Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3771), 28 марта 2008 года

«Гимназии — на связи»

От Калининграда до Якутии, от Архангельска до Амурского края и Бурятии, от Ростова до Салехарда и от Астрахани до Нарьяна-Мара… Уже более 140 образовательных учреждений из 51 субъекта Российской Федерации объединяет сегодня «Гимназический союз России». В крупных городах организована система видеоконференцсвязи, что позволяет гимназиям общаться в режиме он-лайн. Грандиозный проект реализует Фонд поддержки образования совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом и при участии ОАО «Газпром». Целью проекта является объединение гимназий единой информационной сетью для внедрения новых образовательных технологий на всей территории Российской Федерации, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Слева направо: И.А.Дементьев, Т.И.Голубева, А.А.Фурсенко

Слева направо: И.А.Дементьев, Т.И.Голубева, А.А.Фурсенко

На одной из таких онлайновых лекций я присутствовала лично и могу авторитетно заявить, что осознание масштабности происходящего приходит не сразу. Декан Физического факультета Александр Сергеевич ЧИРЦОВ рассказывал учащимся гимназий по всей стране об электромагнитных взаимодействиях. Но три сотни слушателей находятся «по ту сторону» камеры, и мы не видим эту огромную аудиторию. Декан ведет свой рассказ из небольшого кабинета, где кроме него — только двое операторов, большой экран, маленькая видеокамера и я. Со стороны это выглядит так, будто Александр Сергеевич беседует сам с собой. Тем не менее, в этот самый момент А.С.Чирцова не только внимательно слушают, но и видят на экранах мониторов сотни гимназистов по всей стране. Поскольку связь двусторонняя, то после лекции Александр Сергеевич также видит аудиторию, которой он читал лекцию, и может услышать вопросы учащихся. Только вопросов они пока не задают — слишком непривычен такой способ общения с преподавателем.

Фонд

Проект «Гимназический союз России» реализуется Фондом поддержки образования. Идею проекта, который должен связать гимназии всех регионов России посредством видеоконференцсвязи, предложила Татьяна Ивановна Голубева, Президент Фонда поддержки образования. Основную работу по разработке проекта и его реализации ведут заместители Президента Фонда — А.К.Федоров и А.О.Степанова. Проект был одобрен в 2006 году первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым и стал рассматриваться в качестве дополнительной части национального проекта «Образование» — как уникальный проект, направленный на применение новых технологий сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Фонд поддержки образования, который является координатором проекта «Гимназический союз России», был учрежден совместно с СПбГУ и зарегистрирован 15 марта 2007 года, а значит, в этом году Фонд отметил свою первую годовщину.

Способ связи

Для организации сетевого взаимодействия Фонд поддержки образования устанавливает в гимназиях и лицеях оборудование, состоящее из АССС (абонентские станции спутниковой связи) и ВКС (объект видеоконференцсвязи). Таким образом, лекция или мастер-класс, проводимые в Санкт-Петербурге, транслируются в гимназии по всей стране в диалоговом режиме. Не только слушатели видят и слышат лектора, но и он видит их и слышит вопросы и комментарии.

Кто в игре?

— Идея возродить гимназическое движение не случайно возникла в Санкт-Петербурге — именно здесь была учреждена первая «возрожденная» в пространстве постсоветской России гимназия. Это одна из причин, по которой именно Санкт-Петербург стал центром развития проекта «Гимназический союз России», — говорит Анна Олеговна Степанова, заместитель Президента Фонда поддержки образования.

В проекте участвуют лицеи и гимназии всех регионов России, поскольку они традиционно рассматриваются как учреждения повышенного уровня образования. Ожидаемые результаты проекта — повышение уровня общего образования в данных образовательных учреждениях и по России в целом, а также обеспечение преемственности между средней и высшей школой. Сегодня преподаватели высшей школы делятся своими наработками и обсуждают их с коллегами из средней школы при помощи видеоконференцсвязи. А поскольку в гимназиях и лицеях сосредоточены огромный педагогический опыт и лучшие технологии преподавания в средней школе, то именно эти учреждения являются региональными площадками, где и происходят передача опыта школам и взаимодействие с другими социальными институтами.

Фонд поддержки образования предлагает Министерству образования и науки РФ и региональным образовательным центрам рассматривать гимназии, участвующие в проекте «Гимназический союз России», как региональные ресурсные центры, которые передают опыт общеобразовательным школам своего региона. Участвовать в проекте могут любые гимназии, подав соответствующее заявление. Но важно, что устанавливая в гимназии определенного региона оборудование для проведения видеоконференций, Фонд заключает соглашение с администрацией этого региона о передаче гимназией педагогических наработок в обычные школы, что способствует повышению уровня образования в масштабах региона.

В некоторых крупных областных центрах гимназий просто нет, поэтому руководство фонда рассматривает возможность принятия в Союз школ, которые, например, получили гранты на развитие инновационных образовательных программ.

Мероприятия,
проводимые Фондом поддержки образования

Во-первых, преподаватели Университета проводят мастер-классы для учителей гимназий. В феврале преподавателями Факультета филологии и искусств были проведены мастер-классы по литературе, английскому и русскому языкам, включавшие обсуждение новых учебников по этим предметам. Перед этим были проведены две встречи в режиме видеоконференцсвязи с деканом факультета С.И.Богдановым, на которых обсуждались важные аспекты филологического образования. Кроме того, Физическим факультетом проводятся лекции по физике как для учащихся, так и для преподавателей. Сейчас их читает декан факультета А.С.Чирцов, но в ближайшее время к проведению лекций подключатся еще пять преподавателей факультета.

Во-вторых, Фонд реализует также и другие образовательные проекты с использованием видеоконференцсвязи: «Библиотека/медиатека гимназии (XXI век)», «Кадетское образование», «Успешное чтение». Здесь возможна как очная, так и заочная формы участия.

В-третьих, образовательные учреждения, включенные в проект «Гимназический союз России», проводят мастер-классы с использованием видеоконференцсвязи между отдельными учреждениями в одном регионе или между регионами. Сетевое взаимодействие дает возможность обмена реальным опытом между школами.

Значение для Университета

Университет является одним из соучредителей Фонда поддержки образования, поэтому он взял на себя ответственность проведения первых видеоконференций — лекций и мастер-классов. Это дает возможность жителям регионов больше узнать о нашем Университете, а также способствует привлечению абитуриентов в СПбГУ. Использование видеоконференц-связи позволяет Университету стать ближе и понятнее абитуриентам из удаленных регионов.

Кроме того, Университет получил возможность непосредственно и активно влиять на технологию преподавания, на содержание и структуру образования в регионах, поэтому можно рассчитывать, что уровень подготовки абитуриентов существенно возрастет.

Сотрудники Фонда также отмечают, что связь Университета с региональными учебными учреждениями дает возможность опробовать свои новые образовательные разработки, получить отклик, узнать, что интересует школы, и учесть пожелания регионов. Таким образом, преподаватели СПбГУ получат точное представление о том, что требуется школам, и, кроме того, почерпнут идеи для новых научных разработок в образовании. В результате Университет сыграет роль центра, объединяющего другие вузы города и страны, вовлекающего их в процесс сетевого взаимодействия со средними учебными заведениями.

— Необходимо также отметить, что СПбГУ — это федеральное образовательное учреждение, а значит, Университет должен участвовать в реализации государственной политики в области образования. «Гимназический союз России» — это проект общероссийского масштаба, и использование видеоконфе-ренцсвязи в образовании способствует решению важных задач на федеральном уровне, — сказал мне однажды Алексей Константинович Федоров, заместитель Президента Фонда поддержки образования, руководитель проекта «Гимназический союз России».  

Дарья Мельникова
Фото Сергея Ушакова

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков