такие установки, и пока они просто стоят! Когда мы кому-то показываем их, все говорят: «Как здорово! Установка в Петергофе, а управлять ею можно из города!..». Но этим никто не пользуется даже у нас! Поставьте себя на место учительницы в рядовой школе «удаленного» городка — ей это тем более не нужно. У нее, бедолаги, иные проблемы: программу выполнить и рассказать про движение тела по наклонной плоскости, угадать задачи присланной «сверху» проверочной контрольной и «натаскать» на их решение класс, который не слишком волнуют и плоскость, и тело, и его ускорение. Мне однажды один директор школы и по совместительству преподаватель физики сказал: «Вот если бы Вы, Александр Сергеевич, сделали на компьютере такую штуку, чтобы можно было включить, а самому на часок-другой уйти на своем участке поработать — цены бы не было и Вам, и Вашей физике.

— Значит, это экстенсивный путь — охват большой аудитории, в которой заинтересуются, возможно, всего двое.

— В этом смысле вся работа Университета экстенсивна: мы набираем на факультет каждый год 210 человек, а в большую физику из них приходят не более 20. Уж если мы хотим давать «элитное» образование, то другого пути нет. И мы должны как можно более расширить аудиторию, из которой выберем заинтересованных ребят, тогда среднее качество образованности будет выше. Так что, это интенсификация экстенсивного пути — можно ездить по разным местам, что долго и дорого, а можно наладить видеоконференцсвязь с гимназиями по всей стране.

Я считаю, что надо пробовать все новые методы. В некоторых случаях лучше одно, а в некоторых — другое. Иногда живой преподаватель незаменим, но, например, перед экзаменом ученику совсем не лишне потренироваться на компьютерной программе, где какая-нибудь мультяшка задает ему вопрос, он отвечает, и если он неверно ответил, ему объясняет его ошибку.

— Какова польза от этого проекта для Вашего факультета и для Университета в целом? Возможность заинтересовать потенциальных абитуриентов?

— Конечно. Рассказать, установить контакты, познакомить. Честно говоря, я не верю в эффективное удаленное обучение студентов. Не думаю, что если меня туда постоянно транслировать, все будут приходить, слушать и решать задачки. Практика показывает, что даже при посещении реальных занятий половина студентов «сачкует». Поэтому разумнее было бы обучать удаленно не учеников, а преподавателей. Мы можем делиться с ними опытом, предавать материалы на дисках, а они, выбрав из всего то, что им нравится (потому что без интереса ничего не получится), передадут ученикам наш материал.

— Не получится ли «испорченный телефон»?

— Возможно. Но если я рассказываю про закон Ньютона — это ведь тоже «испорченный телефон». Вообще, все надо пробовать. Вот мы сейчас опробуем этот метод, тогда станет понятно, стоит ли использовать этот «испорченный телефон», или он дает слишком большое искажение. А пока не попробуем — не узнаем.  

Беседовала Дарья Мельникова
Фото Андрея Дубровского

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков