Санкт-Петербургский университет
   1   2   3   4   5   6-7   8
   9  10   11  12  13  14
   15  16  17  18-19        
ПОИСК
На сайте
В Яndex
Напишем письмо? Главная страница
Rambler's Top100 Индекс Цитирования Яndex
№ 4 (3771), 28 марта 2008 года
образование

Независимость —
для чего и сколько будем ее брать?

Обеспечение качества высшего образования — это процессы оценки, аккредитации и аудита образовательных программ и других видов деятельности университета. Раньше университеты сталкивались только с государственной аккредитацией. Присвоение вузу государственной аккредитации означает, что государство признает качество работы вуза, проверив его в ходе оценочных процедур на соответствие государственным требованиям к качеству его работы.

С.В.Шендерова

С.В.Шендерова

Но если другие вузы, доказывая претензии на университетский статус, лишь стремятся к достижению государственных образовательных стандартов и требований к реализации образовательных программ, то для СПбГУ эти стандарты во многом — «кандалы», не дающие возможность продемонстрировать обществу новизну своих образовательных программ и научных исследований. Госстандарты препятствуют формированию новых междисциплинарных и международных образовательных программ, основанных на пионерных исследованиях университетских научных школ; ведь именно из-за своей новизны и сопряженности с зарубежными принципами управления образованием эти программы под госстандарты не подходят, а следовательно, возникают проблемы с признанием таких программ — именно из-за их новизны и «нестандартности».

Поэтому возникает потребность в новых, более адекватных университетскому потенциалу механизмах международного признания качества видов деятельности университета. В механизмах, которые позволят университету не только более полно продемонстрировать свои преимущества всем заинтересованным сторонам общества, но и дадут ему возможность улучшить качество управления образованием и наукой. Таким механизмом является прохождение университетом независимой (то есть негосударственной) аккредитации его образовательных программ и иных видов деятельности.

Независимую аккредитацию, оценку и аудит университетов проводят независимые (то есть негосударственные) ассоциации обеспечения качества высшего образования. В развитых регионах мира независимые ассоциации обеспечения качества высшего образования — это институты гражданского общества, «голоса университетов», формирующие механизмы «обратной связи» интересов общества, вузов, студентов, работодателей и государства. Их оценка не ангажирована ни вузом, ни государством, ни работодателем, — равное представительство интересов всех групп является условием признания самой этой ассоциации и справедливости присвоенной ею аккредитации в образовательном сообществе.

Главное отличие и преимущество независимой аккредитации по сравнению с государственной — бoльшая гибкость критериев оценки. Она достигается благодаря коллегиальному обсуждению критериев оценки членами ассоциации. В ассоциации могут входить университеты, профессиональные сообщества, студенческие организации, фирмы — в зависимости от целей работы ассоциации и профиля образовательных программ, которые они оценивают.

Ассоциации могут объединять ученых по тому или иному направлению исследований, и в этом случае они оценивают, прежде всего, содержание образовательной программы, ее соответствие уровню и традициям ведущих научных школ в той или иной области научного знания.

Другим направлением оценки и возможной последующей аккредитации может быть система менеджмента качества образовательной программы или их спектра. В этом случае внимание уделяется не только содержанию программы и его соответствию лучшим мировым аналогам, но и тому, насколько эффективно она управляется. Соответственно, оценивается не только работа преподавателя, но и работа администрации программы (в российском контексте — администрации выпускающей кафедры или факультета).

Наконец, аккредитация в целом университета концентрирует внимание на качестве управления университетом и видами его деятельности: или образовательной, или научной, или всеми видами его деятельности. И здесь главный объект оценки — работа топ-менеджмента университета. Формально это оценивается и в ходе государственной аккредитации. Но если госкомиссия, увидев и отметив недостатки, выдает сухое предписание об их устранении, то проверочная комиссия независимой ассоциации дает рекомендации, как исправить ситуацию. И в ходе следующей проверки (аудита), которая проходит через год (а то и раньше) для подтверждения аккредитации, проверяется выполнение этих рекомендаций.

Цели независимой аккредитации для университетов — это улучшение содержания образовательных программ, улучшение стандартов качества управления университетом, признание вуза (или его образовательных программ) на мировом рынке образования. Важно для университета и членство в независимой ассоциации, оценивающей качество высшего образования — тогда университет получает доступ к управленческим практикам лучших университетов Европы и мира.

Система обеспечения качества высшего образования в общеевропейском образовательном пространстве предполагает развитие сети независимых ассоциаций, аккредитацию которых университет может выбирать сам. Деятельность таких ассоциаций и рамочные механизмы оценки университета определены в «Стандартах и руководствах по обеспечению качества в общеевропейском образовательном пространстве (Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area, 2005)». В этом документе подробно описано, по каким критериям оценивается качество управления университетами, как действуют сами ассоциации и как определяется достоверность присваиваемой ими аккредитации.

Реформируя систему управления университетом на основе этих стандартов, участвуя в работе независимых аккредитующих ассоциаций и создавая их, СПбГУ сможет улучшить условия труда преподавателей, исследователей, лучше организовать обучение студентов и доказать всему миру, что университет управляется на основе лучших мировых практик.  

С.В.Шендерова,
к.э.н., доцент, начальник Управления академической политики СПбГУ

© Журнал «Санкт-Петербургский университет», 1995-2008 Дизайн и сопровождение: Сергей Ушаков